г. Самара |
|
19 декабря 2012 г. |
Дело N А65-14830/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17.12.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.09.2012 по делу N А65-14830/2011 (судья Гасимов К.Г.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Имангалиева Рустема Равилевича (ИНН 165900835972, ОГРН 308169012800112), г.Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г.Альметьевск Республики Татарстан, об оспаривании требования,
с участием в судебном заседании:
представителя МИФНС России N 16 по Республике Татарстан Гурьянова А.А. (доверенность от 05.03.2012),
ИП Имангалиев Р.Р. не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Имангалиев Рустем Равилевич (далее - ИП Имангалиев Р.Р., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) N 1252 об уплате налога, сбора пени, штрафа по состоянию на 11.02.2011; о признании недействительными актов инвентаризационной оценки объектов недвижимости по адресу: г.Альметьевск, ул.Индустриальная, д.10 за 2008, 2009 и 2010 годы, составленных Республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в лице Межрайонного филиала N 11.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2011 по делу N А65-6490/2011 требование предпринимателя к налоговому органу выделено в отдельное производство, делу присвоен номер - А65-14830/2011.
Решением от 13.09.2012 по делу N А65-14830/2011 Арбитражный суд Республики Татарстан заявленные требования предпринимателя удовлетворил.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
ИП Имангалиев Р.Р. апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В соответствии со ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела откладывалось с 21.11.2012 на 17.12.2012.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие предпринимателя, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель налогового органа в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлении представителя налогового органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, Имангалиев Р.Р. поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя 07.05.2008.
По сведениям налогового органа, предприниматель находился на общей системе налогообложения.
С 2008 года Имангалиев Р.Р. является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Альметьевск, ул.Индустриальная, здание 10.
Налоговый орган выставил ИП Имангалиеву Р.Р. требование N 1252 об уплате налога по состоянию на 11.02.2011, которым предложил предпринимателю в срок до 04.03.2011 уплатить налог на имущество физических лиц за 2008 год в сумме 119 140 руб. 82 коп., за 2009 год - в сумме 381 487 руб. 73 коп. и за 2010 год - в сумме 232 251 руб. 36 коп.
ИП Имангалиев Р.Р., не согласившись с требованием налогового органа, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно ст.27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Из п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что ч.2 ст.3 АПК РФ порядок судопроизводства (в том числе подведомственность споров) в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
При этом указано, что при принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел суд исходит из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений.
Из анализа указанных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела с участием граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, арбитражному суду необходимо установить природу возникших правоотношений, и если эти правоотношения связаны с предпринимательской деятельностью, то спор подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Поскольку ИП Имангалиев Р.Р. не оспаривает факт использования указанного имущества в своей предпринимательской деятельности (сдача в аренду с целью получения дохода), данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Из материалов дела видно, что налоговый орган направил ИП Имангалиеву Р.Р. налоговое уведомление N 542258 на уплату налога на имущество физических лиц за 2010 год в сумме 375 923 руб. 26 коп.
На письменное обращение Имангалиева Р.Р. от 15.09.2010 налоговый орган письмом от 01.12.2010 N 2.13/02451 разъяснил, что в его адрес от Межрайонного филиала N 11 ГРУП БТИ поступили уточненные сведения об инвентаризационной стоимости имущества Имангалиева Р.Р. за 2008-2010 годы, и выслал налоговые уведомления на уплату налога за этот период.
Поскольку предприниматель налог в установленный срок не уплатил, налоговый орган выставил требование N 1252 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.02.2011.
При расчете и взыскании налога на имущество физических лиц налоговые органы руководствуются Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1).
В соответствии с п.1 ст.1 Закона N 2003-1 плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст.2 Закона N 2003-1 объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на имущество, указанное в этой статьи.
Исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (ст.5 Закона N 2003-1).
Аналогичная норма закреплена в п.4 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Таким образом, законодатель прямо установил, что налоговые органы не вправе самостоятельно рассчитывать инвентаризационную стоимость имущества.
Сведения об инвентаризационной стоимости имущества ИП Имангалиева Р.Р., послужившие основанием для расчета налога на имущество физических лиц за 2008-2010 год, поступили в налоговый орган от Межрайонного отдела N 11 РГУП БТИ МСАЖКХ РТ.
Доказательств применения налоговым органом для расчета налога иной инвентаризационной стоимости имущества, нежели полученной от Межрайонного отдела N 11 РГУП БТИ МСАЖКХ РТ, и включения в требование N 1252 налога в размере, превышающем налог, исчисленный исходя из полученных от регистрирующего органа сведений, предприниматель не представил.
Заключения экспертов от 08.08.2012 по вопросу определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества ИП Имангалиева Р.Р. по состоянию на 01.01.2008, 01.01.2009 и 01.01.2010 не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент вынесения требования N 1252 налоговый орган не располагал сведениями об изменении (корректировке) инвентаризационной стоимости имущества.
Из материалов дела следует, что до настоящего времени сведения от регистрирующих органов об изменении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц в отношении ИП Имангалиева Р.Р. в адрес налогового органа не поступали.
Доказательств того, что установленная регистрирующим органом инвентаризационная стоимость имущества признана незаконной в судебном порядке, по настоящему делу не представлено.
В соответствии со ст.ст.198 и 201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Однако допустимых и достаточных доказательств того, что требование N 1252 составлено с нарушением действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ИП Имангалиева Р.Р., суду не представлено.
Согласно ст.12 Закона N 2003-1 возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст.ст.78 и 79 НК РФ.
Таким образом, ИП Имангалиев Р.Р. не лишен права в случае излишней уплаты налога обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что ИП Имангалиев Р.Р. налог на имущество в установленный срок не уплатил, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговый орган правомерно выставил предпринимателю требование N 1252 об уплате налога на имущество за 2008-2010 годы.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями п.2 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ) и принимает новый судебный акт об отказе ИП Имангалиеву Р.Р. в удовлетворении заявления о признании недействительным требования налогового органа N 1252 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.02.2011.
На основании ст.ст.110 и 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ИП Имангалиевым Р.Р. при рассмотрении дела в суде первой инстанции, относятся на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 сентября 2012 года по делу N А65-14830/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
Отказать индивидуальному предпринимателю Имангалиеву Рустему Равилевичу в удовлетворении заявления о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан N 1252 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11 февраля 2011 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14830/2011
Истец: ИП Имангалиев Рустем Равилевич,
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Республике Татарстан,г.Альметьевск
Третье лицо: ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по РТ, Республиканское государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, г. Альметьевск, Республиканское государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, г. Казань