город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2012 г. |
дело N А53-25706/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Н.Н. Смотровой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: 1. Разгильдяева Н.В. паспорт, по доверенности от 20.01.2012; 2. Чибинев Н.Н. паспорт, по доверенности от 17.04.2012
от заинтересованных лиц: от отдела надзорной деятельности по г. Новочеркасску Главного управления МЧС России по Ростовской области - Стрижаков В.С. удостоверение ГПН N 084278, по доверенности от 20.11.2012; от ГУ МЧС России по Ростовской области - Стрижаков В.С., по доверенности от 11.05.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
отдела надзорной деятельности по г. Новочеркасску Главного управления МЧС России по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2012 по делу N А53-25706/2012
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный университет (Новочеркасский политехнический институт)"
к заинтересованным лицам отделу надзорной деятельности по г. Новочеркасску Главного управления МЧС России по Ростовской области, Главному управлению МЧС России по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный университет "Новочеркасский политехнический институт" (далее - Учреждение, ЮРГТУ (НПИ)) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 310-333/2012/3 от 20.07.2012 отдела надзорной деятельности по г. Новочеркасску Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - отдел, заинтересованное лицо) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 190 000 руб.
Заявленные требования мотивированы отсутствием в деянии учреждения состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2012 в качестве другого заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - ГУ МЧС РФ по Ростовской области).
Решением от 02.10.2012 заявленные требования удовлетворены. Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что событие и состав вменяемого правонарушения не подтверждены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ МЧС Российской по Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить судебный акт, отказать в удовлетворении требований. Заявитель считает, что суд сделал вывод, не соответствующий материалам дела, поскольку Учреждением нарушены правила противопожарного режима, что надлежащим образом подтверждено материалами административного дела.
В судебном заседании после отложения рассмотрения дела лица, участвующие в деле, настаивали на своих позициях.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.06.2012 г. на основании рапорта дознавателя отдела, начальником отдела вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении учреждения.
19.07.2012 г. уполномоченным лицом отдела проведен осмотр здания и помещений общежития N 1 Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный технический университет", расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Крылова, д. 6.
В ходе проведенного осмотра установлено, что имеются нарушения требований пожарной безопасности. Указанные правонарушения зафиксированы в протоколе осмотра помещений юридического лица от 19.07.2012 г.
13.07.2012 г. в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 310-333/2012/1 по части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
20.07.2012 на основании указанных протоколов заинтересованным лицом вынесено постановление N 310-333/2012/1 о назначении административного наказания, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 190 000 руб.
Считая данное постановление незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем удовлетворил заявленные требования о признании незаконным оспариваемого постановления.
Судебная коллегия считает, что выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Такие требования установлены, в частности, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390. (далее - Правила N 390)
В соответствии с пунктом 55 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Пунктом 41 Правил N 390 установлено, что запрещается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий. Согласно подпункту "з" пункта 42 Правил N 390 использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.
Согласно оспариваемому постановлению о привлечении к административной ответственности, учреждению вменены следующие нарушения:
- в общежитии N 1 Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный технический университет" не обеспечено исправное состояние сетей внутреннего противопожарного водопровода и не организовано проведение проверок их работоспособности не менее 2 раз в год с составлением соответствующих актов (нарушены требования пункта 55 Правил N 390);
- в комнате N 322 используется временная электропроводка, проложенная проводом от электрической розетки по деревянному подоконнику (нарушены требования пункта 41, подпункта "з" пункта 42 Правил N 390).
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 65, 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 3 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Суд первой инстанции исходил из того, что приведенная в оспоренном постановлении и в протоколах об административном правонарушении формулировка правонарушения не позволяет определить действия, лица привлекаемого к административной ответственности, признанные административным органом совершенными с нарушением действующего законодательства (изложены технические нарушения правил и норм пожарной безопасности, предъявляемых к объектам, безотносительно к конкретным действиям юридического лица). Это обстоятельство исключает возможность оценить действия заявителя на предмет наличия в них объективной и субъективной стороны состава административного правонарушения, а также давности их совершения.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" разъяснено, что для решения вопроса о виновности юридического лица в совершении правонарушения арбитражным судам требуется установить, имелась ли у соответствующего лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, приняты ли им все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.04.2009 N 486-О, ответственность за нарушение административного законодательства применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.
Вина юридического лица в силу требований ч. 2 ст. 2.1 Кодекса и ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом при вынесении постановления.
Из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения им не исследовался. В нарушение требований ст. 29.10 КоАП РФ в оспоренном постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения Учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ ввиду недоказанности наличия в его действиях состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, постановление Отдела надзорной деятельности по г. Новочеркасску ГУ МЧС по Ростовской области от 20.07.2012 N 310-333/2012/3 о привлечении ЮРГТУ (НПИ) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 190 000 руб., является незаконным и подлежит отмене.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25706/2012
Истец: ФГБОУ ВПО "ЮРГТУ (НПИ)", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный университет "Новочеркасский политехнический институт"
Ответчик: Новочеркасскому управлению надзорной деятельности Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области, ОГПН по г. Новочеркасску ГУ МЧС по РО, отдел надзорной деятельности по г. Новочеркасску ГУ МЧС России по Ростовской области
Третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области