Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2012 г. N 16АП-3549/12
г. Ессентуки |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А61-1566/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Севкавказэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.10.2012 по делу N А61-1566/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Севкавказэнерго"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу РСО-Алания, с привлечением конкурсного управляющего ВМУП "Владикавказэнерго"
о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.04.2012 N 15137, решения об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, в обязании возместить НДС за 2 квартал 2011 года в размере 63 663 195 рублей, (судья Родионова Г.С.)
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Севкавказэнерго": Мирзоев Ю.С. (доверенность N 41 от 12.09.2012);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу РСО-Алания: Газзаев Д.Л. (доверенность от 14.12.2012), Купеева Ж.В. (доверенность от 07.06.2012), Таймазов Э.В. (доверенность от 14.12.2012), Чеджемов А.Г. (доверенность от 14.12.2012);
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Севкавказэнерго" (общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу РСО-Алания (налоговый орган), с привлечением конкурсного управляющего ВМУП "Владикавказэнерго" о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.04.2012 N 15137, решения об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, в обязании возместить НДС за 2 квартал 2011 года в размере 63 663 195 рублей.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что обществом представлены все документы, необходимые для подтверждения вычетов по НДС, к сложившимся между обществом и ВМУП "Владикавказэнерго" отношениям в целях исчисления НДС нормы о неосновательном обогащении не могут применяться, при реализации услуг по передаче электроэнергии общество не ставило перед собой цель получения необоснованной налоговой выгоды, а также не является взаимозависимым с ВМУП "Владикавказэнерго".
В дополнительном доводе заявитель сослался на то, что отсутствие оплаты НДС со стороны общества (покупателя) не имеет правового значения при возмещении НДС. Достаточно лишь подтверждение самого факта оказания услуг по передаче электроэнергии. По утверждению общества на основании заявления ВМУП "Владикавказэнерго" оплата НДС в форме зачета обществом была произведена. Заявитель находит ссылку налогового органа на соглашение о порядке осуществления расчетов за услуги по передаче электроэнергии от 18.02.2011 неуместным, поскольку соглашение распространяет свое действие на порядок оплаты услуг, оказанных в 2011 году.
Решением от 23.10.2012 суд отказал в удовлетворении заявленных требований общества.
Судебный акт мотивирован тем, что выводы налогового органа о том, что налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие право на налоговый вычет являются обоснованными.
Не согласившись с таким решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять новый судебный акт, которым признать недействительным полностью решение Межрайонной ИФНС РФ по г. Владикавказу от 18.04.2012 N 15137 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, а так же признать недействительным полностью решение Межрайонной ИФНС РФ по г. Владикавказу N400 от 18.04.2012 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению и в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возмещения Обществу НДС за 2 кв. 2011 в размере 63 663 195 руб.
По мнению общества, судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что привело к принятию неправомерного решения.
Налоговый орган представил отзыв на жалобу, в котором просило оставить решение суда без изменения. Полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу и просил решение суда отменить, жалобу - удовлетворить в соответствии с доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Представители налогового органа в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения в соответствии с доводами, изложенными в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направило. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей общества, налогового органа, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что жалоба общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в отношении общества была проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) N 8799826 по итогам 2 квартала 2011 года, представленной в налоговый орган 19.09.2011.
По результатам камеральной налоговой проверки оставлен акт N 30.12.2011 N 22923. По итогам рассмотрения акта проверки и возражений к нему приняты решения:
- от 18.04.2012 N 15137 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в общем размере 1 744 387,90 руб.;
- от 18.04.2012 N 400 об отказе в возмещении НДС в размере 63 663 195 руб. Решением о привлечении к налоговой ответственности обществу доначислен налог на добавленную стоимость (НДС) в общем размере 9 855 217 руб., указано на необходимость внесения исправлений в документы бухгалтерской отчетности.
Не согласившись с решениями в части начисления налога на добавленную стоимость, в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость, соответствующей санкций за неполную уплату указанного налога, общество обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по РСО-Алания с апелляционными жалобами.
Рассмотрев апелляционные жалобы общества, вышестоящий налоговый орган оставил их без удовлетворения (решения N 15- 16 от 29.05.2012).
Общество обжаловало решения налогового органа в судебном порядке.
Предметом рассмотрения настоящего дела является законность решения налогового органа от 18.04.2012 N 15137 в части доначисления НДС и соответствующей санкции, а также законность решения налогового органа от 18.04.2012 N 400 в части отказа в возмещении НДС.
Как следует из материалов камеральной налоговой проверки, общество представило первичную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2011 от 20.07.2011 N 8666199 и уточненную декларацию от 19.09.2011 N 9799826.
В уточненной декларации общество отразило следующие показатели:
- реализация товаров (работ, услуг), передачу имущественных прав в сумме 799 631 074 руб. с учетом НДС по ставке 18% -143 933 593 руб.,
- сумма полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполненных работ, оказания услуг, передача имущественных прав на сумму 83 525 289 руб. с учетом НДС по ставке 18% -12 741 146 руб.
Общая сумма НДС - 156 674 739 руб.
Общая сумма НДС, подлежащая вычету - 220 337 934 руб., в том числе:
- сумма НДС, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 177 НК РФ -209 686 148 руб.,
- сумма НДС, исчисленная с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету с даты отгрузки товаров (работ, услуг) - 10 651 786 руб.
Итого сумма, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 63 663 195 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, обоснованно указал, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (ст. 143 НК РФ):
1) организации
2) индивидуальные предприниматели
3) лица, перемещающие товары через таможенную границу Таможенного союза Указанные лица обязаны заплатить НДС, если выставят покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ).
В силу статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются, кроме всего прочего операции по реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Налоговый период - это период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая уплате (п. 1 ст. 55 НК РФ).
Кроме того, по итогам налогового периода организации и предприниматели представляют в налоговые органы налоговые декларации.
Для всех налогоплательщиков установлен единый налоговый период - квартал (ст. 163 НК РФ). Это значит, что по общему правилу исчислять сумму НДС к уплате в бюджет налогоплательщики должны по итогам каждого квартала.
ВАС РФ в Определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 30.03.2011 N ВАС-3298/11 указал, что под соответствующим налоговым периодом, указанным в п. 2 ст. 173 НК РФ, следует понимать период, в котором у налогоплательщика возникло право на возмещение налога (применение налогового вычета), а не период, которым датированы счета-фактуры.
Право на применение налогового вычета возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором соблюдены все предусмотренные НК РФ условия для вычета.
Поскольку хозяйственные операции относятся к конкретным налоговым периодам, вычеты по операциям должны производиться по операциям соответствующих налоговых периодов. Следовательно, вычет НДС должен быть произведен в период совершения операции по приобретению услуг, а право на вычет реализовано только после получения надлежаще оформленных счетов-фактур.
Из материалов дела следует, что счета-фактуры представлены за 2 квартал 2011 года за услуги, оказанные в 2010 году.
В соответствии с пунктом 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок, книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 при выставлении продавцом счета-фактуры покупателю с опозданием, т. е. в налоговом периоде, следующем за тем, в котором услуги были приобретены и оприходованы, вычет следует заявлять в период совершения хозяйственных операций.
Следовательно, вычет НДС не подлежал отражению во 2 квартале 2011 года.
Бремя уплаты НДС фактически ложится не на поставщиков (исполнителей), а на конечных покупателей (заказчиков).
Предъявление суммы НДС покупателю (заказчику) дополнительно к цене реализации является одной из основных обязанностей плательщика НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налогоплательщика предъявлять НДС контрагенту при реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) или передаче имущественных прав; при получении суммы оплаты (в том числе частичной) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории РФ. (п. 1 ст. 168 НК РФ).
При предъявлении покупателю НДС при осуществлении сделки продавец обязан исчислить и уплатить в бюджет сумму НДС.
Исчислив налог, налогоплательщик обязан выделить его отдельной строкой в расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах (п. 4 ст. 168 НК РФ). При этом счет-фактура выставляется не только при реализации (отгрузке, передаче) товаров, работ, услуг, имущественных прав, но и при получении полной или частичной предоплаты в счет предстоящих поставок (абз. 2 п. 1, абз. 1 п. 3 ст. 168 НК РФ).
Срок для предъявления НДС связан со сроком выставления счета-фактуры. В счете-фактуре продавец выделяет сумму налога, что свидетельствует о предъявлении покупателю НДС.
Счет-фактура выставляется не позднее пяти календарных дней со дня наступления следующих событий:
- отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг);
- передачи имущественных прав;
- получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Счет-фактура - документ, на основании которого покупатель (заказчик) товаров (работ, услуг) сможет принять к вычету НДС, который он уплатил своему поставщику (исполнителю) (п. 1 ст. 169 НК РФ).
Налоговым законодательством предоставлено право уменьшить НДС, который исчислен налогоплательщиком для уплаты в бюджет, на налоговые вычеты п. 1 ст. 171 НК РФ.
Вычетам подлежат суммы налога, в том числе, которые предъявлены поставщиком (исполнителем, подрядчиком) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ.
Налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, если выполняются следующие три условия (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):
1. Товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС.
2. Товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы (приняты к учету).
3. У налогоплательщика имеются надлежаще оформленный счет-фактура поставщика и соответствующие первичные документы.
Таким образом, по итогам того налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет и получен счет-фактура от поставщика, налогоплательщик вправе принять к вычету сумму налога. При этом товары (работы, услуги), имущественные права должны быть использованы для операций, облагаемых НДС.
Как указал Конституционный Суд РФ, счет-фактура не является единственным документом, на основании которого предоставляется вычет (Определение от 02.10.2003 N 384-О).
Кроме счета-фактуры для применения вычета необходимы первичные документы.
При этом гл. 21 НК РФ не содержит специальных правил относительно объема и вида первичных документов. Налоговые органы вправе требовать у налогоплательщиков любые документы, которые подтверждают правомерность заявленного вычета. Перечень таких документов, установленный в ст. 172 НК РФ, является открытым.
Что касается вида первичных документов, то товары приходуются на основании первичных документов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета (п. п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). В частности, первичные документы должны составляться по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Вычет не может быть применен, если первичные документы у покупателя отсутствует. Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов лежит на покупателе, поскольку именно он является субъектом, который применяет вычет.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что налоговым законодательством не предусмотрена необходимость представлять документы, подтверждающие налоговые вычеты, одновременно с налоговой декларацией. Право на вычет обусловлено наличием у налогоплательщика соответствующих первичных документов, а не фактом их представления в налоговый орган (п. п. 1 и 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ) Первичные документы должны представляться только при получении соответствующего требования от налоговых органов Требования о представлении документов налоговые органы вправе направлять (вручать) налогоплательщикам при проведении налоговых проверок (ст. 93 НК РФ).
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе предъявить требование в случае, если в декларации налогоплательщиком заявлен НДС к возмещению (п. п. 7 и 8 ст. 88 НК РФ).
Как следует из материалов дела налогоплательщику при проведении камеральной проверки уточненной декларации по НДС от 19.09.2011 было направлено требование от 25.07.2011 N 2483 о предоставлении документов:
- договоров (контрактов, соглашений), заключенных между ВМУП "Владикавказэнерго" и ОАО "Севкавазэнерго" об оказании услуг по передаче электрической энергии;
- товарно-транспортных накладных;
- оборотно-сальдовых ведомостей.
Общество направило в адрес налогового органа часть запрошенных документов за апрель-июнь 2011 года: книгу продаж, книгу покупок, счета - фактуры.
Полагая, что документы представлены не в полном объеме, налоговым органом был составлен акт камеральной налоговой проверки от 30.12.2011 N 22923.
После получения на указанный акт возражений от 31.01.2012 налоговый орган в рамках дополнительного налогового контроля направил в адрес налогоплательщика требование от 27.02.2012 N 2085 об истребовании документов:
- договора на оказания услуг с ВМУП "Владикавказэнерго"" действующие в течение 2010-2011г.г.; копии приказав на должностных лиц, подписавших указанные договора -доверенности;
- акты выполненных работ и документы, подтверждающие полномочия лиц подписавших указанные договора;
- совместные акты с ВМУП "Владикавказэнерго" об оказании услуг по передаче электроэнергии и документы, подтверждающие полномочия лиц подписавших указанные договора;
- документы, подтверждающие правомерность и правильность составления вышеуказанных актов выполненных работ и совместных актов об оказании услуг по передаче электроэнергии;
- провести допросы главного бухгалтера, главного инженера, а также должностных лиц подписавших совместные акты об оказании услуг по передаче электроэнергии;
- документы, подтверждающие правомерность порядка расчета электроэнергии приобретенный для погашения потерь, акты по передаче электроэнергии и прочие подтверждающие документы; порядок снятия данных с приборов учета; представить приказы за 2010-2011г.г.
- фактические ежемесячные расчеты по услугам и потерям за 2010-2011г.г;
- документы, подтверждающие фактическую оплату за оказанные услуги за 2010-2011г.г.
В ответ на требование налогоплательщиком 06.03.2012 года за N 012357 (входящий) были представлены акты об оказании услуг по передаче электроэнергии за 2010 год.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что по смыслу ст.ст. 88, 93 НК РФ требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки.
Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, положения ст.ст. 171, 172, определяющие порядок применения налоговых вычетов, устанавливают в качестве основания их применения по налогу на добавленную стоимость наличие документов, названных в требовании налогового органа, Представленные обществом документы не позволили налоговому органу провести проверку налоговой декларации в полном объеме, отсутствие ряда истребуемых документов служит основанием для отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.
Из требований налогового органа точно следует, какие документы запрашиваются. Причем эти документы имеют отношение к предмету налоговой проверки. Налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие принятие товара (услуг, работ) к учету.
Налогоплательщиком представлены в судебное заседание, минуя налоговые органы, в обоснование права на вычет реестры расхода электрической энергии по потребителям присоединенных к сетям ВМУП "Владикавказэнерго". Однако судом эти документы не приняты в качестве документов, обосновывающих право на вычет, поскольку налогоплательщиком не представлены первичные документы, определяющие объем фактически оказанных услуг по передаче электроэнергии, а также не представлены доказательства уважительности причин непредставления.
Из толкования положений статьей 169-172 НК РФ следует, что обязанность по подтверждению правомерности применения вычетов по НДС возложена на налогоплательщика.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, выполнивших работы, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Следовательно, счета-фактуры составляются на основе уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами. Требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Таким образом, при исчислении налога полученные обществом доходы и произведенные им расходы должны подтверждаться соответствующими первичными документами.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что ОАО "Севкавказэнерго" является гарантирующим поставщиком, осуществляющим поставку электрической энергии потребителям.
Все потребители услуг по передаче электрической энергии оплачивают обществу стоимость услуг по передаче электроэнергии по сетям сетевой организации.
Судом первой инстанции установлено, что в 2010 г. ВМУП "Владикавказэнерго" оказывало услуги по передаче электрической энергии потребителям гарантирующего поставщика, что сторонами не оспаривается.
Между сторонами в спорный период письменный договор на оказание услуг по передаче электрической энергии заключен не был.
ВМУП "Владикавказэнерго", являясь в спорный период сетевой организацией на территории г. Владикавказа и оказывающей услуги по передаче электрической энергии, выставил ответчику счета-фактуры на оплату оказанных услуг.
Из представленных счетов-фактур следует, что обществом в состав "налоговых вычетов" включены суммы НДС по счетам - фактурам за услуги, оказанные сетевой организацией ВМУП "Владикавказэнерго" по передаче электрической энергии в 2010 году в размере 73 518 412 рублей, в том числе:
- N 2273 от 30.09.2010 года за сентябрь 2010 года, сумма 42749876, 04 рублей, в том числе НДС - 6521167,53 рублей;
- N 1338 от 30.06.2011 года за январь 2010 года, сумма 63099614,15 рублей, в том числе НДС - 9625364,87 рубля;
- N 1339 от 30.06.2011 года за февраль 2010 года, сумма 66493469,71 рублей, в том числе НДС - 10143071,65 рубль;
- N 1340 от 30.06.2011 года за март 2010 года, сумма 60308083,68 рублей, в том числе НДС - 9199538,19 рублей;
- N 1341 от 30.06.2011 года за апрель 2010 года, сумма 51910663,60 рублей, в том числе НДС - 7918575,80 рублей;
- N 1342 от 30.06.2011 года за июнь 2010 года, сумма 41172848,95 рублей, в том числе НДС - 6280604,08 рубля;
- N 1343 от 30.06.2011 года за июль 2010 года, сумма 44694234,29 рубля, в том числе НДС - 6817764,55 рубля;
- N 1344 от 30.06.2011 года за октябрь 2010 года, сумма 46165425,71 рублей, в том числе НДС - 7042183,58 рубля;
- N 1345 от 30.06.2011 года за декабрь 2010 года, сумма 65359819,79 рублей, в том числе НДС - 9970142,00 рубля.
Количество переданной энергии в указанных счетах - фактурах не указано, цена (тариф) за единицу измерения различна. Счета-фактуры, выписанные в один день, подписаны руководителем организации Купеевым В.Г. В счет-фактуру N 2273 от 30.11.2010 внесены изменения, которые в книге продаж ВМУП "Владикавказэнерго" отражены под другим номером и без указания даты. По данному счету-фактуре произведена корректировка суммы в размере 2 183 384 руб., которая не отражена в карточке бухгалтерского счета 60.01. по ДТ как корректировка долга по договору, а отражена по КТ на сумму 42749 876 руб. как поступление товаров и услуг. При этом первоначальная сумма 44 933 260 руб. по данному счету-фактуре отражалась в бухгалтерском учете за 2010 год.
В соответствии со статьями 9 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
Между тем отсутствие договора на передачу электрической энергии не освобождает покупателя от обязанности оплатить фактически оказанные услуги по передаче электроэнергии. При этом объем и стоимость фактически оказанных услуг должны быть подтверждаются надлежащими доказательствами.
Однако документально не подтвержден объем фактически переданной энергии, на основании которого ВМУП "Владикавказэнерго" произвел расчет стоимости услуг по передаче электроэнергии. В связи с чем для обоснования правильности исчисления НДС и подтверждения своего права на вычет общество было обязано представить первичные документы, в том числе реестры потребителей юридических лиц, присоединенных к сетям ВМУП "Владикавказэнерго", договоры энергоснабжения, акты объема потребления, акты снятия показаний приборов учета, подписанными представителем гарантирующего поставщика и потребителями электроэнергии (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями).
Проанализировав в совокупности представленные обществом как в налоговый орган, так в суд доказательства объема оказанных услуг в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в подтверждение количества оказанных услуг, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что объем фактически переданной электроэнергии обществом не доказан.
В 2010 году отношения по оказанию услуг между субъектами розничных рынков регулировались Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 17.10.2009) "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики". Правилами, в том числе определялись условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.
В соответствии с пунктом 117 главы IX Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
Гарантирующие поставщики оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах обслуживаемых ими потребителей, до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 136 данного Постановления Правительства РФ установлено, что плата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и указанным разделом.
В соответствии со статьей 148 указанного нормативного документа, в случае если в соответствии с договором энергоснабжения или договором оказания услуг по передаче электрической энергии объем потребления электрической энергии потребителем определяется расчетным способом, сетевая организация по окончании расчетного периода осуществляет расчет соответствующего объема потребления электрической энергии и предоставляет полученные данные потребителю и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Расчетный способ определения объема потребления электрической энергии согласовывается потребителем (за исключением гражданина-потребителя) с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены его энергопринимающие устройства. Сетевая организация согласовывает предложенный потребителем расчетный способ в течение 10 дней с момента получения соответствующих документов. При наличии возражений сетевая организация направляет потребителю письменный мотивированный отказ с указанием ее обоснованных предложений об использовании одного из предусмотренных пунктами 144 и 145 указанного документа расчетных способов. Отсутствие такого письменного отказа по окончании указанного срока означает согласие сетевой организации с предложенным потребителем расчетным способом.
В отношении услуг по передаче электрической энергии расчет тарифа производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке. (Приказ ФСТ РФ от 26.06.2008 N 231-э (ред. от 21.06.2011) "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала").
Таким образом, для подтверждения фактически произведенных услуг по передаче электроэнергии по сетям при заявлении права на вычет НДС общество было обязано представить во исполнение требований налогового органа первичные документы.
Из материалов дела следует, что в течение 2010 года ВМУП "Владикавказэнерго" в адрес общества были направлены реестры расхода электроэнергии в 2010 году по потребителям, присоединенным к электросетям ВМУП с указанием предыдущих и текущих показаний счетчиков. При этом акты по снятию данных с приборов учета представлены не по всем потребителям. Счета - фактуры, как указано выше, предъявлены обществу 30.06.2011. Тогда как акты об оказании услуг по передаче электроэнергии за 2010 г. составлены во 2 квартале 2011 года и подписаны Албеговым Б.Х. как законным представителем ВМУП "Владикавказэнерго" и представителем общества Цикановым А.М. Согласно материалам дела Албегов Б. Х. в 2010 году являлся руководителем ОАО "Севкавказэнерго". В соответствии с приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами г. Владикавказа от 19.04.2011 N 9-к Албегов Б.Х. назначен на должность генерального директора ВМУП "Владикавказэнерго" с 19.04.2011. Должностные обязанности им исполнялись до 26.05.2011, поскольку на основании приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами г. Владикавказа от 25.05.2011 N 14-к исполняющим обязанности директора ВМУП назначен Купеев И.О.
Таким образом, утверждение за один и тот же период расчетных первичных документов одним и тем же лицом как представителем продавца и покупателя свидетельствует об их взаимозависимости. К такому выводу суд пришел исходя из того, что правоотношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии в 2010 году между сторонами сложились при осуществлении руководства ВМУП "Владикавказэнерго" Бесоловым Р.И., которым счета-фактуры в 2010 году не предъявлялись и акты об оказании услуг не подписывались. В обоснование своего права на вычет общество предъявило акты об оказании услуг, которые подписаны со стороны ВМУП (поставщика) бывшим руководителем общества (покупателя).
Наряду с этим обществом не обоснована причина составления и подписания актов об оказанных в 2010 году услугах 18.05.2011 и 18.06.2011.
В ходе камеральной проверки установлен факт заключения Соглашения о порядке осуществления расчетов за услуги по передаче электрической энергии от 18.02.2011 между ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ОАО "Севкавказэнерго" - предметом указанного Соглашения является установление между сторонами порядка осуществления расчетов за услуги по передачи электроэнергии, в частности, минуя расчетный счет ВМУП "Владикавказэнерго" ОАО "Севкавказэнерго" в счет взаимных расчетов с ВМУП оплачивает ОАО "МРСК" стоимость услуг по передаче электроэнергии. При этом данное Соглашение не содержит подписи руководителя ВМУП "Владикавказэнерго". По данному Соглашению за 2011 год ОАО "Севкавказэнерго" перечислило ОАО "МРСК Северного Кавказа" сумму - 816 180 000 руб. После фактической оплаты в течение 2-3 дней ОАО уведомило ВМУП о произведенном расчете.
Заявитель доказательства фактической оплаты НДС за оказанные ВМУП "Владикавказэнерго" услуги не представил. В данном случае плательщиком НДС в бюджет является ВМУП "Владикавказэнерго". В материалах дела отсутствуют доказательства перечисления ВМУП "Владикавказэнерго" в бюджет, полученной НДС.
Как следует из определения Арбитражного суда РСО-Алания от 21.05.2012 по делу N А61-159/11 21.10.2011 года в отношении ВМУП "Владикавказэнерго" введена процедура наблюдения, взаимные денежные обязательства между сторонами прекращены на основании зачета однородных встречных требований, в реестр требований кредиторов должника включены требования заявителя с очередностью погашения в третью очередь в размере 30 554 174,60 руб.
На основании вышеизложенного, являются обоснованными выводы налогового органа о том, что налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие право на налоговый вычет, в частности: договоры оказания услуг, совместные акты об оказанных услугах по передаче электроэнергии (ежемесячные); ВМУП "Владикавказэнерго" и ОАО "Севкавказэнерго" как стороны договора являются взаимозависимыми, поскольку первичные документы за один и тот же расчетный период подписаны Албеговым Б.Х., который представлял, с одной стороны, интересы ОАО "Севкавказэнерго" (покупателя) в период осуществления услуг и с другой стороны, интересы ВМУП "Владикавказэнерго" (продавец) в период подписания совместных актов выполненных работ (услуг); отсутствуют доказательства, подтверждающие фактическую оплату НДС ОАО "Севкавказэнерго", а также перечисление плательщиком НДС ВМУП "Владикавказэнерго" в бюджет полученную сумму НДС.
При таких обстоятельствах, вывод налогового органа об исключении из суммы налоговых вычетов за 2 квартал 2011 года суммы НДС в размере 73 518 412 рублей по счетам - фактурам за услуги, оказанные сетевой организацией ВМУП "Владикавказэнерго, по передаче электрической энергии за 2010 г. является обоснованным. В связи с чем обоснован и полностью подтвержден вывод налогового органа об отсутствии у общества права на возмещение НДС в сумме 63 663 195 руб.
Соответственно установленная сумма неуплаты налогоплательщиком в результате занижения налоговой базы и неправомерных действий за 2 квартал 2011 года в размере 9 855 217 руб., а также применение финансовой санкции также является обоснованными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив все доводы общества, налогового органа и фактические обстоятельства дела в совокупности, принял правильное решение о том, что обоснован и полностью подтвержден вывод налогового органа об отсутствии у общества права на возмещение НДС в сумме 63 663 195 руб.
Суд апелляционной инстанции, проверив правильность вынесенного по делу решения суда, пришел к выводу о том, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.10.2012 по делу N А61-1566/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.