г. Самара |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А55-21366/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от Администрации городского округа Сызрань Самарской области - представителя Рудаевой Ю.М. (доверенность от 05 октября 2012 г N 02-269/5113),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области - представителя Вильмаса Г.Ю. (доверенность от 10 января 2012 г N 1),
от Администрации Сызранского района Самарской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2012 года по делу N А55-21366/2012 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
третье лицо: Администрация Сызранского района Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - Администрация г.о. Сызрань, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области (далее - Управление Росприроднадзора по Самарской области, ответчик) по направлению платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов на полигоне городского округа Сызрань, выражающихся в обязании указывать в платежном поручении плательщиков ОКАТО получателя Сызранского района.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация г.о. Сызрань обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, просит отменить решение суда от 01.10.2012, принять по делу новый судебный акт.
Управление Росприроднадзора по Самарской области, Администрация Сызранского района Самарской области представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда от 01.10.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Сызрань без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
Представитель Администрации Сызранского района Самарской области в судебное заседание не явился, третье лицо извещено.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица, участвующего в деле, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по Самарской области в адрес Администрации г.о. Сызрань направлено письмо от 19.10.2011 N 06-05/5886, в котором указывалось, что ответчик в рамках Соглашений о взаимодействии в сфере окружающей среды просит довести до сведения всех предприятий, отчитывающихся на территории г.о. Сызрани и производящих размещение отходов на полигоне СМУП "Экопром", расположенном по адресу: Самарская область, Сызранский район, район п. Журавлинский, что плата за размещение отходов должна производиться на ОКАТО Сызранского района 36 242 000 000. Также Управлением Росприроднадзора по Самарской области в данном письме указано, что в случае перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду на ОКАТО иных муниципальных образований плата будет считаться не внесенной. Данное обстоятельство является нарушением положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за которое предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев письмо Управления Росприроднадзора по Самарской области от 19.10.2011 N 06-05/5886, Администрация г.о. Сызрань направила письмо в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации для разъяснения правильности и законности направления платы организациями, предприятиями городского округа Сызрань за размещение отходов на полигоне и площадках (сооружениях), принадлежащих городскому округу Сызрань, на ОКАТО Сызранского района, принимая во внимание, что затраты на осуществление природоохранных мероприятий, проектирование, строительство природоохранных объектов, включаемых в плату за размещение отходов, осуществляется городским округом Сызрань за счет средств местного бюджета.
Администрацией г.о. Сызрань 05.03.2012 получен ответ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.03.2012 N 09-29/3006, из которого следовало, что организации и предприятия должны направлять плату за размещение отходов производства и потребления на ОКАТО городского округа Сызрань, так как они являются субъектами платы и негативного воздействия, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории указанного административно - территориального образования.
В Администрацию г.о. Сызрань 16.04.2012 поступило письмо Управления Росприроднадзора по Самарской области от 06.04.2012 N 06-05/1612 из текста которого следовало, что оплата в случае размещения отходов на полигоне СМУП "Экопром", расположенном на территории муниципального района Сызранский, плата за негативное воздействие на окружающую среду, будет зачисляться на ОКАТО Сызранского района.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
К нормативным правовым актам, регламентирующим исчисление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, относятся Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утвержденные Минприроды России 26.01.1993.
В соответствии с пунктом 1.6 Инструктивно-методических указаний головные предприятия, имеющие расположенные на отдельных территориях подразделения и филиалы, не являющиеся юридическими лицами, вносят плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами по месту их расположения. Это указывает на то, что платежи за размещение отходов производства и потребления должны производиться по месту нахождения юридического лица или его филиалов (структурных подразделений).
Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867 утвержден Порядок ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктами 3 указанного Порядка внесение платы производится по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия (объект, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, а также объект размещения отходов производства и потребления, взрыв, крышные котельные, стационарные платформы, искусственные острова, буровые установки (суда, платформы), а по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в том числе автомобильным, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного муниципального образования.
Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.06.2007 N 9725, утвержден Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 2 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду расчет представляется плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной единицы, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
В соответствии с пунктом 19 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый потенциальный плательщик рассматриваемого вида платежей подлежит постановке на учет в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по местонахождению каждого стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия. В случае, если у плательщика имеется более одного объекта негативного воздействия, плательщик ставится на учет по каждому объекту отдельно.
Основанием для постановки на учет является осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления, облагаемых платой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия. При этом указанный расчет представляется плательщиками ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке Конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и носит компенсационный характер.
Таким образом, учитывая, что такая компенсация должна осуществляться по месту нанесения ущерба, что источником негативного воздействия на окружающую среду является объект размещения отходов производства и потребления и, если он расположен по местонахождению хозяйствующего субъекта (производственной территории), платежи вносятся по административно-территориальному образованию, в границах которого зарегистрирована и осуществляет деятельность организация-природопользователь. В том случае, если местонахождение объекта размещения отходов и хозяйствующего субъекта не совпадают, платежи вносятся по административно-территориальному образованию, в границах которого расположен объект размещения отходов.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.11.2009 N 05-12-29/16615 "По вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Ссылка заявителя на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.03.2012 N 09-29/3006 правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку выводы, содержащиеся в указанном письме, являются противоречивыми, необоснованными и противоречащими совокупности вышеперечисленных нормативных правовых актов.
Указание на территориальную привязку источников негативного воздействия при осуществление хозяйственной деятельности субъектами платы применимо к источникам выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнения недр, почв; загрязнения окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Однако при размещении отходов производства и потребления негативное воздействие на окружающую среду происходит непосредственно в объекте размещения отходов (в рассматриваемом случае на полигоне). Данное воздействие имеет самостоятельный характер по отношению к месту осуществления производственной деятельности плательщиков. Поэтому узкое понимание территориальной привязки лишь к месту осуществления хозяйственной деятельности субъекта платы и негативного воздействия в данном случае является ошибочным.
Специфика негативного воздействия на окружающую среду при размещения отходов на полигоне учтена в пункте 19 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. В письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.03.2012 N 09-29/3006 указанная специфика необоснованно проигнорирована, что и привело к ошибочному выводу о направлении платы за размещение отходов производства и потребления на ОКАТО городского округа Сызрань.
Довод заявителя о том, что плата за загрязнение, которая представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, должна перечисляться на ОКАТО г.о. Сызрань для возмещение затрат на проектирование и строительство полигона захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, осуществляемых Администрацией г.о. Сызрань, правомерно признан судом ошибочным и необоснованным.
Плата за размещения отходов в первую очередь должна компенсировать негативное воздействие на окружающую среду от такого размещения, которое осуществляется на территории Сызранского района Самарской области, а не г.о. Сызрань. Направление платы за размещение отходов в бюджет г.о. Сызрань для компенсации экономических расходов вопреки интересам Сызранского района, несущего непосредственную нагрузку на окружающую природную среду, не будет соответствовать существу указанной платы.
Распределение соответствующей платы между бюджетами смежных муниципальных образований, в зависимости от степени их участия в расходах на строительство и содержание полигона для размещения отходов, законодательством не предусмотрено.
Согласно положениям статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о признании действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Между тем допустимых и достаточных доказательств несоответствия оспариваемых действий ответчика закону или иному нормативному правовому акту равно как доказательств того, что действия ответчика нарушает права и законные интересы заявителя, суду не представлено.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с изложенным, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исследовав все обстоятельства дела в совокупности, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу. Данные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2012 года по делу N А55-21366/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21366/2012
Истец: Администрация городского округа Сызрань
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Самарской области
Третье лицо: Администрация муниципального района Сызранский
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3390/13
21.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15786/12
09.11.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14703/12
01.10.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-21366/12