Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2012 г. N 02АП-8158/12
г. Киров |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А29-7132/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комлевой Н.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦентроВудКом"
на Решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.10.2012 по делу N А29-7132/2012, принятое судом в составе судьи Изъюровой Т.Ф.,
по иску Комитета лесов Республики Коми (ИНН: 1101462123, ОГРН: 1071101000233, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 108А)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЦентроВудКом" (ИНН: 1101064980, ОГРН: 1071101007768, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 49А),
о взыскании задолженности,
установил:
Комитет лесов Республики Коми (далее - Комитет, истец) обратился с иском в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "ЦентроВудКом" (далее - ООО "ЦентроВудКом", ответчик, заявитель) о взыскании 2 605 925,20 руб. задолженности по внесению арендной платы.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды от 21.07.2008 N 2.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.10.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с принятым решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.10.2012 не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в соответствии с которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно. Заявитель указывает, что судом не был выяснен вопрос о том, имеет ли право Комитет лесов Республики Коми обращаться в суд с требованием о взыскании задолженности по договору от 21.07.2008 N 2.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 11.10.2012 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.07.2008 между Комитетом (арендодатель) и ООО "ЦентроВудКом" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 2, по условиям которого арендодатель, действуя в соответствии со ст. 22 Лесного Кодекса РФ, на основании решения комиссии N 1 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов на территории Республики Коми" на право аренды лесных участков и руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", передает в долгосрочное временное пользование (аренду), а арендатор принимает лесной участок сроком на 49 лет (п. 1.1).
Согласно п. 1.2 лесной участок, предоставленный в аренду по настоящему договору, имеет местоположение Республика Коми, МО МР "Усть-Вымский" и МО МР "Корткеросский": ГУ "Айкинское лесничество": участок N 1 - Жешартское участковое лесничество в составе кварталов 64-114 площадью 11180 га; участок N 2 - Семуковское участковое лесничество в составе кварталов 16-62, 64-76, 78-103 площадью 19288 га; участок N 3-Жешартское участковое лесничество в составе кварталов 115-214 площадью 22623 га; участок N 4 - Семуковское участковое лесничество в составе кварталов 104-195 площадью 21178 га; ГУ "Помоздинское лесничество": участок N 1 - Вольское участковое лесничество в составе кварталов 89,99-101,103,104,106,107,117-120,123-125,135-145,153-156,160,161,
169-172,176-178 площадью 35335 га; участок N 2-Вольское участковое лесничество в составе кварталов 13-17,19,20,33-40,41-49,51-80,90-98,108-116,126-134,146-152,162-168,179-1 84 площадью 91958 га; ГУ "Пруптское лесничество": участок N 1 - Климовское участковое лесничество в составе кварталов 1-24,27-29,42,43,45,46 площадью 27491 га; участок N 2 - Вочевское участковое лесничество в составе кварталов 1-16,19,22-32,37,38,40,46,47,49,50,53,55,56 площадью 33818 га; участок N 3 - Крутоборское участковое лесничество в составе кварталов 114-116,130-132 площадью 5419га; участок N 4 - Нюмыдское участковое лесничество в составе кварталов 12-14,26-28,40-42,54-56,65-70,79 площадью 20041 га; ГУ "Сторожевское лесничество": участок N 1 - Подъельское участковое лесничество в составе кварталов 1-4,5 ч-7 ч,11 ч,12 ч,18-28,37-44,53-59,67-77,82-88,90-93,96-100,107,108,113 площадью 59416 га; участок N 2-Богородское участковое лесничество в составе кварталов 18-26,37-44,57-61,77-81,92-98,112-119,132-138,142-149,155-159 площадью 55760 га; участок N 3 - Богородское участковое лесничество в составе кварталов 2-8,10-17,28-36,48-54,69-74,89-91,101,103-104,108-111,125-131 площадью 48263 га; участок N 4 - Нившерское участковое лесничество в составе кварталов 1,13-16,19-22,24-27,42-44,52-54,65,66,69-73,82-88,94,104-106,107 ч,123-125,126 ч, 130-132 площадью 40306 га; участок N 5 - Сывъюдорское участковое лесничество в составе кварталов 5-14,30-38,53-60,65,66,77-83,85-90,101-109,127-133,147-148,153-159,171-17 4,175-176,188-190 площадью 67917 га; участок N 6 - Сывъюдорское участковое лесничество в составе кварталов 49-52,73-76,97-100,123-126,149-152 площадью 18619 га; ГУ "Усть-Куломское лесничество": участок N 1 - Керчомское участковое лесничество в составе кварталов 26,27,32,33,35,36,53-64,74-88,98-103,108-115 площадью 41162 га; участок N 2 - Кужбинское участковое лесничество в составе кварталов 11 ч-18 ч,21-23,24 ч,25 ч,26,27,28 ч,29 ч,31-39,41-52,56-60,69-70,75 площадью 42335,7 га; участок N 3 - Усть-Куломское участковое лесничество в составе кварталов 98-101,104-107,111-114,117-125 площадью 18810 га; ГУ "Усть-Немское лесничество": участок N 1 - Немское участковое лесничество в составе кварталов 39 ч,40,41,65-72,74-97,101-137,139-144 площадью 82073 га; участок N 2 - Смолянское участковое лесничество в составе кварталов 96-103,129-142,162-166,192-194,230-241 площадью 31001 га; участок N 3 - Смолянское участковое лесничество в составе кварталов 11-17,21-31,33-44,45 ч,46-57, 71-83 площадью 11031 га; участок N 4 - Шэръягское участковое лесничество в составе кварталов 107-113,118-121,124-129 площадью 14111 га; участок N 5 - Немское участковое лесничество в составе кварталов 1 ч-9 ч,10-14,23 ч-28 ч,29-33,48 ч-51 ч,52-60 площадью 34806 га.
Пунктом 3.1 предусмотрено, что арендатор вносит арендную плату в соответствии с Приложением N 4 к договору согласно сроков уплаты независимо от объема освоения лесного участка и в течение 7 рабочих дней после установленного договором срока платежа предоставляет арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
На период окупаемости инвестиционного проекта арендная плата рассчитывается на основании ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с приложением N 4, с учетом коэффициента 0,5, установленного пунктом 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (п. 3.3).
На основании п. 3.5 арендная плата, начиная с 2009 года и далее, вносится по десяти срокам уплаты в равных долях на 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября, 15 ноября.
По пунктам 8.1,8.2 срок действия договора составляет 49 лет, срок окончания договора - 21.07.2057 года.
В п. 8.1 сторонами определено, что спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения договора, или вопросы, не оговоренные в договоре, подлежат урегулированию в досудебном (претензионном) порядке. Срок рассмотрения претензии 30 календарных дней с даты ее получения. В случае, если согласие по спорным вопросам не достигнуто, спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде по месту нахождения арендодателя.
Договор прошел в установленном порядке государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службе по Республике Коми 17.09.2008.
Письмом от 27.06.2012 N 08/2598 истец направил ответчику претензию, в которой уведомил арендатора о наличии задолженности по договору и необходимости ее погашения.
Факт направления указанной претензии ответчику материалами дела подтвержден.
Платежным поручением от 06.07.2012 N 877 ООО "ЦентроВудКом" перечислило в УФК по Республике Коми (Комитет лесов по Республике Коми) денежные средства в общей сумме 380 325,60 руб., указав в назначении платежа: "Плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы по договору от 21.07.2008 N 2 по сроку на 15.06.2012 в ГУ "Айкинское лесничество".
Наличие на стороне ответчика задолженности по внесению арендных платежей послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Коми от 11.10.2012 исходя из нижеследующего.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договора.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Согласно пункту 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
На основании статьи 606 ГК РФ арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное владение и пользование за плату. При этом арендатор должен своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Как следует из представленных в дело документов, наличие задолженности по арендной плате за спорный период подтверждается материалами дела и по существу заявителем не оспорено.
При таких обстоятельствах, исковые требования заявлены обоснованно и правомерно удовлетворены судом.
Доводы заявителя о том, что судом не исследован вопрос о наличии у Комитета лесов Республики Коми полномочий на предъявление требований о взыскании с арендатора задолженности несостоятельны.
Как следует из содержания статей 606, 614 ГК РФ, право получения арендной платы принадлежит арендодателю.
Арендодателем по договору от 21.07.2008 N 2 является Комитет лесов Республики Коми.
В силу статьи 608 ГК РФ арендодателем имущества может выступать его собственник либо лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
На основании части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
По пункту 1 абзаца 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Частью 1 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете лесов Республики Коми, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 03.02.2012 N 25, Комитет является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в сфере лесных отношений на территории Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации.
Как следует из пунктов 10.04 - 10.6 Положения о Комитете лесов Республики Коми, Комитет осуществляет предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование; в безвозмездное срочное пользование; в аренду.
Следовательно, Комитет лесов Республики Коми вправе был выступать арендодателем по договору от 21.07.2008.
Принимая во внимание длительный период отношений сторон по поводу аренды лесного участка (с 2008 года); то обстоятельство, что факт пользования предоставленным Комитетом в аренду имуществом арендатором не отрицается; а также надлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате истцу пользования до 15.06.2012, оснований считать Комитет лесов Республики Коми ненадлежащим истцом у суда апелляционной инстанции не имеется.
Указание на то, что надлежащим арендодателем по договору от 21.07.2008 является иное лицо (не Комитет лесов Республики Коми) апелляционная жалоба не содержит и таких документов в деле не имеется.
Более того, как следует из протоков судебного заседания от 04.09.2012 и от 09.10.2012 исковые требования в ходе рассмотрения спора судом представителем ответчика были признаны.
Замечаний на протокол в установленном порядке и сроки принесено не было.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы. В связи с предоставленной заявителю отсрочкой уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой и отсутствием в деле доказательств ее уплаты на момент рассмотрения жалобы, государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.10.2012 по делу N А29-7132/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦентроВудКом"- без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЦентроВудКом" в доход федерального бюджета 2 000,00 руб. государственной пошлины в связи с принесением апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.