г. Вологда |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А05-8699/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области Косцова О.В. по доверенности от 13.06.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области и Правительства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 сентября 2012 года по делу N А05-8699/2012 (судья Шашков А.Х.),
установил:
администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН 1028301646779; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558; далее - Минфин) о взыскании 2 715 200 руб., из которых 2 713 000 руб. расходы, связанные с предоставлением жилья Дуркиной М.А., имеющей статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и 2200 руб. расходы, связанные с оплатой услуг независимого эксперта по оценке рыночной стоимости квартиры.
Определением суда от 23.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Архангельской области (далее - Правительство) и Министерство образования и науки Архангельской области.
Решением от 18 сентября 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области за счет казны Архангельской области в пользу Администрации взыскано 2 715 200 руб. убытков.
Минфин с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- предоставленные квартиры не были приобретены за счет средств местного бюджета муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", а переданы безвозмездно из государственной собственности Ненецкого автономного для целей обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями;
- размер предъявленных требований не соответствует действительности и не является обоснованным.
Правительство также не согласилось с решением и обратилось в суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- заявленное истцом правовое обоснование своих требований не может трактоваться как гражданско-правовые отношения, такой спор носит характер публично-правовых межбюджетных отношений;
- истец не нес расходов по приобретению для Дуркиной М.А. жилого помещения, которое муниципальному образованию перешло в дар от Ненецкого автономного округа;
- суд не учел, что средняя рыночная стоимость жилья, подлежащего предоставлению в Ненецком автономном округе на состав семьи из одного человека составляет 869 000 руб. с учетом средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в Ненецком автономном округе, установленной приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от 26.09.2011 N 462 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2011 года" и исходя из нормы предоставления жилой площади 20 кв.м на одиноко проживающего гражданина, установленной решением Совета городского округа "Нарьян-Мар" от 21.05.2009 N 498-р.
Представитель Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе и жалобе Правительства.
Истец и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили. Администрация в отзывах на апелляционные жалобы возражала относительно их удовлетворения, представила ходатайство о рассмотрении жалоб в отсутствие своего представителя. Министерство в отзыве на жалобы поддержало, изложенные в ней доводы. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Дуркина М.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар от 03.07.2011 N 1074 Дуркина М.А. поставлена на учет на получение муниципальной жилой площади в очередь в общем списке - 2053, во внеочередном списке - 32.
Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 23.12.2011 N 2275, на основании статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации Дуркиной М.А., имеющей статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 36,9 кв.м в г. Нарьян-Маре по адресу: ул. Рыбников, д. ЗБ, кв. 49. Договор социального найма с Дуркиной М.А. заключен 30.12.2011.
Указанная квартира является муниципальной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2011, серия 29 АК N 669949. Данная квартира предоставлена по договору социального найма Дуркиной М.А. в соответствии с Законом Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-03 "О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" (далее - Закон АО N 84-5-03).
Согласно отчету N 37/12 об оценке рыночной стоимости квартиры, общей площадью 36,9 кв.м, расположенной по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рыбников, д. ЗБ, кв. 49, от 01.02.2012, рыночная стоимость указанной квартиры на 30.12.2011 составляет 2 713 000 руб. Стоимость услуг по оценке указанной квартиры, согласно счету от 30.01.2012 N 30, составила 2200 руб.
В целях компенсации расходов, связанных с предоставлением квартиры Дуркиной М.А., Администрация направила в адрес губернатора Архангельской области письмо с предложением возместить указанные расходы (исх. N 2934/01-11 от 19.04.2012). В своем ответе от 22.05.2012 (вх. N 4446 от 25.05.2012) заместитель губернатора Архангельской области по экономике и финансам указал, что расходы Администрации, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам, в том числе Дуркиной М.А., из бюджета Архангельской области возмещению не подлежат.
В связи с отказом Архангельской области компенсировать указанные расходы, Администрация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 250-О-П разъясняется, что абзац 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Согласно статье 5 Закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного саморегулирования в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения Закона N 122-ФЗ и в силу прямого указания закона обеспечение детей-сирот жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ).
В соответствии со статьей 46 Закона Архангельской области N 84-5-03 "О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями", органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 45 этого закона государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.
Следовательно, муниципальное образование "Городской округ "Город "Нарьян-Мар" как орган местного самоуправления наделен отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На исполнение указанных государственных полномочий ежегодно предусматривается субвенция, размер которой и распределение по муниципальным образованиям утверждается областным законом "Об областном бюджете" на очередной финансовый год.
В 2011 году право на внеочередное получение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма в городе Нарьян-Маре, возникло у 17 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Учитывая, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете по предоставлению жилья в городе Нарьян-Маре, и имеющих право на предоставление жилья в 2011 году составляло 17 человек, с учетом нормы предоставления общей площади жилья - не менее 33 кв.м, рыночной стоимости 1 кв.м - 67,1 тыс. руб., общий объем средств, необходимых для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, на 2011 год должен составлять 37 643 100 руб. (17 чел. * 33 кв.м * 67,1 тыс. руб. = 37 643 100).
Администрацией в 2011 году для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа приобретено 6 квартир общей стоимостью 13 151 600 руб. Общая сумма израсходованных средств субвенции составила 13 151 600 руб.
В связи с тем, что часть субвенции на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа были доведены до Администрации лишь 07 декабря 2011 года в сумме 5 000 000 руб., исполнить переданные полномочия до конца 2011 года не представилось возможным, и сумма оставшихся средств в размере 5 260 090 руб. была перенесена на 2012 год и использована на соответствующие цели.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства выделения истцу денежных средств необходимых для предоставления жилого помещения Дуркиной М.А., то суд первой инстанции с учетом положений статей 15, 1069 ГК РФ обоснованно удовлетворил заявленные требования Администрации о взыскании убытков за счет казны субъекта Российской Федерации - Архангельская область.
Довод Минфина и Правительства о том, что истец фактически не понес расходов на приобретение квартиры так как данная квартира была передана в дар муниципальному образованию городской округ "Нарьян - Мар" также отклоняется апелляционной инстанцией, так как в материалах дела нет документов его подтверждающих.
Кроме того, источник приобретения квартир в собственность муниципального жилищного фонда не имеет значения для дела ввиду следующего.
Предоставив жилое помещение Дуркиной М.А., Администрация не может исполнить собственные обязательства согласно жилищному законодательству перед другими категориями граждан. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Убытки в сумме 2 713 000 руб. определены истцом исходя из отчета от 01.02.2012 N 37/12 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости" по состоянию на 30.12.2011. Расходы по проведению оценки стоимости квартиры подтверждаются договором от 30.01.2011 N 30 на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов имущества, актом сдачи-приемки услуг по оценке от 01.02.2012 счетом от 30.01.2012 N 30 и платежным поручением от 29.02.2012 N 143416.
Апелляционный суд, отклоняет как ошибочный, довод Правительства о необходимости при расчете суммы иска применять среднюю рыночную стоимость 1 кв.м общей площади жилья в Ненецком автономном округе, установленную приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от 26.09.2011 N 462 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2011 года" (далее - Приказ).
Согласно данному Приказу, установленная в нем средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья подлежит применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат, выделяемых в соответствии с планами на четвертый квартал 2011 года, для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений.
Поскольку в рамках настоящего дела не рассматривается вопрос предоставления Дуркиной М.А. социальных выплат из федерального бюджета в связи с приобретением жилья, то положения вышеуказанного Приказа применению не подлежат.
Также не основан на нормах права довод Правительства о том, что расчет убытков истца должен производиться исходя из нормы предоставления жилой площади 20 кв.м на одиноко проживающего гражданина, установленной решением Совета городского округа "Нарьян-Мар" от 21.05.2009 N 498-р.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов.
Из указанных положений Закона N 159-ФЗ следует, что предоставление жилого помещения выше установленных социальных нормативов не запрещено, в связи с чем, расходы Администрации подлежат возмещению исходя из рыночной стоимости фактически предоставленного жилого помещения.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина Минфином и Правительством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 сентября 2012 года по делу N А05-8699/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области и Правительства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8699/2012
Истец: администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Ответчик: Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области
Третье лицо: Министерство образования и науки Архангельской области, Правительство Архангельской области