г. Санкт-Петербург |
|
16 июля 2013 г. |
Дело N А26-2378/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Алыбиной Ж.А.
при участии:
от истца: Пескова Ю.Е. по доверенности от 15.05.2013 N 29
от ответчиков: не явились (извещены)
от 3-их лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12044/2013) Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.04.2013 по делу N А26-2378/2012 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по иску ОАО "Петрозаводские коммунальные системы"
к Министерству финансов Республики Карелия, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия
3-и лица: ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания", Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска"
о взыскании
установил:
открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (далее - истец, ОАО "ПКС", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия (далее - ответчик, Минфин РК) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - соответчик, Минфин РФ) о взыскании 68 052 руб. 22 коп. задолженности по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению (компенсация мер социальной поддержки).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания", Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы города Петрозаводска" (далее - центр).
Решением суда от 23.05.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.09.2012, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2012 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2012 и Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 по делу N А26-2378/2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Решением суда от 10.04.2013 исковые требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе Минфин РК, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что исполнительным органом государственной власти Республики Карелия, осуществляющим на территории Республики Карелия функции в сферах здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания населения, а также по проведению государственной политики в сферах здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания населения является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. По мнению Минфина РК, убытки подлежат взысканию с Республики Карелия в лице Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия за счет казны Республики Карелия.
Соответчики и третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 11.01.2009 между истцом, центром и ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания" заключен договор N 9-Р возмещения затрат, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (далее - Договор), согласно пункту 1.1 которого стороны определили порядок взаимодействия в целях возмещения расходов обществу в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" (далее - Закон N 827-ЗРК).
Договором предусмотрено, что общество предоставляет меры социальной поддержки по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению - в размере 50% в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, категориям граждан, указанных в пунктах 1 - 9 статьи 2 Закона N 827-ЗРК (пункт 3.1.1); ежемесячно, в срок, не позднее 03 числа месяца, следующего за расчетным, общество представляет центру для сверки базу данных в электронном виде (пункт 3.1.3); ежемесячно, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным общество представляет центру следующие документы: реестры граждан, получивших меры социальной поддержки по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, по каждой категории отдельно и составленные на основании результатов электронной сверки по форме, указанной в Приложении N 2, которое является неотъемлемой частью договора; сводный реестр в 2-х экземплярах; акт сверки расчетов по каждой категории отдельно в 2-х экземплярах (приложение N 3); акт сверки подписывается уполномоченными представителями сторон и заверяется их печатями (пункт 3.1.5); в 3-дневный срок с момента подписания сторонами акта сверки расчетов, общество представляет центру счет-фактуру на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам, указанным в пункте 3.1.1 договора, мер социальной поддержки по оплате услуг водоснабжения и водоотведения (пункт 3.1.6).
Во исполнение условий Договора, общество в декабре 2009 года предоставляло льготы гражданам, указанным в пунктах 1 - 9 статьи 2 Закона N 827-ЗРК. Предусмотренные пунктом 3.1.5 договора сведения для возмещения затрат общество представило центру 08.09.2010, однако денежные средства в возмещение понесенных обществом расходов перечислены ему не были.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
В пункте 19 названного постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из материалов дела усматривается, что общество предоставляло меры социальной поддержки категориям граждан, указанным в пунктах 1 - 9 статьи 2 Закона N 827-ЗРК, статьей 3.1 которого финансовое обеспечение социальной поддержки является расходным обязательством Республики Карелия.
В пункте 2.1 Договора также предусмотрено, что центр производит обществу возмещение расходов, связанных с предоставлением населению мер социальной поддержки по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за счет средств бюджета Республики Карелия.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом, поскольку финансовое обеспечение социальной поддержки категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 9 статьи 2 Закона N 827-ЗРК, осуществляет Республика Карелия, в связи с чем источником финансирования является бюджет республики в лице финансового органа - Министерства финансов Республики Карелия.
Право требования возмещения субъектом Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере; обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство может быть прекращено только путем его исполнения.
Подателем жалобы не оспаривается факт оказания обществом в декабре 2009 года услуг по водоснабжению и водоотведению льготным категориям граждан, их стоимость, а также факт предоставления обществом льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%. Также эти же факты установлены в рамках дела N А26-3770/2011.
Кроме того, возражений по представленным спискам льготополучателей и расчету убытков ответчиками не заявлено. Повторная электронная сверка базы льготополучателей произведена обществом и центром, возражений нет.
Расчет убытков проверен судами и признан обоснованным. В апелляционном порядке расчет не оспорен. Доказательства, подтверждающие факт возмещения истцу убытков, в материалы дела ответчиком не представлены.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, а также к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Требование истца о взыскании убытков с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия является обоснованным и правомерно удовлетворенно судом.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.04.2013 по делу N А26-2378/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2378/2012
Истец: ОАО "Петрозаводские коммунальные системы"
Ответчик: Министерство финансов Республики Карелия, Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия
Третье лицо: Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска", Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, ООО "Энергокомфорт. Единая Карельская сбытовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7901/12
16.07.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12044/13
10.04.2013 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-2378/12
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7901/12
18.09.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13802/12
23.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-2378/12