г. Ессентуки |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А63-5177/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Годило Н.Н., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповым М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции исковое заявление муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кисловодска" (ИНН 2628000486, ОГРН 1022601317199, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Куйбышева, 55) к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Ремстройиндустрияцентр" (ИНН 2627018441, ОГРН 1022603420971, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Кучуры, 2), третье лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Пятигорску, о взыскании неосновательного обогащения в размере 508 600 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Ремстройиндустрияцентр" - Спиридонова Н.Н. по доверенности от 31.05.2011,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кисловодска" (далее - МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кисловодска", муниципальный заказчик, истец) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Ремстройиндустрияцентр" (далее - ООО "Ремстройиндустрияцентр", подрядчик, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 508 600 руб.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.09.2011 по делу N А63-5177/2011 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обязательства, предусмотренные муниципальным контрактом, обе стороны исполнили надлежащим образом. Объем выполненных подрядчиком работ соответствует уплаченной муниципальным заказчиком сумме и цене контракта. Доказательств, подтверждающих обратное, истцом не представлено.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.09.2011 по делу N А63-5177/2011, МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кисловодска" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что в соответствии с налоговым законодательством ремонтно-реставрационные работы не подлежат обложению НДС. Однако при изготовлении проектно-сметной документации в соответствии с договором N 9 от 01.02.2010 ответчиком необоснованно завышена стоимость работ по ремонту и реставрации мемориального комплекса "Воинская Слава" на сумму НДС в размере 508600 руб. Неправильное применение норм действующего законодательства повлекло за собой нанесение ущерба бюджету города в размере указанной суммы. Данное обстоятельство судом первой инстанции не исследовано и не оценено.
В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права, суд апелляционной инстанции определением от 15.11.2011 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Пятигорску.
В связи с чем, решение суда первой инстанции от 13.09.2011 в порядке пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Определением суда от 24.01.2012 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу N 63-13310/2011, имеющему преюдициальное значение. Определением 03.12.2012 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель ООО "Ремстройиндустрияцентр" пояснил, что исковые требования считает необоснованными, не законными. Полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, представителей не направили. Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Пятигорску ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя стороны, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, по итогам открытого аукциона между ООО "Ремстройиндустрияцентр" (подрядчик) и МУ "Управление ЖКХ администрации города Кисловодска" (муниципальный заказчик) заключен муниципальный контракт N 24 от 02.04.2010, согласно которому подрядчик принял обязательства по выполнению работ по ремонту и реставрации "Мемориального комплекса "Воинская слава" в городе-курорте Кисловодске, а муниципальный заказчик обязался принять результаты работ и оплатить установленную контрактом цену (пункт 1.2 контракта). Срок выполнения работ установлен до 01.05.2010 (пункт 1.4).
Факт выполнения работ подтверждается подписанными актами о приемке выполненных работ (пункт 4.2 контракта).
Стоимость выполнения работ согласована в размере 6 720 600 руб., в том числе НДС 1 025 176 руб. Оплата выполненных работ производится на основании подписанных актов сдачи-приемки выполненных работ путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика, в строгом соответствии с установленными объемами и лимитами выделенных бюджетных ассигнований (раздел 3 контракта).
Гарантийные обязательства установлены разделом 6 муниципального контракта.
Срок действия контракта установлен до 01.05.2010, а по взаиморасчетам - до полного исполнения обязательств (пункт 8.1 контракта).
Работы по муниципальному контракту истцом выполнены. Ответчик в свою очередь работы принял и оплатил их в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалах дела (том 1 л.д. 13-15). Указанное сторонами не оспаривается.
В ходе проведенной проверки Счетной палатой Ставропольского края целевого и эффективного использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных городу-курорту Кисловодску на проведение ремонта, восстановления и реставрации находящихся в неудовлетворительном состоянии воинских захоронений, памятников и мемориальных комплексов, увековечивших память погибших в годы Великой Отечественной войны были выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств, связанные с завышением стоимости проведенных работ в результате необоснованного начисления НДС на сумму ремонтно-реставрационных работ в размере 508 600 руб., о чем составлен акт от 08.10.2010.
Согласно представлению Счетной палаты Ставропольского края главе города-курорта Кисловодска предложено принять меры по возврату необоснованно оплаченных подрядной организации ООО "Фирма "Ремстройиндустрияцентр" бюджетных средств в размере 508 600 руб. (том 1 л.д. 20-21).
МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кисловодска" направило ответчику претензию N 1374 от 14.04.2011 о возврате необоснованно оплаченных бюджетных средств в размере 508 600 руб.
Так как ответчик денежные средства в размере 508 600 руб. не возвратил, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением суда от 23.04.2012 по делу N А63-13310/2011 установлено, что объект культурного наследия "Мемориальный комплекс "Воинская слава" в городе-курорте Кисловодск, пр. Цандера, в районе жилых домов по проезду Цандера, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не внесен. Ввиду указанного ООО "Ремстройиндустрияцентр" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным муниципального контракта N 24 от 02.04.2010 в части начисления НДС в сумме 508 600 руб. на ремонтно-реставрационные работы "Мемориальный комплекс "Воинская Слава" в г. Кисловодске, пр. Цендера.
Заключенный между сторонами муниципальный контракт N 24 от 02.04.2010 является договором подряда, поэтому к правоотношениям сторон подлежат применению нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения, возникающие из договора подряда - глава 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Выполнение подрядчиком работ по муниципальному контракту N 24 от 02.04.2010 и принятие их заказчиком подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат, а также не оспаривается истцом. В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что обязательства, предусмотренные муниципальным контрактом, обе стороны исполнили надлежащим образом.
В силу пункта 15 части 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).
Таким образом, льгота по налогообложению для данного вида работ предоставлена исключительно для памятников истории и культуры, охраняемых государством.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Как было указано, вступившим в законную силу решением суда установлено, что объект культурного наследия "Мемориальный комплекс "Воинская слава" в городе-курорте Кисловодск, пр. Цандера, в районе жилых домов по проезду Цандера, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не внесен.
Таким образом, льгота по налогообложению истцу, в силу норм законодательства не предоставляется. Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований истца следует отказать, так как им оплачены работы в размере, установленном муниципальным контрактом. Неосновательного обогащения на стороне ответчика не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.09.2011 по делу N А63-5177/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кисловодска" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5177/2011
Истец: Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кисловодска" ("Служба Заказчика")
Ответчик: ООО "Фирма" Ремстройиндустрияцентр"
Третье лицо: Инспекция Федеральной Налоговой службы России по г. Пятигорску
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3135/11