г. Самара |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А55-754/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Вадченко А.В., доверенность от 08 февраля 2012 г. N 1315/1,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Латушкина Бориса Анатольевича - извещен, не явился,
от Ганиной Ирины Викторовны - извещен, не явился,
от Долгова Валерия Юревича - извещен, не явился.
от Долгова Михаила Юрьевича - извещен, не явился,
от Чечеткиной Натальи Викторовны - Сажина Л.В., доверенность от 20 июня 2012 г.,
от Семенова Федора Владимировича - извещен, не явился
от Семенова Святослава Федоровича - извещен, не явился,
от Ревякиной Веры Николаевны - извещен, не явился,
от Отрожко В.В. - извещен, не явился,
от Самариной Евдокии Павловны - извещен, не явился,
от Евич Владимира Андреевича - извещен, не явился,
от ФГБУ санаторий "Лесное" - Петров М.Б., удостоверение, Шапкина А.В., доверенность от 12 марта 2012 г. N 07, Груздев А.А., доверенность от 07 декабря 2012 г. N 51
от Управления Росреестра по Самарской области - извещен, не явился,
от Министерства здравоохранения Российской Федерации - Сарвадий М.В., доверенность от 04 июля 2012 г. N ПД-МЗ-6,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
от ООО "МРК-С" - извещен, не явился,
от Семеновой Любови Яковлевны - извещен, не явился,
от Семеновой Любови Ивановны - извещен, не явился,
от Осипова Анатолия Петровича - извещен, не явился,
от Репиной Елизаветы Ивановны - извещен, не явился,
от Семеновой Светланы Федоровны - извещен, не явился,
от Винокуровой Людмилы Захаровны - извещен, не явился,
от Чечеткина Виктора Михайловича - извещен, не явился,
от Тимофеевой Лидии Васильевны - извещен, не явился,
от Буянова Виктора Петровича - извещен, не явился,
от Хохлова Михаила Николаевича - Сажина Л.В., доверенность от 20 июня 2012 г.,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - извещен, не явился,
от ООО "Согласие" - Морякова Л.А., паспорт, протокол от 24 декабря 20008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам граждан Чечеткиной Натальи Викторовны и Хохлова Михаила Николаевича, общества с ограниченной ответственностью "Согласие", мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2012 г. по делу N А55-754/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
к ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора:
Латушкин Борис Анатольевич, г. Тольятти, Самарская обл.,
Ганина Ирина Викторовна, г. Тольятти, Самарская обл.,
Долгов Валерий Юревич, г. Тольятти, Самарская обл.,
Долгов Михаил Юрьевич, г. Тольятти, Самарская обл.,
Чечеткина Наталья Викторовна, г. Тольятти, Самарская обл.,
Семенов Федор Владимирович, г. Тольятти, Самарская обл.,
Семенов Святослав Федорович, г. Тольятти, Самарская обл.,
Ревякина Вера Николаевна, г. Тольятти, Самарская обл.,
Отрожко В.В., г. Тольятти, Самарская обл.,
Самарина Евдокия Павловна, г. Тольятти, Самарская обл.,
Евич Владимир Андреевич, г. Тольятти, Самарская обл.,
ФГБУ санаторий "Лесное", г. Тольятти, Самарская обл.,
Управление Росреестра по Самарской области, г. Самара,
Министерство здравоохранения Российской Федерации, г. Москва,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "МРК-С", г. Тольятти, Самарская обл.,
Семенова Любовь Яковлевна, г. Тольятти, Самарская обл.,
Семенова Любовь Ивановна, г. Тольятти, Самарская обл.,
Осипов Анатолий Петрович, г. Тольятти, Самарская обл.,
Репина Елизавета Ивановна, г. Тольятти, Самарская обл.,
Семенова Светлана Федоровна, г. Тольятти, Самарская обл.,
Винокурова Людмила Захаровна, г. Тольятти, Самарская обл.,
Чечеткин Виктор Михайлович, г. Тольятти, Самарская обл.,
Тимофеева Лидия Васильевна, г. Тольятти, Самарская обл.,
Буянов Виктор Петрович, г. Тольятти, Самарская обл.,
Хохлов Михаил Николаевич, г. Тольятти, Самарская обл.,
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Согласие", г. Тольятти, Самарская обл.,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Мэрия городского округа Тольятти Самарской области (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом первой инстанции, к ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее ответчик) о признании незаконным решения от 06.04.2012 N 63-00-119/1146438 об учете изменений земельного участка кадастровый номер 63:09:0304064:8, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, в лесных кварталах N 16, 24, площадью 259 795 кв.м., и о возложении на ответчика обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о государственном кадастровом учете изменений указанного земельного участка, а также снять с учета указанный земельный участок.
Определением суда от 10.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ООО "Согласие", которое просит признать незаконными действия ответчика по внесению сведений о правообладателе - санаторий "Лесное", о виде права - бессрочное пользование, о документе - свидетельство о праве собственности на землю от 25.02.1994 N 16517 в п. 15 кадастровой выписки земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304064:8, действия по кадастровому учету изменений - уточнению границ указанного земельного участка, обязать ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, признать незаконным бездействие ответчика по снятию с кадастрового учета земельного участка, обязать ответчика снять с кадастрового учета указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2012 г. по делу N А55-754/2012 в удовлетворении требований Мэрии городского округа Тольятти и ООО "Согласие" отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что кадастровым органом был произведен учет изменений характеристик спорного земельного участка на основе межевого плана, предоставленного санаторием "Лесное", который противоречит утвержденному ранее проекту планировки территории, как в части границ, так и в части зонирования.
В апелляционной жалобе третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора - граждане Чечеткина Н.В. и Хохлов М.Н. просят отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считают, что судом не учтено, что в состав спорного земельного участка вошли земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам, а также собственников помещений, чьи права и законные интересы нарушены в результате совершения оспариваемых действий.
В апелляционной жалобе третье лицо заявляющее самостоятельные требования на предмет спора - ООО "Согласие" просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требование, считает, что решение суда является незаконным ввиду неправильного определения судом юридически значимых обстоятельств, неправильного применение норм гражданского права, неприменение закона, подлежащего применению, недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, вывод суда в оспариваемом решении о том, что земельный участок относится исключительно к федеральной собственности является необоснованным, оспариваемое решение нарушает права граждан собственников жилых домов на спорном земельном участке и лишает их возможности приобретения земельных участков в собственность в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса, судом не учтено фактическое ограничение доступа виде бетонного забора к земельному участку ООО "Согласие".
Третьи лица - ФГБУ санаторий "Лесное", Министерство здравоохранения Российской Федерации считают, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и третьих лиц - ФГБУ санаторий "Лесное", Министерства здравоохранения Российской Федерации, ООО "Согласие", граждан Чечеткиной Натальи Викторовны и Хохлова Михаила Николаевича, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.10.2011 г. в мэрию городского округа Тольятти поступило обращение от жителей поселка "Лесное" относительно незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, в лесных кварталах 16, 24.
Из материалов дела следует, что ответчиком 11.07.2011 г. была произведена постановка на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, в лесных кварталах N 16, 24, площадью 259 795 кв. м.
Согласно п.15 кадастрового паспорта N 63-00-102/11-133093 от 11.07.2011 г. спорный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Федерального государственного учреждения санаторий "Лесное" (в настоящее время - Федеральное государственное бюджетное учреждение санаторий "Лесное").
Мэрия городского округа Тольятти, полагая, что постановка земельного участка на кадастровый учет ответчиком осуществлена в нарушение требований закона, и нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Из материалов дела следует, что постановлениями администрации г. Тольятти от 09.04.1993 г. N 424 и N 1904 от 03.12.1993 г. земельный участок площадью 27, 85 га., был предоставлен в бессрочное пользование санаторию "Лесное" в связи, с чем было выдано свидетельство на право постоянного (бессрочного пользования) N 16517 от 25.02.1994 г.
Пунктом 2 постановления администрации г. Тольятти N 30 от 17.01.1995 г. гражданину Латушкину Борису Анатольевичу был выделен земельный участок площадью 0, 0658 га., из спорного земельного участка.
Постановлением первого заместителя мэра г. Тольятти N 1092-2/05-99 от 31.05.1999 г. у санатория "Лесное" была изъята часть земельного участка площадью 0, 1147 га., расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, в лесных кварталах N 16, 24, которая была передана в общую долевую собственность - Семенову Федору Владимировичу, Семенову Святославу Федоровичу, Ганиной Ирине Викторовне, Долгову Валерию Юрьевичу и Долгову Михаилу Юрьевичу, для дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, Санаторий "Лесное", дом 19.
Данным постановлением у санатория "Лесное" изъята часть земельного участка площадью 0,1047 га., расположенная по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, в лесных кварталах N 16, 24 и передана в собственность - Самариной Евдокии Павловне, для дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, Санаторий "Лесное", дом 6-1.
Впоследствии постановлением мэра г. Тольятти N 1508-2/07-99 от 06.07.1999 г. был отменен п. 3 постановления N 30 от 17.01.1995 г.
Заявитель считает, что с 1999 г. у ФГБУ санаторий "Лесное" право постоянного (бессрочного пользования) на земельный участок отсутствует.
Постановлением мэра г. Тольятти от 31.07.2000 N 2077-1/07-00 внесены изменения в п. 4 постановления первого заместителя мэра г. Тольятти от 06.07.1999 г. N 1508-2/07-99: ООО "Согласие" предоставлен земельный участок общей площадью 7 380 кв.м.
Из материалов дела следует, что право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Согласие" на земельный участок площадью 7 380 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, на территории санатория "Лесное" зарегистрировано в установленном законом порядке.
Законность вышеуказанных постановлений органа местного самоуправления была установлена в рамках судебного дела, рассматриваемого Арбитражным судом Самарской области по делу N А55-21919/2009
Заявитель в обоснование доводов ссылается на ст. 7.5 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой сведения о наличии на земельном участке объектов недвижимого имущества, прочно связанных с землей, относится к числу обязательных сведений кадастрового дела, "кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок".
При этом сведения о наличии на спорном земельном участке жилых домов, и зарегистрированных правах собственности на земельные участки находящихся в границах спорного участка, в кадастровом паспорте отсутствуют.
Однако, постановлением мэра г. Тольятти N 925 от 02.06.1994 Ревякиной В.Н. был предоставлен в собственность земельный участок площадью 0, 8 га. для дальнейшего использования части жилого дома, расположенного по адресу: Центральный район, санаторий "Лесное", о чем было выдано свидетельство о праве собственности.
Заявитель полагает, что до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий (п. 10 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ").
Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в, соответствии с настоящим Кодексом.
В связи с чем, по мнению заявителя, постановка спорного земельного участка на кадастровый учет за Федеральным государственным учреждением санаторий "Лесное" нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления по осуществлению полномочий предусмотренных п. 10. ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и нарушает права и законные интересы собственников недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о ранее учтённом земельном участке с кадастровым номером 63:09:0304064:8, площадью 259 795 кв.м., расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, в лесных кварталах N 16, 24.
Из материалов дела следует, что сведения о данном земельном участке внесены в ГКН при проведении работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования на землю от 25.02.1994 г. N 16517.
При этом, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о признании утратившим силу данного свидетельства.
В порядке информационного взаимодействия в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о зарегистрированном праве постоянного (бессрочного) пользования Министерства здравоохранения и социального развития РФ на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0304064:8 согласно регистрационной записи от 23.05.2011 N 63-63-09/069/2011-021.
По заявлению от 13.01.2011 г. N 63-09-118/11а-32 о государственном учете изменений объекта недвижимости на основании представленного межевого плана от 03.12.2010 г., подготовленного ООО "МРК-С", ответчиком осуществлён учёт изменений земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304064:8.
Таким образом проведение государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304064:8 осуществлено ответчиком на основании представленных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 Закона в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.
В этой связи, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится.
При этом согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре.
Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре и ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласование местоположения границ земельных участков с органом местного самоуправления осуществляется при условии, что такие земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и данные земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет.
В силу ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении местоположения границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Следовательно, обязанности по проведению согласования границ и соблюдению порядка согласования законодателем возложены на кадастрового инженера.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре, с заявлением о государственном кадастровом учете представляется копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Материалами дела подтверждается, что в межевом плане имеется письмо ООО "Согласие" об отказе согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304064:8, в связи с тем, что не обеспечен доступ к земельному участку с кадастровым номером 63:09:0304064:10.
Кроме того, в межевом плане также содержится письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2010 г. N 353 о разрешении доступа к земельному участку 63:09:0304064:10.
Из пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: 63:09:0304064:30, с уточненной площадью 400 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации КНС "Санаторий "Лесное" (зона N Ц-ЗМ), расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Лесопарковое шоссе, д. 2 А; 63:09:0304064:10, с площадью 7 380 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - земельные участки занятые особо охраняемыми территориями и объектами, в том числе городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, расположенном: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха на территории санатория "Лесное"; 63:09:0304064:5 с уточненной площадью 894 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенном по адресу: Самарская область, Центральный район, Лесопарковое шоссе, д. 2, строение 6.
Вместе с тем в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об образовании данных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304064:8.
Довод заявителя о том, что ответчиком нарушены требования ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", является не обоснованным.
Заявитель указывает, что на дату обращения в орган кадастрового учета 13.01.2011 г. с заявлением об учете изменений площади земельного участка право постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ санаторий "Лесное" Минздравсоцразвития России было прекращено постановлением администрации г.о. Тольятти N 30 от 17.01.1995 г.
Между тем в соответствии с п. 1 постановления администрации г. Тольятти от 17.01.1995 г. N 30 "О предоставлении земельных участков в собственность для дальнейшей эксплуатации жилых домов на территории санатория "Лесное" и изменении пункта ранее принятого постановления", признано утратившим силу свидетельство N 16517 от 14.04.1993 г. (л.д.22 т.1).
При этом межевой план на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0304064:8, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, в лесных кварталах N 16,24, площадью 259 795 кв.м., был подготовлен ООО "МРК-С" на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком N 16517 от 25.02.1994 г.
Судом установлено, что на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком N 16517 от 25.02.1994 г. зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГУ санаторий "Лесное" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.05.2011 г., а также материалами правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию права на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0304064:8.
Свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком N 16517 от 14.04.1993 г. санаторием "Лесное" при обращении с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке в орган кадастрового учета, а также на государственную регистрацию права не предоставлялось. Доказательств обратного суду не представлено.
Довод заявителя о том, что земельный участок, на который за ФГБУ санаторий "Лесное" Минздравсоцразвития России зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, является не разграниченной государственной собственностью, является безосновательным.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Таким образом, земельный участок, предоставленный ФГБУ санаторий "Лесное" Минздравсоцразвития России, относится исключительно к федеральной собственности.
В этой связи ссылка заявителя на п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", регламентирующий порядок распоряжения земельными участками на которые государственная собственность не разграничена, не может служить доказательством нарушения прав и законных интересов мэрии г.о. Тольятти.
Кроме того, земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, в лесных кварталах N 16, 24, площадью 259 795 кв.м., кадастровый номер 63:09:0304064:8, предоставлен ФГБУ санаторий "Лесное" Минздравсоцразвития России на основании постановлений администрации г. Тольятти Самарской области N 424 от 09.04.1993 г., N 1904 от 03.12.1993 г., свидетельства о праве бессрочного пользования на землю N 16517 от 25.02.1994 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АЖ N 376151.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2010 г. по делу N А55-21919/2009 установлена законность постановления администрации г. Тольятти Самарской области N 1904 от 03.12.1993 г., на основании которого было выдано свидетельство о праве бессрочного пользования на землю N 16517 от 25.02.1994 г.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2010 г. по делу N А55-21919/2009, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
Доводы ФГБУ санаторий "Лесное" и Министерства здравоохранения Российской Федерации о том, что постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, находящегося в федеральной собственности, не может нарушать права и законные интересы мэрии г.о. Тольятти является обоснованным.
В соответствии с пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 решение о внесении сведений в реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и предусмотренным указанным выше пунктом Порядка документов.
До вступления в силу Закона о кадастре сведения о ранее учтённых земельных участках вносились в государственный кадастр недвижимости на основании инвентаризационной и (или) оценочной описи.
Из материалов дела следует, что сведения о спорном земельном участке внесены в ГКН при проведении работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет, в том числе государственный кадастровый учет изменений земельного участка, осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета соответствующего заявления и необходимых в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре для осуществления такого учета документов.
Судом установлено, что с соответствующими заявлениями в орган кадастрового учёта заинтересованные лица не обращались. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно статьям 21, 22 Закона о кадастре в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" орган кадастрового учёта не вправе требовать от заявителя документы, которые запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Вместе с тем положениями ст. 74 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусмотрено, что в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, не применяются до 01.07.2012 года.
Таким образом, довод заявителя о том, что в сведениях государственного кадастра недвижимости должны содержаться данные о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, находящиеся в границах спорного земельного участка, а также о самих этих земельных участках, является несостоятельным.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение ответчика от 06.04.2012 г. N 63-00-119/1146438 об учете изменений земельного участка кадастровый номер 63:09:0304064:8, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, в лесных кварталах N16, 24, площадью 259 795 кв.м., принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", и не нарушает права заявителя по осуществлению полномочий, предусмотренных п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса российской Федерации", а также в сфере градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Согласно пункту 4 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости; учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости); снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре); исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
В соответствии со ст. 14 Закона о кадастре, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При этом кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Таким образом, кадастровый паспорт земельного участка является отражением на бумажном носителе сведений государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование (ст. 11.4 Земельного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что ФГУ санаторий "Лесное" обратилось с заявлением об учёте изменений земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304064:8, представив межевой план, подготовленный в результате осуществления кадастровых работ по уточнению границ и площади оспариваемого земельного участка в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о кадастре.
В этой связи довод ООО "Согласие" о том, что оспариваемый земельный участок не является объектом недвижимости в силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, как прекративший своё существование, является не обоснованным.
Ссылка ООО "Согласие" на несоблюдение ответчиком положений п. 3 ч. 4 ст. 27 Закона о кадастре является несостоятельной.
В силу требований п. 3 ч. 4 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
Как указывалось выше, в представленном вместе с заявлением от 13.01.2011 г. N 63-09-118/11а-32 о государственном учете изменений объекта недвижимости межевом плане от 03.12.2010 г., подготовленном ООО "МРК-С", имеется письмо ООО "Согласие" об отказе согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304064:8, в связи с тем, что не обеспечен доступ к земельному участку с кадастровым номером 63:09:0304064:10.
Вместе с тем в данном межевом плане также содержится письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.10.2010 г. N 353 о разрешении доступа к земельному участку 63:09:0304064:10.
При таких обстоятельствах материалами дела подтверждается факт обеспечения доступа ООО "Согласие" к земельному участку.
ООО "Согласие", предъявляя требования о признании незаконным бездействия ответчика по снятию с кадастрового учета земельного участка 63:09:0304064:8, не представило суду несоответствия требованиям закона оспариваемого бездействия.
Кроме того, доказательств обращения с заявлением о снятии с кадастрового учета указанного земельного участка суду не представлено.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Арбитражным судом первой инстанции правильно установлено, что об оспариваемых действиях ответчика по внесению сведений о правообладателе - санаторий "Лесное", о виде права - бессрочное пользование, о документе - свидетельство о праве собственности на землю от 25.02.1994 N 16517 в п. 15 кадастровой выписки земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304064:8, а также по кадастровому учету изменений - уточнению границ указанного земельного участка, ООО "Согласие" стало известно в феврале 2012 года, когда в материалы дела судом приобщена копия кадастрового дела земельного участка 63:09:0304064:8.
Определением от 16.01.2012 ООО "Согласие" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Ходатайство о восстановлении срока, установленного ст. 198 АПК РФ заявлено в судебном заседании 24.07.2012 г.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство ООО "Согласие", выслушав его доводы, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, признал причины пропуска срока неуважительными, так как обстоятельства, изложенные в ходатайстве, не препятствовали ООО "Согласие" для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий, бездействия заинтересованного лица и обоснованно отказал в восстановлении пропущенного срока.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2006 N 16228/05 пропуск срока подачи заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Доводы третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - граждан Чечеткиной Н.В. и Хохлова М.Н. о нарушении прав граждан, собственников объектов жилого фонда на приватизацию земельных участков является необоснованным, поскольку указанные лица не наделены полномочиями по защите прав других лиц, а также в силу того, что права граждан на приватизацию земельных участков под объектами жилого фонда не зависят от того в чьей собственности находятся такие земельные участки в государственной либо муниципальной.
Довод третьего лица ООО "Согласие" об отсутствии доступа к земельному участку не нашел подтверждения и опровергается материалами дела. Также в судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено, что свободный доступ к земельному участку третьего лица имеется, что стороны продемонстрировали на схеме земельного участка, такой доступ обеспечен по дороге со стороны поселка.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 августа 2012 г. по делу N А55-754/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-754/2012
Истец: Мэрия городского округа Тольятти
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата "по Самарской области
Третье лицо: Буянов Виктор Петрович, Винокурова Людмила Захаровна, Ганина Ирина Викторовна, Долгов Валерий Юрьевич, Евич Владимир Андреевич, Латушкин Борис Анатольевич, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство здравоохранения Российской Федерации Российской Федерации, Министерство лесного хозяйства , охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ООО "МРК-С", ООО "Согласие", Осипов Анатолий Петрович, Отрожко В В, Ревякина Вера Николаевна, Репина Елизавета Ивановна, Росреестр по Самарской области, Самарина Евдокия Павловна, Семенов Святослав Федорович, Семенов Федор Владимирович, Семенова Любовь Ивановна, Семенова Любовь Яковлевна, Семенова Светлана Федоровна, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Тимофеева Лидия Васильевна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУ санаторий "Лесное", Хохлов Михаил Николаевич, Чечеткин Виктор Михайлович, Чечеткина Наталья Викторовна
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10341/13
24.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10341/13
11.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2256/13
17.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12505/12
07.08.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-754/12