18 декабря 2012 г. |
А43-32832/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.08.2012
по делу N А43-32832/2011,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению Товарищества собственников жилья N 325
о признании незаконным бездействия администрации г. Нижнего Новгорода,
при участии:
от товарищества собственников жилья N 325 - Сазановой Л.И., директора, на основании выписки из протокола от 05.11.2012, Половинкина Р.В. по доверенности от 09.06.2012,
и установил:
Товарищество собственников жилья N 325 (далее - Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Нижнего Новгорода (далее - администрация), выразившегося в необращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра по Нижегородской области) с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества: объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, Автозаводский район, ул. Космическая, д.д. 40, 42, 46, а также об обязании администрации обратиться в Управление Росреестра по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода (далее - Комитет), администрация Автозаводского района г. Нижнего Новгорода.
Решением от 31.08.2012 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования заявителя.
Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители Товарищества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 31.08.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Товарищества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Товарищество содержит недвижимое имущество - инженерные коммуникации, подходящие к многоквартирным домам N N 40, 42, 46 по ул. Космическая г. Нижнего Новгорода, входящим в Товарищество, которое не принадлежит ему на праве собственности и является бесхозным:
объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, Автозаводский район, ул. Космическая, д. 40:
- трубопроводы теплоснабжения (теплотрасса): местоположение - от теплотрассы по ул. Космическая до стены дома N 40 по ул. Космическая; способ прокладки - подземная; материал - сталь, диаметром 89 мм; протяженность в однотрубном исчислении - 50 п.м; дата ввода в эксплуатацию - 1982 года;
- трубопроводы горячего водоснабжения (трасса ГВС от ТНС-29): местоположение - транзитная от стены дома N 42 по ул. Космическая до стены дома N 40 по ул. Космическая, транзитная от стены дома N 40 по ул. Космическая по подвалу, от стены дома N 40 по ул. Космическая до центральной теплотрассы по ул. Космическая; способ прокладки - подземная-подвальная-подземная; материал - сталь, диаметром 89 мм; протяженность в однотрубном исчислении - 175 п.м. (подземная 50 п.м + подвальная 100 п.м+ подземная 25 п.м); дата ввода в эксплуатацию - 2002 год;
- трубопроводы холодного водоснабжения: местоположение - ввод в дом с водовода по ул. Космическая до стены дома N 40 по ул. Космическая; способ прокладки - подземная; материал - сталь, диаметром 100 мм; протяженность в однотрубном исчислении - 20 п.м (10 п.м+ 10 п.м); дата ввода в эксплуатацию - 1982 год;
- трубопроводы канализации: местоположение - от канализационного колодца подъезда N 1 дома N 40 по ул. Космическая до канализационного колодца подъезда N 1 дома N 42 по ул. Космическая; способ прокладки - подземная; материал - сталь, диаметром 100 мм; протяженность в однотрубном исчислении - 190 п.м; дата ввода в эксплуатацию - 1982 год;
- кабельные сети электроснабжения: местоположение - от ТП N 237 до ВРУ дома N 40 по ул. Космическая; способ прокладки - подземная; напряжение - 380 Вт; протяженность - 110 м. п. (2 кабеля по 55 м.п.); дата ввода в эксплуатацию - 1982 год;
объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, Автозаводский район, ул. Космическая, д. 42:
- трубопроводы теплоснабжения (теплотрасса): местоположение - от теплотрассы по ул. Космическая до стены дома N 42 по ул. Космическая; способ прокладки - подземная; материал - сталь, диаметром 89 мм; протяженность в однотрубном исчислении - 50 п.м; дата ввода в эксплуатацию - 1982 год;
- трубопроводы горячего водоснабжения (трасса ГВС от ТНС-29): местоположение - транзитная от ТНС-29 от стены дома N 44 по ул. Космическая до стены дома N 42 по ул. Космическая, и по подвалу дома N 42 по ул. Космическая; способ прокладки - подземная-подвальная; материал - сталь, диаметром 100 мм; протяженность в однотрубном исчислении - 150 п.м (подземная 60 п.м + подвальная 90 п.м); дата ввода в эксплуатацию - 2002 год;
- трубопроводы холодного водоснабжения: местоположение - ввод в дом с водовода по ул. Космическая до стены дома N 42 по ул. Космическая; способ прокладки - подземная; материал - сталь, диаметром 100 мм; протяженность в однотрубном исчислении - 20 п.м (10 п.м + 10 п.м); дата ввода в эксплуатацию - 1982 год;
- трубопроводы канализации: местоположение - от канализационного колодца подъезда N 1 дома N 42 по ул. Космическая до канализационного колодца подъезда N 1 дома N 44 по ул. Космическая; способ прокладки - подземная; материал - сталь, диаметром 100 мм; протяженность в однотрубном исчислении - 190 п.м; дата ввода в эксплуатацию - 1982 год;
- кабельные сети электроснабжения: местоположение - от ТП N 237 до ВРУ дома N 42 по ул. Космическая; способ прокладки - подземная; напряжение - 380 Вт; протяженность - 460 п.м (2 кабеля по 230 м.п); дата ввода в эксплуатацию - 1982 год;
объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, Автозаводский район, ул. Космическая, д. 46:
- трубопроводы теплоснабжения (теплотрасса): местоположение - от сварочного шва d=216-90-м на врезке отопления ТСЖ N 320 от стены дома N 48 по ул. Космическая в дом N 46; способ прокладки - подземная - подвальная; материал - сталь, диаметром 290 мм; протяженность в однотрубном исчислении - 90 п.м; дата ввода в эксплуатацию - 1983 год;
- трубопроводы горячего водоснабжения (трасса ГВС от ТНС-29): местоположение - транзитная ТНС-29 от стены дома N 48 по ул. Космическая до стены дома N 46 по ул. Космическая, транзитная ТНС-29 по подвалу дома N 46 по ул. Космическая; способ прокладки - подвальная; материал - сталь, диаметром 150 мм; протяженность в однотрубном исчислении - 225 п.м (90 п.м + 135 п.м); дата ввода в эксплуатацию - 2002 год;
- трубопроводы холодного водоснабжения: местоположение - от центрального водовода по ул. Космическая до стены дома N 46 по ул. Космическая; способ прокладки - подземная; материал - сталь, диаметром 100 мм; протяженность в однотрубном исчислении - 20 п.м (10 п.м+ 10 п.м); дата ввода в эксплуатацию - 1983 год;
- трубопроводы канализации: местоположение - вдоль дома N 46 по ул. Космическая, от подъезда дома N 46 по ул. Космическая до подъезда N 4 дома N 44 по ул. Космическая; способ прокладки - подземная; материал - сталь, диаметром 100 мм; протяженность в однотрубном исчислении - 245 п.м (135п.м + 60п.м + 50п.м); дата ввода в эксплуатацию -1983 год;
- кабельные сети электроснабжения: местоположение - от ТП N 169 до ВРУ подъезда N 5 дома 46 по ул. Космическая; способ прокладки - подземная; напряжение - 380 Вт; протяженность - 400 п.м (2 кабеля по 50 п.м =100 п.м; 2 кабеля по 150 п.м = 300 п.м); дата ввода в эксплуатацию -1983 год.
Товарищество неоднократно обращалось в администрацию по вопросу определения статуса указанного имущества.
В частности, в письме от 02.11.2009 N 23-08/1-25566 администрация сообщила заявителю о том, что Комитет направил в администрацию Автозаводского района г. Нижнего Новгорода письменный запрос по вопросу проведения инвентаризации объектов инженерной инфраструктуры, проложенных к жилым домам NN 40, 42, 46 по ул. Космической г. Нижнего Новгорода. Иных действий в отношении данного имущества администрацией совершено не было.
Посчитав, что со стороны администрации имеет место бездействие по отношению к спорному имуществу, которое нарушает его права и законные интересы, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 2 статьи 215 Кодекса).
В частях 1-3 статьи 225 Кодекса определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, на основании данного Федерального закона, устава муниципального образования администрация обязана осуществлять теплоснабжение, водоснабжение населения. Инженерные сети, обеспечивающие теплоснабжение, водоснабжение поселений, относятся к социально значимым объектам.
В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения N 3 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу.
При этих условиях суд первой инстанции пришел к правомерным выводам о том, что спорные объекты недвижимости - инженерные коммуникации, подходящие к многоквартирным домам N N 40, 42, 46 по ул. Космическая г. Нижнего Новгорода, входящим в Товарищество, подлежали передаче в муниципальную собственность, а администрация как орган муниципальной власти, на котором в силу статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ лежит обязанность по решению вопросов теплоснабжения, должна была принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности спорных тепловых сетей.
Факт наделения муниципального образования соответствующими полномочиями подтверждается постановлением от 27.12.1991 N 3020-1 и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
Кроме того, на территории г. Нижнего Новгорода действует Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие элек-тро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, и организации ремонтных работ на них за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением администрации от 21.11.2011 N 4872, в соответствии с пунктом 1.1.1 которого администрация района по месту нахождения объектов в случае выявления объектов направляет обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, на предмет наличия регистрации права на объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае отсутствия регистрации права собственности на объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним администрация района направляет в Комитет соответствующее обращение.
Согласно письму первого заместителя главы администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода от 09.08.2012 N 29-02-4387/12/ис администрацией Автозаводского района г. Нижнего Новгорода инициирована процедура оформления наружных объектов инженерной инфраструктуры жилых домов NN 40,42,42 по ул. Космическая в муниципальную казну г. Нижнего Новгорода как безхозных объектов.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, оценив фактические обстоятельства дела, проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что со стороны администрации имело место бездействие органа муниципального образования, выразившееся в длительном непринятии объектов рассматриваемого теплосетевого хозяйства в муниципальную собственность.
При этом суд обоснованно отметил, что муниципальное образование не приняло необходимых мер своевременно, в связи с чем не смогло передать спорные тепловые сети лицу, которое обеспечивало бы их эксплуатацию и производило бы соответствующие платежи заявителю.
Указанное бездействие органов муниципального образования, как обоснованно отметил суд, не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности нести расходы, связанные с эксплуатацией указанного имущества. Иное поставит в неблагоприятное положение заявителя, который вынужден нести дополнительные расходы по содержанию спорного имущества.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое бездействие администрации противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано, установленные судом обстоятельства и сделанные на их основе выводы не опровергнуты.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Товарищества и в качестве восстановительной меры обязал администрацию обратиться в Управление Росреестра по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет спорного недвижимого имущества.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Довод администрации о пропуске Товариществом срока подачи заявления в арбитражный суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку суд первой инстанции не усмотрел нарушение данного срока и рассмотрел настоящий спор по существу. В связи с этим у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда первой инстанции на этот счет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм права, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.08.2012 по делу N А43-32832/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-32832/2011
Истец: ТСЖ N 325, ТСЖ N 325 г. Н.Новгород
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода
Третье лицо: Администрация Автозаводского района г. Н. Новгорода, Администрация Автозаводского района города Н. Новгорода, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Н. Новгорода, Муниципальное образование городской округ "город Нижний Новгород" в лице администрация г. Н.Новгорода, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области