город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2012 г. |
дело N А53-22756/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Н.Н. Смотровой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т. С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Лыкова В.А., по доверенности от 28.08.2012
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Управление Северо-Кавказского военного округа" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.09.2012 по делу N А53-22756/2012, принятое судьёй Колесник И.В., по заявлению государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Майкопе Республики Адыгея к Федеральному бюджетному учреждению "Управление Северо-Кавказского военного округа", при участии третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея, о взыскании пени в сумме 11 463 рублей 58 копеек
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Майкопе (далее - УПФ РФ в г. Майкопе, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с Федерального бюджетного учреждения "Управление Северо-Кавказского военного округа" (далее - ФБУ "Управление СКВО", учреждение) пени в сумме 11 463,58 руб.
Решением суда от 19.09.2012 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что наличие у учреждения задолженности по пени подтверждено документально. ФБУ "Управление СКВО" обязано выполнять обязательства присоединенной к нему войсковой части.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФБУ "Управление СКВО" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 19.09.2012 г. отменить, производство по делу прекратить. В обоснование апелляционной жалобы учреждение указывает, что Законом N 137-ФЗ от 04.11.2005 г. предусмотрен иной порядок взыскания с юридических лиц налогов и санкций в размере, не превышающем 50 000 руб. государственным органом без обращения в суд. Должником по уплате пени является воинская часть.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель учреждения поддержала доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, о чем у суда имеются почтовые уведомления. От третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей пенсионного фонда и налоговой службы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21.11.2011 г. Пенсионный фонд выставил войсковой части N 09332 требование N 00100140038049 об уплате пени, начисленной по страховым взносам в размере 674 308 рублей 94 копеек в срок до 10.12.2011 г.
На основании указанного требования войсковой частью перечислено в счет его исполнения 662 845 рублей 36 копеек.
Неисполнение указанного требования в полном объеме послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с требованием о взыскании задолженности по пени в сумме 11 463,58 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 данного Закона N 212-ФЗ.
Согласно статье 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 22 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 3 статьи 25 Закона о страховых взносах, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов.
Из материалов дела усматривается, что требованием от 21.11.2011 г. N 00100140038049 войсковой части N 09332 предложено уплатить задолженность по пени в сумме 674 308, 94 руб. Указанная сумма частично погашена плательщиком страховых взносов.
Материалами дела подтверждается наличие у войсковой части задолженности по пени в сумме 11 463,58 руб. Данное обстоятельство заинтересованным лицом не оспаривается.
Не оспаривая факт наличия задолженности и ее размер, ФБУ "Управление СКВО" ссылается на то обстоятельство, что лицом, ответственным за уплату пени по страховым взносом является войсковая часть N 09332 и ответственность за ее неуплату не может быть возложена на учреждение.
Между тем, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что ФБУ "Управление СКВО" является правопреемником войсковой части N 09332, взыскиваемые в настоящем деле с учреждения суммы задолженности по пени возникли в связи с деятельностью войсковой части.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В силу части 1 статьи 59 Гражданского кодекса РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Согласно части 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Таким образом, из указанных норм следует, что реорганизация плательщика страховых взносов не может повлечь отказ в удовлетворении требований Пенсионного фонда, поскольку это не освобождает правопреемника от обязанности по их уплате.
Довод апелляционной жалобы об установлении Законом N 137-ФЗ внесудебного порядка взыскания с юридических лиц налогов и санкций в размере, не превышающем 50 000 руб., не принимается судебной коллегией. Указанный порядок действовал до вступления в силу Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, органом контроля за уплатой страховых взносов принимается решение об их взыскании.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Таким образом, вступившим в силу с 01.01.2010 г. Законом N 212-ФЗ предусмотрена возможность взыскания недоимки по страховым взносам и пени в судебном порядке.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
Определением суда апелляционной инстанции от 08.11.2012 ФБУ "Управление СКВО" была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, сумма государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб. подлежит взысканию с учреждения в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.09.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения "Управление Северо-Кавказского военного округа" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22756/2012
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерациив городе Майкопе, Управление Пенсионного фонда РФ в г. Майкопе
Ответчик: Войсковая часть 09332, Федеральное бюджетное учреждению "Управление Северо-Кавказкого военного округа"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея, ФГУ Управление Северо-Кавказского округа