г. Самара |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А55-23414/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Маслов А.С., доверенность от 20.02.2012 г., Иванов Д.В., доверенность от 02.07.2012 г.,
от ответчика - Владимирова Е.В., доверенность от 21.08.2012 г. N 05-10/09728,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 декабря 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Самарская лизинговая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 октября 2012 года по делу N А55-23414/2012 (судья Бойко С.А.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарская лизинговая компания" (ИНН 6315369770), г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Самарская лизинговая компания" (далее - заявитель, ЗАО "СЛК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары (далее - ответчик, ИФНС России по Ленинскому району г. Самары, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 10 по делу об административном правонарушении от 12.07.2012 г., которым заявитель был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 23 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "СЛК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что срок сдачи наличных денежных средств не установлен действующим законодательством Российской Федерации. Денежные средства, полученные с применением ККТ в составе ПТ, зачислены на специальный банковский счет ЗАО "СЛК" в полном объеме, основания для привлечения заявителя к административной ответственности отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Самары, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что сотрудниками ИФНС России по Ленинскому району г. Самары в отношении ЗАО "СЛК" проведена проверка порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций и использования специальных банковских счетов.
В ходе проверки был установлено, что ЗАО "СЛК" за период с 01.04.2012 г. по 01.06.2012 г. осуществлено неполное зачисление на специальный банковский счет наличных денежных средств при приеме платежей от физических лиц с использованием контрольно-кассовой техники в составе платежного терминала. Сумма незачисленной денежной наличности по состоянию на 01.06.2012 г. составила 3 570 руб.
По результатам проверки был составлен акт от 27.06.2012 г. N 49.
27.06.2012 г. в отношении ЗАО "СЛК" составлена протокол N 10 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Постановлением ИФНС России по Ленинскому району г. Самары N 10 по делу об административном правонарушении от 12.07.2012 г. заявитель был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Считая постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Часть 2 ст. 15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов в виде административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено, что ЗАО "СЛК" является платежным агентом и осуществляет деятельность по приему платежей наличных денежных средств от плательщиков.
Частью 15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" предусмотрено, что платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Согласно п. 3.3. главы 3 Положения Центрального Банка России от 12.10.2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом (субагентом).
В силу п. 1.3 вышеназванного Положения платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", при определении лимита остатка наличных денег не учитывает наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности.
По смыслу вышеприведенных норм обязанность у платежного агента (субагента) по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет наступает в день получения наличных денежных денег при инкассации платежных терминалов.
Судом первой инстанции установлено, что при осуществлении вышеуказанной деятельности ЗАО "СЛК" осуществляет инкассацию принадлежащих ему платежных терминалов, расположенных в г. Самара и г. Тольятти, по мере заполнения купюроприемников. Одновременно с проведением инкассации уполномоченным сотрудником снимаются показания фискальной памяти и забираются сменные Z-отчеты по ККТ.
После проведения инкассации уполномоченный сотрудник ЗАО "СЛК" доставляет наличные денежные средства и Z-отчеты в офис ЗАО "СЛК" для заполнения журнала кассира-операциониста на основании данных Z-отчетов и пересчета наличных денежных средств.
После перенесения данных Z-отчетов в журнал кассира-операциониста он передается в бухгалтерию ЗАО "СЛК" для отражения его данных в кассовой книге предприятия. Помимо этого производится пересчет и сортировка наличных денежных средств.
Пересчитанные и отсортированные денежные средства вместе с соответствующим документом (объявлением на взнос наличными) сдаются в кредитную организацию для зачисления на специальный банковский счет.
31.05.2012 г. сотрудником ЗАО "СЛК" Поникаровым Ю.В. проводилась инкассация платежных терминалов, расположенных в г. Тольятти. После проведения инкассации все наличные денежные средства и первичные отчетные документы (Z-отчеты) были доставлены в ЗАО "СЛК". После пересчета наличных денежных средств и сверкой с данными бухгалтерской отчетности было выявлено расхождение в размере 3 570 руб.
04.06.2012 г. была проведена очередная инкассация терминалов, после проведения пересчета наличных денежных средств, полученных после инкассации, и сверкой с данными бухгалтерской отчетности выявленное расхождение в размере 3 570 руб. сохранилось.
08.06.2012 г. вышеуказанная сумма была зачислена на специальный банковский счет.
Таким образом, денежные средства, инкассированные сотрудником заявителя из платежных терминалов 31.05.2012 г. в сумме 3 570 руб., фактически были оприходованы и сданы в банк лишь 08.06.2012 г.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении ЗАО "СЛК" требований ч. 15 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103 - ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На заявителе лежит установленная Федеральным законом от 03.06.2009 г. N 103 - ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет. Из материалов дела усматривается, что у заявителя имелась возможность для своевременного исполнения данной обязанности, и он не представил доказательств, подтверждающих, что допущенное нарушение произошло вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств.
При таких обстоятельствах административный орган правомерно привлек ЗАО "СЛК" к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 АПК РФ не имеется.
Доводы, приведенные ЗАО "СЛК" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Исходя из положений ст.208 АПК РФ уплата государственной пошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Согласно ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ошибочно уплаченная платежным поручением от 26.10.2012 г. N 1611 государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 октября 2012 года по делу N А55-23414/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Самарская лизинговая компания", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23414/2012
Истец: ЗАО "Самарская лизинговая компания"
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Самары