г. Томск |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А27-14730/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2012 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Полосина А. Л.
Судей Ждановой Л. И., Музыкантовой М. Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю. Н.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 17 октября 2012 года по делу N А27-14730/2012 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Кемеровская птицефабрика", п. Ясногорский Кемеровской области (ИНН 4250004855, ОГРН 1084250000251)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
о признании незаконными постановления от 05.07.2012 года и предписания от 05.07.2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Кемеровская птицефабрика" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными постановления от 05.07.2012 года и предписания от 05.07.2012 года о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены в части.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания незаконным и отмене постановления от 05.07.2012 года о привлечении ООО "Торговая компания "Кемеровская птицефабрика" к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 октября 2012 года в указанной части отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку объективная и субъективная сторона административного правонарушения, вменяемого заявителю, подтверждается материалами дела.
Подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.
Общество отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 октября 2012 года в обжалуемой части не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заместитель главного государственного инспектора Кемеровской области по использованию земель, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "ТК "Кемеровская птицефабрика", о нарушении земельного законодательства, установил, что земельный участок, расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, пос. Ясногорский, ул. Придорожная, 1, используется Обществом без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
05.07.2012 года Управлением вынесено постановление, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, в виде штрафа 10 000 руб.
05.07.2012 года Управлением также вынесено предписание об устранении нарушений земельного законодательства в срок до 05.01.2013 года.
Не согласившись с указанными выше постановлением и предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований в обжалуемой заинтересованным лицом части, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи ).
Согласно статье 7.1 КоАП РФ основанием для привлечения к административной ответственности является самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в занятии земельного участка или использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Как верно указано судом первой инстанции, под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
В силу статьей 25 и 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Для приобретения прав на земельный участок указанные граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Между тем, в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу привлекаемого лица.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются обстоятельства совершенного административного правонарушения, в том числе место, время совершения и событие правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В нарушение вышеперечисленных норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, оспариваемое постановление от 05.07.2012 года не содержит сведений позволяющих прийти к выводу о том, с учетом каких документов сформулирован вывод о противоправности действий заявителя, охватываемых составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Так, в постановлении не указано идентифицирующих признаков незаконно используемого заявителем земельного участка: спорный земельный участок не имеет кадастрового номера, границы его не описаны, отсутствуют сведения, определяющие местоположение земельного участка, не указан его размер.
Кроме того, в рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел правильному к выводу о том, что почтовый адрес земельного участка (Кемеровская область, Кемеровский район, пос. Ясногорский, ул. Придорожная, 1), на который ссылается Управление в качестве идентификации спорного земельного участка, является недостаточным для определения объекта прав, то есть земельного участка, относящегося к объектам недвижимого имущества, поскольку сведения о правах, характеристиках, равно как и о самом объекте - земельном участке в Едином государственном реестре прав отсутствуют, при этом данный факт не оспаривается Управлением.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земельной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Абзац 4 пункта 3 статьи 12 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривает, что идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета.
Таким образом, как правомерно отмечено арбитражным судом, в соответствии с действующим законодательством объектом земельных, гражданских и иных правоотношений земельный участок может быть только при условии, если в установленном порядке определены (описаны и удостоверены) его границы, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
По смыслу указанных правовых норм, границы земельного участка должны быть определены, поскольку позволяют определенно установить спорное недвижимое имущество.
Как установлено судом первой инстанции, земельный участок по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, пос. Ясногорский, ул. Придорожная, 1, надлежащим образом не сформирован в установленном законом порядке как индивидуально-определенный объект недвижимого имущества.
Доказательств обратного Управлением в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Следовательно, поскольку указанный земельный участок, не является объектом права, его границы в установленном порядке не определены, местоположение земельного участка не установлено, то у административного органа не имелось оснований для квалификации действий Общества по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того материалами дела подтверждается, что Обществом предпринимались меры по оформлению прав на указанный не идентифицированный земельный участок, на котором располагаются нежилые строения, принадлежащие заявителю на праве собственности. Однако, по результатам переписки с Администрацией Кемеровского муниципального района, на территории которого предположительно расположен земельный участок, Обществу было отказано в согласовании границ земельного участка и оформления прав на него.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9903/2012 от 10.09.2012 года, вступившим в законную силу, признан незаконным отказа Администрации Кемеровского муниципального района, изложенный в письме от 11.01.2012 года N 16, которым заявителю отказа в утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка (в решении суда допущена опечатка в номере дела арбитражного суда).
Таким образом, в рассматриваемом случае Управлением не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
При этом апелляционная инстанция отмечает, что апеллянт, прося отменить решение суда первой инстанции и направить его на новое рассмотрение, не приводит норм права, позволяющие апелляционной инстанции направить на новое рассмотрение в арбитражный суд обжалуемый судебные акт.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 октября 2012 года по делу N А27-14730/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А. Л. |
Судьи |
Жданова Л. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14730/2012
Истец: ООО "ТК "Кемеровская птицефабрика", ООО "Торговая компания "Кемеровская птицефабрика"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области