г. Санкт-Петербург |
|
18 сентября 2012 г. |
Дело N А26-2378/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Аносовой Н.В., Глазкова Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фоменко О.И.
при участии:
от истца: Параничева А.В., представитель по доверенности N 64 от 15.06.2010 г.
от ответчика:
1. Юрков Е.О., представитель по доверенности N 16.2-12 от 24.01.2012 г.
2. Не явился, извещен
От третьих лиц (-1, -2, -3): представители не направлены, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13802/2012) открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2012 по делу N А26-2378/2012 (судья Левичева Е.И.), принятое
по иску ОАО "Петрозаводские коммунальные системы"
к 1. Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия,
2. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
3-е лицо: 1. ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания",
2. Государственное казенное учреждение социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска",
3. Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия
о взыскании 68 052 руб. 22 коп.
установил:
Открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы", ОГРН 1031000052335, место нахождения: 185035, Респ. Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 11, лит. В (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия (далее - суд) с иском к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия (далее - ответчик, Минфин РК) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - соответчик, Минфин РФ) о взыскании 68 052 руб. 22 коп. задолженности по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению (компенсация мер социальной поддержки).
Исковые требования истец обосновал неисполнением ответчиками условий договора N 9-Р от 11.01.2009 года (л.д. 20 - 24) во взаимосвязи с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Карелия от 17.12.2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.03.2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания", в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Республики Карелия привлечено Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы города Петрозаводска".
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.03.2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Республики Карелия привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Решением суда от 23.05.2012 г. в удовлетворении иска отказано.
Истец обжаловал данное решение суда в апелляционном порядке, полагая, решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В целях реализации Закона Республики Карелия от 17.12.2004 г. N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (далее по тексту - Закон N 827-ЗРК) между ОАО "ПКС" и Государственным учреждением социальной защиты "Центр социальной работы г. Петрозаводска" (далее по тексту - Центр) был заключен Договор возмещения затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг N9-Р от 11.01,2009 г. (далее по тексту - Договор).
В соответствии с пунктом 3.1.1 Договора ОАО "ПКС" в декабре 2009 года предоставило гражданам, указанным в пунктах 1-9 статьи 2 Закона N 827-ЗРК, скидку в виде уменьшения платежа за коммунальную услугу (водоснабжение и водоотведение) в размере 50 процентов в пределах нормативов потребления коммунальных услуг на сумму 68 052,22 руб. в соответствии с утвержденным тарифами (без учета НДС).
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и не оспаривались сторонами.
Указанная сумма не была возмещена ОАО "ПКС" в соответствии с Договором, в связи с чем Истец 25.05.2011 г. обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Центру. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.10.2011 г. по делу N А26-3770/2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 г., в удовлетворении иска ОАО "ПКС" к Центру отказано. При рассмотрении спора установлен факт отсутствия у Центра необходимых для возмещения убытков денежных средств и при указанных обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан вывод о том, что ответчиком по такому спору должно признаваться соответствующее публично-правовое образование, с учетом чего истец счел возможным обратиться с исковыми требованиями о взыскании суммы убытков к Минфину РК и Минфину РФ в лице соответствующих управомоченных органов.
Истец оспаривает вывод суда, о том, что в 2009 году Республика Карелия в полном объеме профинансировала свои обязательства, предусмотренные Законом N 827-ЗРК.
Согласно доводам жалобы, позиция суда по настоящему спору не соответствует материалам дела и официальной судебно-арбитражной практике рассмотрения данной категории дел, согласно которой обязанность публично-правового образования по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство публично-правового образования может быть прекращено только путем его исполнения.
Ссылаясь на подтверждение материалами дела возмещения расходов ОАО "ПКС" на предоставление мер социальной поддержки, предоставленных гражданам в декабре 2009 года в рамках Договора с Центром, истец указывает на фактическое поступление на свой счет 2 829 467,09 руб. при том, что фактические расходы ОАО "ПКС" по предоставлению мер социальной поддержки в декабре 2009 года составили 2 909 768,71 руб. Таким образом, размер невозмещенных ОАО "ПКС" сумм фактических расходов составил 68 052,22 руб. (без учета НДС).
Истец считает обоснованным применить в рамках данного спора разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 17 Постановления от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которым ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Согласно статье 3.1 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 г. N 827-ЗРК финансовое обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленной статьей 3 настоящего Закона, является расходным обязательством Республики Карелия.
Поскольку финансовое обеспечение социальной поддержки указанных категорий граждан осуществляет Республика Карелия, гарантировавшая предоставление мер социальной поддержки, то источником финансирования является республиканский бюджет в лице финансового органа -Министерства финансов Республики Карелия. Обязанность по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство ответчика может быть прекращено только путем его исполнения.
Истец указывает, что оказал услуги по предоставлению льгот в заявленной сумме, однако денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных Законом Республики Карелия от 17.12.2004 г. N 827-ЗРК, во взыскиваемой сумме ОАО "ПКС" не получило.
При этом на истца как на коммерческую организацию не возложено бремя по реализации указанного Закона. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Поскольку реальные расходы истца по предоставление указанным гражданам мер социальной поддержки в декабре 2009 года не компенсированы, размер невыполненного расходного обязательства Республики Карелия документально подтвержден истцом и ответчиками надлежащими доказательствами не опровергнут, суд первой инстанции необоснованно, по мнению истца, отказал ОАО "ПКС" в удовлетворении иска в заявленной сумме.
С учетом изложенного податель жалобы полагает решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, вынесенным судом первой инстанции с нарушением норм материального права, подлежащих применению по данному делу, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела (несоответствие заключается в несоответствии выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам), что является основанием для отмены решения суда и принятия нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании истец поддержал позицию по апелляционной жалобе, представитель ответчика-1 возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение без изменения, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Ответчик-2 и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не направили представителей в судебное заседание, что не является, в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 11.01.2009 г. года между истцом третьими лицами - Государственным учреждением социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" (центр) и Обществом с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" (получатель) заключен договор N 9-Р возмещения затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержке по оплате коммунальных услуг (л.д. 20 - 24). Согласно пункту 1.1 договора стороны определили порядок взаимодействия в целях возмещения расходов "Предприятию" в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с частями 1,2 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (далее - Закон N 827-ЗРК).
Пунктом 3.1.1 договора предусмотрено, что предприятие предоставляет меры социальной поддержки по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению - в размере 50 % в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, категориям граждан, указанных в пунктах 1- 9 статьи 2 Закона N 827-ЗРК.
Ежемесячно, в срок, не позднее 03 числа месяца, следующего за расчетным, предприятие представляет "Центру" для сверки базу данных в электронном виде (пункт 3.1.3 договора).
В соответствии с пунктом 3.1.5 договора ежемесячно, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным представляет Центру следующие документы:
- реестры граждан, получивших меры социальной поддержки по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, по каждой категории отдельно и составленные на основании результатов электронной сверки по форме, указанной в Приложении N 2, которое является неотъемлемой частью настоящего договора;
- сводный реестр в 2-х экземплярах;
- акт сверки расчетов по каждой категории отдельно в 2-х экземплярах (Приложение N 3). Акт сверки подписывается уполномоченными представителями "Сторон" и заверяется их печатями.
Пунктом 3.1.6. договора предусмотрено, что в 3-дневный срок с момента подписания "Сторонами" акта сверки расчетов, предприятие представляет "Центру" счет - фактуру на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам, указанным в пункте 3.1.1 договора, мер социальной поддержки по оплате услуг водоснабжения и водоотведения.
Сторонами дела не оспорено, что предусмотренные пунктами 3.1.3, 3.1.5 и 3.1.6 представлены предприятием Центру только 08.09.2010 года (л.д. 25 - 44).
Невозмещение обществу понесенных им в связи с поставкой коммунальных услуг центру расходов в размере 68 052 руб. 22 коп. явилось основанием обращения ОАО "ПКС" с исковыми требованиями.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Как правильно указал суд, основным законом, регулирующим вопросы социальной защиты граждан на территории Республики Карелия, является Закон Республики Карелия от 17.12.2004 года N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (далее - Закон РК N 827-ЗРК).
Согласно части 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации - обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении Пленума ВАС РФ N 23 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично - правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично - правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично - правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Согласно статьям 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В решении отражено, что суд принял во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 23 указал), в соответствии с которой при решении вопроса об определении публично - правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005 года), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
В рамках настоящего дела ответчиками выступают публично - правовые образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки и социального обеспечения относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Факт оказания в декабре 2009 года истцом услуг по водоснабжению и водоотведению, их стоимость установлены в рамках дела N А26-3770/2011 и не оспорены сторонами. При оплате оказанных услуг гражданам (ветераны труда Российской Федерации, ветераны труда Республики Карелия, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий), имеющим право на получение льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг была предоставлена льгота в размере 50 %.
Вышеуказанный Закон РК N 827-ЗРК регулирует правоотношения по социальной поддержке категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 9 статьи 2 названного Закона. В соответствии со статьей 3 Закона социальная поддержка осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствующем размере и оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья, регионального стандарта оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг и топлива, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).
Финансовое обеспечение социальной поддержки, установленной статьей 3 настоящего Закона, является расходным обязательством Республики Карелия (статья 5 Закона РК N 827-ЗРК), с чем согласуется и пункт 2.1 договора, предусматривающий возмещение Центром Предприятию расходов, связанных с предоставлением населению мер социальной поддержки по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за счет средств бюджета Республики Карелия.
Указанный порядок возмещения затрат исключает удовлетворение исковых требований Предприятия за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, на что указал суд в решении.
Также суд не установил оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия по следующим основаниям.
Как указано судом выше источником финансирования предоставляемых льгот по оплате водоснабжения и водоотведения является бюджет Республики Карелия.
По смыслу статей 15, 16 ГК РФ убытки являются мерой гражданско - правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а также размер убытков.
Из материалов дела усматривается, что истец предоставил соответствующие сведения для возмещения своих затрат по договору N 9-Р только 08.09.2010 г. и к взысканию заявлена убытков, которые образовались у него вследствие предоставления гражданам льготы в декабре 2009 года.
Однако материалами дела подтверждается и не опровергнуто истцом, что Республика Карелия в 2009 году в полном объеме профинансировала свои обязательства по реализации мер социальной поддержки, предусмотренные Законом РК N 827-ЗРК.
Таким образом, оснований для взыскания понесенных истцом убытков в порядке статей 12, 15, 16 ГК РФ с Республики Карелия в рамках настоящего спора также не имеется.
Данные выводы нашли отражение в обжалуемом решении суда. По мнению апелляционного суда, суд первой инстанции дал надлежащую оценку доказательственной базе как истца, так и ответчика, а выводы суда в достаточной мере мотивированы нормами гражданского законодательства Российской Федерации, на которые даны конкретные ссылки.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм апелляционным судом не установлено, и при таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы оставлены за подателем жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2012 г. по делу N А26-2378/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
Н.В. Аносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2378/2012
Истец: ОАО "Петрозаводские коммунальные системы"
Ответчик: Министерство финансов Республики Карелия, Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия
Третье лицо: Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска", Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7901/12
16.07.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12044/13
10.04.2013 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-2378/12
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7901/12
18.09.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13802/12
23.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-2378/12