г. Хабаровск |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А80-242/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "П.С. Проектируем и строим": Ращук В.Ю. представителя по довернности;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу: не явились;
от Государственного казенного учреждения Чукотского автономного округа "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу на решение от 05.10.2012 по делу N А80-242/2012 Арбитражного суда Чукотского автономного округа принятое судьей Приходько С.Н.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "П.С. Проектируем и строим"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения
третье лицо: Государственное казенное учреждение Чукотского автономного округа "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "П.С. Проектируем и строим" (ОГРН 1087746721446, далее - ООО "П.С. Проектируем и строим", общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу (далее - антимонопольный орган, управление) от 17.07.2012 о внесении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков и обязании исключить эти сведения из реестра.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное казенное учреждение Чукотского автономного округа "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа" (далее - ГКУ ЧАО "Чукотуправавтодор", заказчик).
Решением суда от 05.10.2012 заявленные требования удовлетворены по мотиву того, что в действиях общества не установлен умысел на уклонение от заключения государственного контракта.
Не согласившись с данным судебным актом, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применением судом норм материального права и неполное выяснение всех обстоятельств спора.
Третье лицо в отзыве на жалобу полностью поддержало позицию антимонопольного органа.
Общество в отзыве на жалобу и заседании суда отклонило доводы жалобы, просило решение оставить без изменения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы участия в судебном заседании не принимало.
Ходатайство третьего лица о рассмотрении дела в отсутствие его представителя судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя общества, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 02.07.2012 в антимонопольный орган от ГКУ ЧАО "Чукотуправавтодор" поступило заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "П.С. Проектируем и строим".
По результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о размещении заказов управлением 17.07.2012 принято решение о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Посчитав, что данное решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу о наличии совокупности этих условий.
Возражения заявителя жалобы направлены на не согласие с данными выводами.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда в связи со следующим.
Регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также порядок размещения заказов осуществляются на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ).
Процедура размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована главой 3.1 Закона.
Порядок заключения государственного или муниципального контракта по результатам указанного аукциона определен в статьей 41.12 Закона N 94-ФЗ.
На основании части 19 данной нормы, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно.
По материалам дела судебной коллегией установлено, что ГКУ ЧАО "Чукотуправавтодор" проведен открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по строительству автомобильной дороги с начальной минимальной ценой в 1 273 765 492 руб.
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 29.05.2012N 265-ОАЭФ (0188200000612000084) аукционной комиссией победителем признано ООО "П.С. Проектируем и строим".
В качестве способа обеспечения исполнения государственного контракта общество избрало безотзывную банковскую гарантию, в связи с чем 06.06.2012 заключило договор о предоставлении банковской гарантии N 367/БГ с ОАОР Банк "Открытие".
В этот же день ООО "П.С. Проектируем и строим" подписало направленный заказчиком проект контракта электронной цифровой подписью, а в подтверждение обеспечения приложило банковскую гарантию.
На запрос ГКУ ЧАО "Чукотуправавтодор" о достоверности выдачи гарантии ОАО Банк "Открытие" письмом от 08.06.2012 N 2382 сообщило о не подтверждении данного обстоятельства, что послужило основанием для отказа от заключения государственного контракта.
Общество обжаловало действия заказчика по неправомерному размещению протокола об отказе от заключения контракта в антимонопольный орган, но решением последнего от 20.06.2012 жалоба признана необоснованной.
Далее, ГКУ ЧАО "Чукотуправавтодор" обратилось в управление с заявлением о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "П.С. Проектируем и строим", рассмотрев которое антимонопольный орган принял решение от 17.07.2012 о включении сведений в названный реестр.
Согласно части 11 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 настоящей статьи, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", принятого в соответствии с Законом N 94-ФЗ, проверка проводится антимонопольным органом в случае непредставления заказчиками сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих о таком отказе.
Следовательно, при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения государственного контракта с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения) и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
Установленные в пункте 11 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ условия признания участника открытого аукциона, с которым заключается контракт, уклонившимся от его заключения, расширительному толкованию не подлежат.
Апелляционной инстанцией установлено, что обществом в установленные сроки направлено оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью проект государственного контракта. Данное обстоятельство не отрицается участниками спора.
Также по материалам дела установлено, что к названному документу обществом приложена и банковская гарантия, выданная ОАО Банк "Открытие", в качестве финансового обеспечении исполнения контракта (л.д.103 т.1).
Кроме того, в материалы дела представлено верификационное письмо председателя Правления Банка от 06.06.2012, адресованное ГКУ ЧАО "Чукотуправавтодор", также письмо от 13.06.2012 N 2913, в котором ОАО Банк "Открытие" подтверждает выпуск банковской гарантии N 367/Г от 06.06.2012 на сумму 127 376 549,2 руб., установленную пунктом 8.36 проекта государственного контракта (л.д.104 т.1; л.д.17 т.1; л.д.79 т.1).
Таким образом, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд второй инстанции поддерживает вывод арбитражного суда о том, что в действиях общества отсутствует уклонение от заключения спорного контакта.
Кроме того, из протокола об отказе от заключения контракта от 09.06.2012 видно, что заказчик отказался от заключения контракта с обществом (л.д.107108 т.1).
Вместе с тем, часть 3 статьи 9 Закона N 94-ФЗ определен закрытый перечень оснований, по которым заказчик имеет право отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок.
Из материалов дела не усматривается, что у ГКУ ЧАО "Чукотуправавтодор", имелись для данных действий законные основания.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что решение антимонопольного органа нарушает права и законные интересы заявителя по делу в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, признается законным и обоснованным.
Также правильным является удовлетворение требования общества об обязании управления исключить сведения из реестра недобросовестных поставщиков на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы и третьего лица о недопустимом поведении участника размещения заказа, выразившемся в представлении ненадлежащей банковской гарантии, не принимается во внимание судебной коллегии, поскольку опровергается материалами настоящего судебно-арбитражного дела.
На основании вышеизложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 05.10.2012 по делу N А80-242/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-242/2012
Истец: ООО "П.С. Проектируем и строим"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому АО
Третье лицо: ГКУ Чукотского АО "Управление автомобильных дорог Чукотского АО", Государственное казенное учреждение Чукотского автономного округа "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа", Председателю Арбитражного суда города Москвы С. Ю. Чуче, Председателю Арбитражного суда Московской области Д. В. Плешкову