г. Самара |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А55-9866/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Радушевой О.Н., Садило Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аникиной Е.Н.,
с участием:
от ФНС России - Ремесленникова А.А., доверенность от 29.08.2012,
представители иных лиц, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7,
апелляционную жалобу ФНС России в лице ИФНС России по Советскому району, г. Самара,
на определение Арбитражного суда Самарской области от 12 октября 2012 года по заявлению ФНС России о включении требования в реестр требований кредиторов должника, по делу N А55-9866/2010 (судья Агеева Г.М.)
о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Содружество", г. Самара, (ИНН 6316085298, ОГРН 1036300568567),
УСТАНОВИЛ:
ФНС России в лице ИФНС России по Советскому району обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Содружество", г. Самара.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 30 июля 2010 года в отношении ООО "Содружество" введена процедура наблюдения, временным управляющим назначен Дульнев Е.В.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 января 2011 года ООО "Содружество" признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2011 года процедура конкурсного производства в отношении ООО "Содружество" прекращена, введена процедура внешнего управления сроком на 12 месяцев. Внешним управляющим утвержден Коробков Д.В.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 августа 2012 года ООО "Содружество" признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим должника утвержден Коробков Д.В.
В Арбитражный суд Самарской области обратилась ФНС России с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 22 583 руб. 68 коп. - проценты, начисленные на сумму требований уполномоченного органа в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления в отношении должника.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 12 октября 2012 года в удовлетворении заявления ФНС России отказано.
ФНС России в лице ИФНС России по Советскому району, г. Самара, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Самарской области от 12 октября 2012 года отменить, полагая, что совокупность оснований для включения в реестр требований кредиторов должника требования по уплате процентов в сумме 22 583 руб. 68 коп. доказана.
Представитель ФНС России в лице ИФНС России по Советскому району в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие участников процесса.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает определение Арбитражного суда Самарской области от 12 октября 2012 года по заявлению ФНС России о включении требования в реестр требований кредиторов должника, по делу N А55-9866/2010, не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 1 статьи 142 Закона о банкротстве конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.
Установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 названного Закона.
Положениями статьи 100 Закона о банкротстве установлено, что требования к должнику включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно пункту 3 статьи 100 Закона о банкротстве конкурсный управляющий, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторы, требования которых включены в реестр требований кредиторов, вправе предъявить в арбитражный суд возражения в течение тридцати дней с даты направления конкурсным управляющим кредиторам и в уполномоченные органы уведомлений о получении требований кредитора.
Пунктом 4 статьи 100 Закона о банкротстве предусмотрено, что при наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов и доказательства уведомления других кредиторов о предъявлении таких требований. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
Заявленное Федеральной налоговой службой требование представляет собой проценты, начисленные на основании пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве на сумму требований уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов должника определением арбитражного суда от 13.11.2010, в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления по делу N А55-9866/2010, за период с 22.04.2011 (дата введения в отношении должника процедуры внешнего управления) по 03.08.2012 (дата открытия в отношении должника конкурсного производства).
Согласно пункту 2 статьи 95 Закона о банкротстве на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.
Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления.
Соглашением внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей такими размером или сроком.
Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.
Уплата начисленных в соответствии со статьей 95 Закона о банкротстве процентов осуществляется одновременно с удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке, установленном статьей 121 Закона. Если такое удовлетворение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 Закона.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что из буквального содержания указанных норм права не следует, что указанные проценты подлежат установлению с целью включения в реестр требований кредиторов должника.
В пункте 40 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что изложенное в абзаце четвертом пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве правило о начислении процентов на сумму требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения внешнего управления, а также на требования, предъявленные в ходе внешнего управления, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, не является основанием для увеличения сумм требований заявителя за счет указанных процентов и сумм требований иных кредиторов, установленных в ходе наблюдения, финансового оздоровления либо конкурсного производства (статья 146 Закона).
В пункте 38 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" также разъяснено, что пункт 2.1 статьи 126 Закона предусматривает начисление в конкурсном производстве процентов на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 Закона. На требования кредиторов первой и второй очереди эти проценты не начисляются.
Указанные проценты, как и проценты, начисляемые на основании пункта 2 статьи 81 и пункта 2 статьи 95 Закона, не являются текущими платежами и в силу прямого указания Закона удовлетворяются в специальном порядке, установленном приведенными нормами Закона. Поскольку эти проценты начисляются при расчетах с кредиторами непосредственно арбитражным управляющим, судебный акт об их начислении не выносится и в реестр требований кредиторов они не включаются.
В случае, если уполномоченный орган будет не согласен с действиями конкурсного управляющего должника по уплате процентов, начисленных по правилам пункта 2 статьи Закона о банкротстве, он может обжаловать действия (бездействие) конкурсного управляющего должника в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Таким образом, поскольку правовых оснований для включения в реестр требований кредиторов должника требования Федеральной налоговой службы в сумме 22 583 руб. 68 коп. не имеется, арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявления уполномоченного органа.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением требований материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 12 октября 2012 года по заявлению ФНС России о включении требования в реестр требований кредиторов должника, по делу N А55-9866/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Серова |
Судьи |
О.Н. Радушева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9866/2010
Должник: ООО "Содружество"
Кредитор: ЗАО "Завод ЖБСК"
Третье лицо: Дульнев Е. В., ЗАО "Волгоспецстрой", ЗАО "Метро-Бетон", Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары, Коробков Д. В., НП "СОАУ "Паритет", ОАО "Альфа-Банк", ООО "Авто Центр "Спец", ООО "АвтоТрансГруз", ООО "КоМэир", ООО "КРАМОС-Инженеринг", ООО "Металлсервис-Поволжье", ООО "Промсталь", ООО "Универсал-Строй", ООО "Управляющая компания "АКТИВ", Отдел судебных приставов Октябрьского района г. Самары УФССП по Самарской области, СМОО "Ассоциация антикризисных управляющих", Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, Управление ФНС России по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20017/14
24.02.2014 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-9866/10
26.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1272/13
17.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14620/12
23.11.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-9866/10
03.08.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9866/10