г. Чита |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А78-6397/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Куклина О.А., Стрелкова А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой А.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственных закупок Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 октября 2012 года по делу N А78-6397/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" (ОГРН 1050303007314, ИНН 0326026967, адрес: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Банзарова, 15) к Департаменту государственных закупок Забайкальского края (ОГРН 1097536000077, ИНН 7536098350, адрес: 672010, Забайкальский край, г. Чита, ул. Амурская, 13), обществу с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (ОГРН 1027739521666, ИНН 7710357167, адрес: 127006, город Москва, ул. Долгоруковская, 38, стр.1), государственному казенному учреждению "Забайкалстройзаказчик" Забайкальского края (ОГРН 1027501156506, ИНН 7536033730, адрес: 672038, Забайкальский край, г. Чита, ул. Тимирязева, 31) о признании незаконными действий Департамента государственных закупок Забайкальского края в лице аукционной комиссии по признанию вторых частей заявок общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" не соответствующим требованиям документации об аукционах N 0191200000612000007, N 0191200000612000008, N 0191200000612000009, и признании незаконными действий ООО "РТС-тендер" по перечислению в пользу ГКУ "Забайкалстройзаказчик" Забайкальского края денежных средств общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" в размере 546573, 70 рублей, внесенных им в качестве обеспечения заявки по аукциону N 0191200000612000007 и о взыскании с государственного казенного учреждения "Забайкалстройзаказчик" Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" неосновательного обогащения в сумме 546 573, 7 рублей,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 4395832479, ИНН 0359842324, адрес: 672076, Забайкальский край, г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича,7),
(суд первой инстанции: Леонтьев И.В.)
в судебном заседании, назначенном на 12 декабря 2012 года, объявлялся перерыв до 17 часов 00 минут 19 декабря 2012 года
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от истца: представители Бочкарников М.П., доверенность от 05.12.2012 г., Селин А.А., доверенность от 05.12.2012 г. (участвовал до перерыва),
от Департаменту госзакупок Забайкальского края: представитель Тургин Е.С., доверенность от 13.04.2012 года
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" (ОГРН 1050303007314, ИНН 0326026967, адрес: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Банзарова, 15) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к Департаменту государственных закупок Забайкальского края (ОГРН 1097536000077, ИНН 7536098350, адрес: 672010, Забайкальский край, г. Чита, ул. Амурская, 13), обществу с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (ОГРН 1027739521666, ИНН 7710357167, адрес: 127006, город Москва, ул. Долгоруковская, 38, стр.1), государственному казенному учреждению "Забайкалстройзаказчик" Забайкальского края (ОГРН 1027501156506, ИНН 7536033730, адрес: 672038, Забайкальский край, г. Чита, ул. Тимирязева, 31) о признании незаконными действий Департамента государственных закупок Забайкальского края в лице аукционной комиссии по признанию вторых частей заявок общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" не соответствующим требованиям документации об аукционах N 0191200000612000007, N 0191200000612000008, N 0191200000612000009, и признании незаконными действий ООО "РТС-тендер" по перечислению в пользу ГКУ "Забайкалстройзаказчик" Забайкальского края денежных средств общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" в размере 546573, 70 рублей, внесенных им в качестве обеспечения заявки по аукциону N 0191200000612000007 и о взыскании с государственного казенного учреждения "Забайкалстройзаказчик" Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" неосновательного обогащения в сумме 546 573, 7 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 4395832479, ИНН 0359842324, адрес: 672076, Забайкальский край, г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича,7).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 11 октября 2012 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 12 октября 2012 года) признаны незаконными действия Департамента государственных закупок Забайкальского края в лице аукционной комиссии по признанию вторых частей заявок общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" не соответствующим требованиям части 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 706 Гражданского кодекса РФ и документации об аукционах N 0191200000612000007, N 0191200000612000008 и N 0191200000612000009. В иске к обществу с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" отказано. С Государственного казенного учреждения "Забайкалстройзаказчик" Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" взыскано 546 573,7 руб. неосновательного обогащения, 7965,74 руб. расходов по оплате государственной пошлины, всего 554539,44 руб. С Департамента государственных закупок Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" взыскано 7965,74 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент государственных закупок Забайкальского края обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в апелляционной жалобе и возражении на отзыв ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части признания незаконными действия Департамента в лице аукционной комиссии по признанию вторых частей заявок ООО "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" не соответствующим требованиям части 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 706 ГК РФ и документации об аукционах N N 0191200000612000007, N 0191200000612000008 и N 0191200000612000009 и о взыскании с ГКУ "Забайкалстройзаказчик" Забайкальского края в пользу ООО "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" неосновательного обогащения в сумме 546 573,7 рублей. При этом Департамент со ссылкой на судебную практику указывает на следующие обстоятельства: судом необоснованно применена статья 201 АПК РФ, так как протокол о рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме является одним из способов заключения договора и не может рассматриваться в качестве ненормативного акта; аукционная комиссия не является государственным органом, органом местного самоуправления и не реализует какие-либо властные полномочия при составлении указанного протокола; размещенный заказ может быть оспорен заинтересованным лицом в порядке, предусмотренном статьей 57 Закона о размещении заказов путем предъявления иска о признании недействительным размещения заказа, признании недействительными торгов; при этом законодательством не предусмотрена возможность обжалования в судебном порядке решения (протокола) аукционной комиссии. Кроме того, Департамент указывает, что определением Арбитражного суда Забайкальского края от 08 июня 2012 года прекращено производство по делу N А78-1992/2012 по заявлению ООО "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" к Департаменту о признании недействительным протокола подведения итогов при проведении открытого аукциона в электронной форме N N 0191200000612000008.
В обоснование своих доводов представил судебную практику, Приказы Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 года N 274 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"; от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"; от 26 мая 2011 г. N 238 "О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". Справку об открытых аукционах в электронной форме проводимых Департаментом для нужд КГУ "Забайкалстройзаказчик", которые приобщены судом к материалам дела (ч.2 ст.268 АПК РФ).
Истец, обжалуемый судебный акт находит законным и обоснованным. Представленное истцом письмо в адрес ГКУ "Забайкалстройзаказчик" с указанием реквизитов для перечисления денежных средств, приобщено к материалам дела.
ООО "РТС-тендер" в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что как оператор электронной площадки при проведении аукциона действовал в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов, просит исключить его из числа ответчиков по делу, так как не является заинтересованным лицом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания. КГУ "Забайкалстройзаказчик" заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.01.2012 г. Департаментом государственных закупок Забайкальского края (далее по тексту - уполномоченный орган) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru были размещены три заказа в форме открытых аукционов в электронной форме:
аукцион N 0191200000612000007 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Детский сад в г. Борзя" для нужд ГУ "Медстрой";
аукцион N 0191200000612000008 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Детский сад в пгт. Карымская" для нужд ГУ "Медстрой";
аукцион N 191200000612000009 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Детский сад в г. Чита" для нужд ГУ "Медстрой".
Заказчиком по всем перечисленным заказам выступало Государственное учреждение "Медстрой". В настоящее время переименовано в Государственное казенное учреждение "Забайкалстройзаказчик" Забайкальского края (далее по тексту - Заказчик).
ООО "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" (далее по тексту - Общество) подало заявки на участие во всех трех указанных аукционах.
17.02.2012 года уполномоченным органом на официальном сайте были размещены протоколы подведения итогов открытых аукционов в электронной форме N 2/8-ЭА, N 2/10-ЭА и N 2/14-ЭА. В протоколах было указано, что вторые части заявок общества по всем трем аукционам признаны аукционной комиссией Уполномоченного органа не соответствующим требованиям документации об аукционах по следующим основаниям: "Признать заявку не соответствующей требованиям, в соответствии с ч.6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов, п.15 аукционной документации: - во второй части заявки на участие в аукционе участника размещения заказа отсутствует свидетельство СРО по следующим пунктам: I. "Виды работ по инженерным изысканиям": п. 1.1. Создание опорных геодезических сетей, п.2.5 Инженерно-геофизические исследования".
В свою очередь указанные незаконные действия Уполномоченного органа в лице аукционной комиссии по признанию вторых частей заявок Общества не соответствующими требованиям документации об аукционах стало причиной удержания оператором электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" (далее по тексту - Оператор) в пользу Заказчика денежных средств в размере 546 573,7 руб., принадлежащих истцу.
Оператор, ссылаясь на требование ч. 14 ст. 41.11 Закона о размещении заказов, 17.02.2012 г. и 18.02.2012 г. уведомил общество о блокировании денежных средств на его лицевом счете в размере обеспечения заявки по одному из трех аукционов - N 0191200000612000007. 12 мая 2012 года Оператор уведомил общество о перечислении вышеуказанных денежных средств заказчику.
В результате указанных действий уполномоченного органа в лице его аукционной комиссии и действий Оператора Заказчиком были получены денежные средства в размере 546 573,7 руб., принадлежащие Обществу. Факт нахождения данных денежных средств у заказчика подтверждается копией платежного поручения N 880 от 12.05.2012 г.
Истец, посчитав свои права нарушенными, обратился в суд с данными исковыми требованиями.
В судебном заседании 19 декабря 2012 года поступило ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал", подписанное представителем по доверенности Бочкарниковым М.П. об отказе от исковых требований.
Судом разъяснены истцу последствия отказа от иска.
В силу пункта 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку заявленный истцом отказ от иска не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, апелляционная инстанция принимает отказ, в связи с чем в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
В материалах дела имеется доверенность от 5 декабря 2012 года, выданная обществом с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" Бочкарникову Максиму Павловичу, которой последний, в частности, наделен правом полного или частичного отказа от исковых требований.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что ходатайство об отказе от исковых требований заявлено уполномоченным представителем общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал".
В соответствии со статьёй 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу арбитражным судом уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
При подаче искового заявления общество с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" платежными поручениями N N 295 от 26.07.2012 года, N 294 от 26.07.2012 года, N 293 от 26.07.2012 года уплатило в федеральный бюджет государственную пошлину в общей сумме 17 931 руб. 47 коп., которая подлежит возвращению ему из федерального бюджета.
Департамент государственных закупок Забайкальского края в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, однако при подаче апелляционной жалобы им платежным поручением N 2992036 от 08.11.2012 года была ошибочно уплачена государственная пошлина на сумму 7965, 74 рублей, которая подлежит возвращению ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 11 октября 2012 года по делу N А78-6397/2012 отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отказом истца от иска.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Проект Байкал" (ОГРН 1050303007314, ИНН 0326026967, адрес: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Банзарова, 15) из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную платежными поручениями N 295 от 26.07.2012 года, N 294 от 26.07.2012 года, N 293 от 26.07.2012 года в сумме 17 931 руб. 47 коп.
Возвратить Департаменту государственных закупок Забайкальского края (ОГРН 1097536000077, ИНН 7536098350, адрес: 672010, Забайкальский край, г. Чита, ул. Амурская, 13) из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную платежным поручением N 2992036 от 08.11.2012 года в сумме 7 965 руб. 74 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6397/2012
Истец: ООО "АМ "Проект Байкал"
Ответчик: ГКУ "Забайкалстройзаказчик", Департамент государственных закупок Забайкальского края, ООО РТС-тендер
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю