г. Москва |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А41-19287/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Александрова Д.Д., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от Администрации Чеховского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Армада" - Ермака Т.А, (представителя по доверенности от 01.03.2012), Залогина П.Ю. (представителя по доверенности от 16.10.2012),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Чеховского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2012 по делу N А41-19287/12, принятое судьей Неяскиной Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Армада" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Чеховского муниципального района Московской области (далее - администрация) (с учетом уточнений, принятых судом в судебном заседании от 27.08.2012) о: признании незаконными действий администрации, выраженных в письме от 24.02.2012 N 83-12/ЮЛ о предоставлении дополнительных документов; обязании администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка, площадью 4358 кв.м. с КН 50:31:0040603:78 и расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Первомайская, д. 33, на кадастровой карте (плане) территории; обязании администрацию в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка с КН 50:31:0040603:78, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Первомайская, д. 33, принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, подготовить проект договора купли-продажи исходя из формирования выкупной цены в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.09.2012 требования удовлетворены, в части признания незаконными действий администрации, выраженных в письме от 24.02.2012 г. N 83-12 /ЮЛ и обязании администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории площадью 4 358 кв.м. с кадастровым номером 50:31:0040603:78, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Первомайская, д. 33, в остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители общества в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, не возражал против проверки решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании договора купли-продажи от 04.04.2008 N 3 заключенного между Чеховским районным потребительским обществом (продавец) и обществом (покупатель) за обществом зарегистрировано право собственности на расположенные по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Первомайская, д. 33: здание дома торговли, назначение: нежилое, 3-этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 3077,8 кв.м., инв. N 314:092-1355, лит. А-А1-А2-А3-А4, условный номер: 50-50-31/070/2007-197; здание подстанции, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь 8,80 кв.м., инв. N 314:092-1355, лит. Д, условный номер: 50-50-31/058/2007-440.
В соответствии с договором купли-продажи от 04.04.2008 N 3, указанные объекты недвижимого имущества расположены на одном земельном участке площадью 4625 кв.м., находящихся у продавца в бессрочном пользовании на основании постановления Главы Администрации Чеховского района от 12.11.1992 N 1595, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 12.11.1992 N 1025, выданным администрацией.
Общество 25.01.2012 обратилось к Главе Чеховского муниципального района с заявлением, в котором просило в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в месячный срок утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории для проведения кадастровых работ и осуществления кадастрового учета с целью дальнейшего выкупа земельного участка. К указанному заявлению общество приложило проект схемы размещения земельного участка под зданием дома торговли общества (г. Чехов, ул. Первомайская, 33, площадь земельного участка 4358 кв.м.).
В письме от 24.02.2012 N 83-12/юл администрация сообщила обществу о необходимости обратиться в организацию, проводившую землеустроительные работы для устранения неточностей в схеме расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба администрации не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержит разъяснения, что согласно части 1 статьи 35 ЗК РФ, части 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом согласно части 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Согласно кадастровой выписке от 14.10.2011 спорный земельный участок площадью 4625 кв.м. имеет кадастровый номер 50:31:0040603:78, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка - почтовый адрес ориентира: Московская область, г. Чехов, ул. Первомайская.
В соответствии с техническим паспортом здания (строения) по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Первомайская, д. 33, планом земельного участка площадь земельного участка, занятая зданием дома торговли, подстанции, равна 4625 кв.м.
Соответственно спорный земельный участок с площадью 4625 кв.м. занят зданием дома торговли, зданием подстанции и необходим для их использования.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (принят решением Мособлдумы от 29.05.1996 N 9/92) органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также принимают решения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
Как следует из материалов дела, в полномочия администрации в данном случае входит распоряжение земельным участком КН 50:31:0040603:78, утверждение схемы расположения указанного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре недвижимости или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о государственном кадастре недвижимости особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно пункту 12 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 этой статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если: отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка; одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
В соответствии с пунктами 6, 16 указанной кадастровой выписки от 14.10.2011 земельный участок с КН 50:31:0040603:78 поставлен на государственный кадастровый учет 12.11.1992, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок с КН 50:31:0040603:78 является ранее учтенным.
Решением от 01.08.2012 N МО-12/РКФ-247477 Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области отказал в выдаче (направлении) кадастрового паспорта в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границы ранее учтенного земельного участка с КН 50:31:0040603:78.
В соответствии с частью 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом о государственном кадастре недвижимости.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, следовательно, администрация на основании заявления общества от 25.01.12 обязана в месячный срок со дня поступления соответствующего заявления утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При указанных обстоятельствах действия администрации выраженные в письме от 24.02.12 N 83-12/ЮЛ не соответствуют законодательству и нарушают права заявителя.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Следовательно, суд первой инстанции обосновано удовлетворил требования общества об обязании администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка, площадью 4358 кв.м. с КН 50:31:0040603:78 и расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Первомайская, д. 33, на кадастровой карте (плане) территории.
В соответствии с частью 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 данной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. При этом, лица, которые обращаются за предоставлением земельного участка обязаны предоставить полный пакет документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития.
В связи с чем доводы администрации в апелляционной жалобе являются ошибочными.
Оснований отмены решения суда первой инстанции и отказа обществу в удовлетворении заявленного требования не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2012 по делу N А41-19287/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19287/2012
Истец: ООО "Армада"
Ответчик: Администрация Чеховского муниципального района, Администрация Чеховского муниципального района Московской области