г. Томск |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А27-14276/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Музыкантовой М.Х., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. с использованием средств аудиозаписи до перерыва, после перерыва - без использования средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: до перерыва: Исунц Ж.А. по доверенности от 29.11.2012 (на 1 год), после перерыва: без участия,
от заинтересованного лица: до перерыва: Захарова И.М. по доверенности от 01.03.2012 (на 1 год), Воробьевой И.А. по доверенности от 12.04.2012 (на 3 года), после перерыва: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кемеровской таможни
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 04.10.2012 по делу N А27-14276/2012 (судья Обухова Г.П.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Краснобродский Южный" (ИНН 4202037762, ОГРН 1094202002003)
к Кемеровской таможне (ИНН 4205009474, ОГРН 1024200707079)
о признании незаконными постановлений по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Краснобродский Южный" (далее по тексту - ООО "Краснобродский Южный", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями о признании незаконными постановлений Кемеровской таможни (далее по тексту - административный орган, апеллянт) от 26.06.2012 по делам об административных правонарушениях N 10608000-189/2012 (дело N А27-14276/2012); N 10608000-193/2012 (дело N А27-14277/2012); N 10608000-188/2012 (дело N А27-14279/2012); N 10608000-196/2012 (дело N А27-14280/2012); N 10608000-195/2012 (дело N А27-14281/2012); N 10608000-194/2012 (дело N А27-14282/2012); N 10608000-191/2012 (дело N А27-14283/2012), которыми Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Протокольным определением суда от 26.09.2012 дела N А27-14276/2012, N А27-14277/2012, N А27-14279/2012 в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) объединены в одно производство - дело А27-14276/2012.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.09.2012 к объединенному делу N А27-14276/2012 присоединены дела N А27-14280/2012, N А27-14281/2012, N А27-14282/2012, N А27-14283/2012, объединенному делу присвоен общий номер N А27-14276/2012.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.10.2012 требование ООО "Краснобродский Южный" удовлетворено частично. Признаны незаконными и отменены постановления от 26.06.2012 N 10608000-189/2012, N 10608000-191/2012, N 10608000-193/2012, N 10608000-194/2012, N 10608000-195/2012, N 10608000-196/2012. В остальной части требование оставлено без удовлетворения.
Не согласившись частично с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить в части признания незаконными постановлений от 26.06.2012 N 10608000-189/2012, N 10608000-191/2012, N 10608000-193/2012, N 10608000-194/2012, N 10608000-195/2012, N 10608000-196/2012 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Общества в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, полагая, что при неисполнении обязанности по представлению документов по каждой отправке имеют место разные правонарушения с разными датами их совершения (разные даты истечения установленного срока).
Подробно доводы Кемеровской таможни изложены в апелляционной жалобе.
В представленном в судебном заседании отзыве ООО "Краснобродский Южный" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
В судебном заседании 03.12.2012 был объявлен перерыв до 10.12.2012 до 12 часов 30 минут. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте апелляционного суда и в системе "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.arbitr.ru.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание после перерыва не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене.
Как следует из материалов дела, постановлениями Кемеровской таможни от 26.06.2012 N 10608000-189/2012, N 10608000-193/2012, N 10608000-188/2012, N 10608000-196/2012, N 10608000-195/2012, N 10608000-194/2012, N 10608000-191/2012 ООО "Краснобродский Южный" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. По каждому постановлению Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО "Краснобродский Южный" не согласилось с принятыми постановлениями и обжаловало указанные акты в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 3 статьи 16.12 КоАП предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) установлено, что таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами; таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров; таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять в таможенные органы документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.
Согласно пункту 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Из положений статьи 181 ТК ТС следует, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются, в том числе, сведения о товарах и сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса.
Из положений пункта 1 статьи 183 ТК ТС следует, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К таким документам относятся, в том числе транспортные документы.
Согласно пункту 3 статьи 183 ТК ТС, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, - после выпуска товаров.
В силу статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации (далее по тексту - ВТД). Применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля.
Распоряжение ГТК России от 27.05.2004 N 246-р "Об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых железнодорожным транспортом" издано в целях реализации положений таможенного законодательства, связанных с порядком таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, при декларировании товаров путем подачи периодической (в том числе временной) таможенной декларации. Данное распоряжение зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2004, N 5895.
Согласно пункту 1 указанного распоряжения таможенные органы, в регионе деятельности которых находятся станции погрузки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, если декларирование товаров производится с подачей периодической (в том числе временной) таможенной декларации, обязаны принимать транспортные (перевозочные) документы (железнодорожные накладные) на все товары, планируемые к вывозу с таможенной территории Российской Федерации в течение указанного в таможенной декларации периода времени, в которых отсутствуют отдельные сведения, характеризующие каждую отправку товаров (далее - неполные железнодорожные накладные), при представлении декларантом в письменном виде обязательства о представлении железнодорожных накладных, содержащих необходимые для таможенных целей сведения по каждой отправке (номера железнодорожных накладных, сведения о транспортных средствах, количество принятых к перевозке товаров) (далее - оформленные железнодорожные накладные), не позднее 5 рабочих дней со дня принятия железной дорогой товаров к перевозке.
Из материалов дела следует, что между ООО "Краснобродский Южный" и фирмой "GRAND STANDART LIMITED" Британские Виргинские острова заключен внешнеторговый контракт от 28.11.2011.
На Прокопьевский таможенный пост Кемеровской таможни 03.04.2012 Обществом с применением временного периодического временного декларирования товаров подана временная периодическая декларация N 10608060/030412/0000318 для таможенного декларирования в режиме "экспорт" товара - уголь каменный битуминозный марки "ТОМСШ", код товара 2701129000, общим весом брутто/нетто 30000000 кг, фактурной стоимостью 3720000 долларов США, получатель ООО "ХЭЙЛУНЦЗЯНСКАЯ КОМПАНИЯ ПРИ КИТАЙСКОЙ КОРПАРАЦИИ ПО ЭКСПОРТУ И ИМПОРТУ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ", Китай.
При подаче временной периодической декларации ООО "Краснобродский Южный" предоставлены неполные железнодорожные накладные, в которых отсутствовали необходимые для таможенных целей сведения (номера железнодорожных накладных, сведения о транспортных средствах, о количестве принятых к перевозке товаров), в связи с чем на основании пункта 3 статьи 183 ТК ТС, распоряжения ГТК РФ N 246-Р декларант ООО "Краснобродский Южный" в гарантийном обязательстве от 03.04.2012, а также в графе 44 временной периодической декларации принял на себя обязательство предоставить таможенному органу железнодорожные накладные по каждой отправке, содержащие необходимые для таможенных целей недостающие сведения в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия железной дорогой товара к перевозке.
Таможенный орган (Прокопьевский таможенный пост Кемеровской таможни) установил срок представления оформленных перевозчиком ж/д накладных в течение 5 рабочих дней после принятия товаров к перевозке, о чем сделана соответствующая запись в графе "D" временной периодической декларации.
Таким образом, в соответствии со статьями 183, 188 ТК ТС на Общество возложена обязанность по представлению в таможенный орган железнодорожных накладных, на основании которых заполнена таможенная декларация, а таможенным органом, исходя из положений статьи 183 ТК ТС, распоряжения ГТК РФ N 246-Р, а также обязательства декларанта, установлен срок исполнения данной обязанности - не позднее пяти рабочих дней с момента принятия железной дорогой товаров к перевозке (по каждой отправке), о чем внесена соответствующая отметка в таможенную декларацию. Невыполнение указанной обязанности к установленному сроку образует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и Обществом не оспаривается, что обязательство о представлении железнодорожных накладных, содержащих необходимые для таможенных целей сведения по каждой отправке (номера железнодорожных накладных, сведения о транспортных средствах, количество принятых к перевозке товаров) не исполнено в установленный таможенным органом срок.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Краснобродский Южный" не представило ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер, направленных на представление сведений и документов в установленный срок.
Вывод суда первой инстанции о невозможности признания правонарушения, совершенного Обществом, малозначительным сделан с учетом пунктов 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, соответствует установленным судом обстоятельствам, характеру правонарушения, имеющимся в деле доказательствам.
Процедура привлечения Общества к административной ответственности Кемеровской таможней соблюдена.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал постановление от 26.06.2012 N 10608000-188/2012 законным.
Вместе с тем, отменяя постановления N 10608000-189/2012, N 10608000-191/2012, N 10608000-193/2012, N 10608000-194/2012, N 10608000-195/2012, N 10608000-196/2012, суд первой инстанции руководствовался требованиями части 5 статьи 4.1 КоАП РФ о невозможности привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение.
Суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае время совершения административного правонарушения определяется не конкретной датой, а периодом времени (отгрузка товара осуществлялась в период с 05.04.2012 по 17.04.2012), в связи с чем имеет место одно событие административного правонарушения - несвоевременное представление документов по временной периодической декларации.
Данный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение, то есть оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Распоряжением N 246-р установлен срок предоставления транспортных (перевозочных) документов (железнодорожных накладных), а именно не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия железной дорогой товаров к перевозке.
Таким образом, вменяемое Обществу правонарушение образует оконченный состав лишь в случае непредставления в установленные сроки документов, необходимых для проведения таможенного контроля. Последний день для предоставления документов, необходимых для проведения таможенного контроля, является последним днем установленного срока.
Следовательно, правонарушение является оконченным с момента истечения данного срока, то есть следующий день за истечением установленного срока является днем окончания совершенных Обществом правонарушений.
Исходя из периодичности вывоза товара, заявленного Обществом во временной периодической декларации, у декларанта по каждому факту отправки товара возникает обязанность по представлению таможенному органу надлежащим образом оформленных ж/д накладных и с момента принятия товаров к перевозке железной дорогой (по каждой отправке) начинает течь установленный таможенным органом срок для надлежащего исполнения обязанности.
В данном случае товар в рамках одной временной периодической декларации вывозился по ж/д накладным, подтверждающим принятие железной дорогой поставляемого на экспорт угля, в разное время, что свидетельствует о разных основаниях для привлечения Общества к административной ответственности.
Несмотря на то, что Обществом в каждом случае нарушено одно и то же обязательство по представлению ж/д накладных, нарушения, связанные с отправкой Обществом разных партий товара в разное время, не могут охватываться одним действием (бездействием) декларанта. Доказательствами совершения Обществом вменяемых правонарушений являются разные железнодорожные накладные.
В данном случае, имеет место повторное совершение Обществом однородного правонарушения, а не повторное привлечение к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
С учетом того, что основания для применения положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ у суда первой инстанции отсутствовали, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Кемеровской области по рассматриваемому делу подлежит отмене в части признания незаконными постановлений от 26.06.2012 N 10608000-189/2012, N 10608000-191/2012, N 10608000-193/2012, N 10608000-194/2012, N 10608000-195/2012, N 10608000-196/2012 на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять в отмененной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Краснобродский Южный" требований.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ апелляционная жалоба на решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.10.2012 по делу N А27-14276/2012 в обжалуемой части о признании незаконными и отмене постановлений Кемеровской таможни от 26.06.2012 по делам об административных правонарушениях: N 10608000-189/2012, N 10608000-191/2012, N 10608000-193/2012, N 10608000-194/2012, N 10608000-195/2012, N 10608000-196/2012 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Краснобродский Южный" к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Принять в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении заявления о признании незаконными и подлежащими отмене постановлений Кемеровской таможни от 26.06.2012 по делам об административных правонарушениях: N 10608000-189/2012, N 10608000-191/2012, N 10608000-193/2012, N 10608000-194/2012, N 10608000-195/2012, N 10608000-196/2012 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Краснобродский Южный" к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14276/2012
Истец: ООО "Краснобродский Южный"
Ответчик: Кемеровская таможня