г.Москва |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А40-101238/12-145-268 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.12.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Свиридова В.А., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Ильмень"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.10.2012
по делу N А40-101238/12-145-268, принятое судьей Вигдорчик Д.Г.,
по заявлению ЗАО "Ильмень" (ОГРН 1073629000884; Воронежская область, Новохоперский район, п.Половцево, ул.Рабочая, д.2)
к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулированию)
о признании незаконным решения об отказе в возобновлении действия лицензии,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Рогозина Е.А. по доверенности от 03.12.2012,
представителей ответчика Боковановой П.В. по доверенности от 07.09.2012, Баландиной В.Б. по доверенности от 26.12.2011,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 11.10.2012, принятым по данному делу, Арбитражным судом г.Москвы отказано в удовлетворении требований по заявлению ЗАО "Ильмень" к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулированию) об оспаривании решения N 10/233-по от 11.07.2012 об отказе в возобновлении действия лицензии.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что оспариваемое решение от 11.07.2012 N 10/233 об отказе в возобновлении действия лицензии соответствуют требованиям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований Общества в полном объеме. При этом податель жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также на несоответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам. Настаивает на том, что оспариваемое решение ответчика является незаконным, не соответствующим положениям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", нарушает права и законные интересы заявителя. Указывает, что в ходе проведенной Росалкогольрегулированием проверки выявлены нарушения, не связанные с основанием приостановления действия лицензии, которые не могли являться основанием для отказа в возобновлении действия лицензии. Настаивает на том, что Обществом устранены нарушения, послужившие основанием для приостановления действия лицензии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции и представленных письменных пояснениях представитель ответчика просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. При этом указал, что основанием для отказа в возобновлении действия лицензии явилось нарушение сроков представления заявок о фиксации в ЕГАИС сведений об объемах производства и оборота этилового спирта. Также указывает, что с заявлением об устранении допущенного нарушения сроков предоставления заявок о фиксации сведений в ЕГАИС Общество не обращалось.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, должностными лицами ответчика в период с 25.10.2011 по 27.10.2011 произведен осмотр производственных и складских помещений, территории, находящегося там оборудования, вещей и документов, принадлежащих ЗАО "Ильмень"
По результатам осмотра был составлен протокол осмотра N 03-/11/923-4, в котором зафиксирован факт нарушения Обществом сроков предоставления заявок о фиксации в ЕГАИС информации о производстве этилового спирта и фракции головной этилового спирта.
01.03.2012 Росалкогольрегулированием в соответствии с п.п.3 п.2 ст.23 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"вынесено предписание N 3685/10-01 об устранении Обществом нарушений условий действия лицензии А 068844 от 23.09.2009.
Указанным предписанием Обществу предписано соблюдать сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), информации о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, утвержденные приказом Минфина России от 13.08.2009 N 92н.
10.05.2012 должностными лицами ответчика, на основании приказа руководителя МРУ Росалкогольрегулирования в ЦФО от 05.05.2012 N 1-723, проведена проверка в отношении ЗАО "Ильмень" на предмет выполнения предписания.
По результатам проведенной проверки составлен акт У1-а469/08, в котором зафиксированы следующие обстоятельства относительно предоставления заявок о фиксации в ЕГАИС информации об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции:
- заявки за 12.03.2012 представлены 14.03.2012, 05.04.2012 (срок - 13.03.2012);
- заявки за 14.03.2012 представлены 20.03.2012, 30.03.2012, 05.04.2012 (срок - 15.03.2012);
- заявки за 15.03.2012 представлены 20.03.2012, 30.03.2012, 05.04.2012 (срок - 16.03.2012);
- заявки за 16.03.2012 представлены 20.03.2012, 30.03.2012, 05.04.2012 (срок - 19.03.2012);
- заявки за 21.03.2012 представлены 26.03.2012, 30.03.2012, 05.04.2012 (срок-22.03.2012);
- заявки за 24.04.2012 представлены 26.04.2012 (срок - 25.04.2012);
- заявки за 01.05.2012 представлены 03.05.2012 (срок - 02.05.2012);
- заявки за 04.05.2012 представлены 10.05.2012 (срок - 05.05.2012).
Придя к выводу о том, что ЗАО "Ильмень" не соблюдало предписание Росалкогольрегулирования и нарушило приказ Минфина России от 13.08.2009 N 92н, ответчиком в соответствии с п.1 ст.20 Закона о государственном регулировании принято решение от 20.06.2012 N 10/60-пр о приостановлении действия лицензии в связи с невыполнением предписания.
27.06.2012 в Росалкогольрегулирование поступило заявление ЗАО "Ильмень" об устранении выявленных нарушений.
04.07.2012 должностными лицами ответчика, на основании приказа руководителя МРУ Росалкогольрегулирования в ЦФО от 03.07.2012 N 1-1027, проведена проверка Общества на предмет устранения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии ЗАО "Ильмень" по результатам, которой составлен акт от 04.07.2012 У1-a705/08.
В ходе проведения проверки Росалкогольрегулированием были проверены заявки о фиксации в ЕГАИС информации о продукции, об объемах производства и оборота продукции в период с 05.05.20.12 по 03.07.2012 и установлено, что:
- сведения, сформированные ИС "АЛКО-3" зав. N 6120295 за 18.05.2012 (производство фракции головной этилового спирта), зафиксированы в ЕГАИС 22.05.2012 (срок фиксации в ЕГАИС 21.05.2012);
- сведения, сформированные ИС "АЛКО-3" зав. N 6120295 за 19.05.2012 (производство фракции головной этилового спирта), зафиксированы в ЕГАИС 22.05.2012 (срок фиксации в ЕГАИС 21.05.2012);
- сведения, сформированные ИС "АЛКО-3" зав. N 6120295 за 20.05.2012 (производство фракции головной этилового спирта), зафиксированы в ЕГАИС 22.05.2012 (срок фиксации в ЕГАИС 21.05.2012);
- сведения, сформированные ИС "АЛКО-3" зав. N 6120295 за 12.05.2012 (производство фракции головной этилового спирта), зафиксированы в ЕГАИС 15.05.2012 (срок фиксации в ЕГАИС 14.05.2012);
- сведения, сформированные ИС "АЛКО-3" зав. N 6120288 за 13.05.2012 (приемка спирта-сырца), зафиксированы в ЕГАИС 15.05.2012 (срок фиксации в ЕГАИС 14.05.2012));
- сведения, сформированные ИС "АЛКО-3" зав. N 7020107 за 13.05.2012 (отгрузка фракции головной этилового спирта), зафиксированы в ЕГАИС 15.05.2012 (срок фиксации в ЕГАИС 14.05.2012);
- сведения, сформированные ИС "АЛКО-3" зав. N 6120296 за 12.05.2012 (производство спирта этилового ректификованного), зафиксированы в ЕГАИС 15.05.2012 (срок фиксации в ЕГАИС 14.05.2012).
11.07.2012 Росалкогольрегулированием принято решение N 10/233-по об отказе в возобновлении действия лицензии, выданной ЗАО "Ильмень".
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 данной нормы Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В настоящем случае апелляционный суд считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154, Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Росалкогольрегулирование осуществляет лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.5.3 Положения).
Таким образом, Росалкогольрегулирование является органом, уполномоченным принимать решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно п.2 ст.8 Закона основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Подпунктом "а" пункта 4 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 N 253, предусматривается, что технические средства должны, в том числе, обеспечивать фиксацию и передачу информации об объеме производства и оборота этилового спирта в единую информационную систему с использованием программных средств в соответствии с заявкой о фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, в единой информационной системе.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522.
В соответствии с п.2 названных Правил единая информационная система содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции. В том числе, информацию, обязательную к представлению организациями в соответствии с перечнем, указанным п.3 указанных Правил функционирования ЕГАИС.
Пунктом 4 Правил функционирования ЕГАИС установлено, что для фиксации информации, указанной в п.3 настоящих Правил, в единой информационной системе организация, используя технические средства, представляет в электронном виде с электронной цифровой подписью заявку о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
Согласно Приказу Минфина России от 13.08.2009 N 92н "Об утверждении сроков представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции", заявка о фиксации в ЕГАИС информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (АСИиУ) представляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения АСИиУ показателей по каждому виду, наименованию производимой продукции и средству измерения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, указанные требования Обществом исполнены не были.
С учетом изложенного выше, апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции об обоснованности оспариваемого решения Росалкогольрегулирования.
В обоснование своих требований Общество указывает на то, что предписание Росалкогольрегулирования N 36875/10-14 от 01.03.2012 исполнено ЗАО "Ильмень" за исключением пункта о необходимости соблюдать сроки представления заявок о фиксации сведений в ЕГАИС.
Вместе с тем именно несоблюдение сроков представления заявок о фиксации сведений в ЕГАИС в течение всего периода при проведении Росалкогольрегулированием проверок явилось основанием для принятия ответчиком решения об отказе в возобновлении действия лицензии.
При этом приведенные Обществом доводы в обоснование отсутствия возможности своевременной фиксации информации в ЕГАИС были рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены как необоснованные.
Апелляционная коллегия также считает необходимым отметить, что в соответствии с п.10 Правил функционирования ЕГАИС при выявлении факта внесения в ЕГАИС недостоверной информации организация направляет в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, заявку с уточненными данными о фиксации.
Порядок и сроки рассмотрения таких заявлений закреплены в п.10.2 -10.3 Правил функционирования ЕГАИС.
При этом в п.10.1 Правил установлена обязанность организации в случае обращения с названными заявлениями прилагать документы или заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке их копии, которые подтверждают обоснованность уточнения организацией информации, содержащейся в единой информационной системе.
Дата фиксации организацией в ЕГАИС сведений об объемах производства и оборота этилового спирта является одним из основных реквизитов представляемой заявки.
Таким образом, изменение даты фиксации сведений в ЕГАИС влечет необходимость обращения организаций в Росалкогольрегулирование с заявлениями, предусмотренными п.п.10-10.1 Правил функционирования ЕГАИС.
В настоящем случае в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства того, что ЗАО "Ильмень" обращалось в Росалкогольрегулирование с заявлением с просьбой устранить допущенные нарушения сроков представления заявок о фиксации в ЕГАИС сведений об объемах производства и оборота этилового спирта.
С учетом изложенного, у ответчика имелись правовые и фактические оснований для принятия решения об отказе в возобновлении действия лицензии, что подтверждается установленными по делу фактическими обстоятельствами и имеющимся в нем доказательствами.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.10.2012 по делу N А40-101238/12-145-268 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101238/2012
Истец: ЗАО "Ильмень"
Ответчик: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)