г. Москва |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А41-28666/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Арибрус Н.А., доверенность от 30.01.2012 N 11, Анисимова Е.В., доверенность от 06.09.2012,
от заинтересованного лица: Сысоева Д.А., доверенность от 22.06.2011 N 3-25/231,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.10.2012 по делу N А41-28666/12, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нова" к администрации городского округа Домодедово Московской области об оспаривании действий и обязании осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нова" (далее - общество, ООО "Нова", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
1) признать незаконными бездействие администрации по рассмотрению заявления ООО "Нова", выразившееся в невыдаче и неутверждении схемы и непредоставлении в собственность земельного участка общей площадью 827 кв.м., с учетом разрешенного использования и в фактически сложившихся границах по ул. Октябрьская, д.45 в городе Домодедово Московской области, занятого объектом недвижимости "Магазин" площадью 447 кв.м.;
2) обязать администрацию в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации:
- в месячный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать ООО "Нова" схему расположения на кадастровом плане испрашиваемого земельного участка, имеющего адресные ориентиры: Московская область, город Домодедово, ул.Октябрьская, 45, общей площадью 827 кв.м.;
- в двухнедельный срок после предоставления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность ООО "Нова";
- направить в адрес ООО "Нова" проект договора купли-продажи земельного участка с копией решения о предоставлении земельного участка в собственность с приложением кадастрового паспорта данного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Домодедовского района Московской области от 19.09.2001 N 2712 ЗАО "Нова" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок под строительство магазина в г.Домодедово по ул.Октябрьская (л.д. 11).
По окончании строительства за ООО "Нова" 22.08.2002 зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - нежилое здание "Магазин" общей площадью 447 кв.м, по адресу: Московская область, г.Домодедово, ул.Октябрьская, д.45.
В 2003 году за ООО "Нова" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 827 кв.м., расположенный по указанному адресу, категории "земли поселений", разрешенное использование "под строительство магазина" (л.д.16, 10).
28 марта 2012 года ООО "Нова" обратилось в администрацию г.Домодедово с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 827 кв.м, занятого магазином, принадлежащим обществу на праве собственности, в связи с чем также просило утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане и поставить участок на кадастровый учет. К заявлению приложены, в том числе, постановление о предоставлении участка ООО "Нова" на праве постоянного (бессрочного) пользования, акт согласования границ, схема земельного участка и топографический план (л.д.7).
Письмом от 02.04.2012 N 3-17/1329 администрация сообщила заявителю, что ему необходимо представить кадастровый паспорт земельного участка либо кадастровую выписку и справку о регистрации объекта недвижимости в адресном реестре г.Домодедово (л.д.8).
Считая, что бездействие администрации по не предоставлению в собственность земельного участка с учетом разрешенного использования и в фактически сложившихся границах, занятого объектом недвижимости, по не утверждению и невыдаче схемы данного участка, являются незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что заявитель имеет законное право на приобретение в собственность спорного земельного участка, занятого принадлежащим ему зданием. У администрации отсутствовали основания для отказа в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения данного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что представленное обществом заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении его в собственность ООО "Нова" содержало, в том числе требование к администрации о постановке спорного земельного участки на кадастровый учет, однако такая обязанность действующим законодательством на администрацию не возложена. В нарушение требований Приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" заявителем для предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка не был представлен кадастровый паспорт земельного участка. Кроме того, обязанности по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков возложены на Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области, следовательно, соответствующие требования должны быть заявлены к комитету, а не самой администрации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также пояснили, что в просительной части заявления допущена опечатка, ООО "Нова" просит признать незаконным не действия администрации, а бездействие администрации по рассмотрению заявления общества, выразившееся в невыдаче и неутверждении схемы и непредоставлении в собственность земельного участка. Указанная опечатка перенесена судом первой инстанции в описательную часть обжалуемого судебного акта.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий строений сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Судом установлено, что ООО "Нова" является собственником недвижимого имущества - нежилого здания "Магазин", 2-х этажное, общей площадью 447 кв.м, инв. N 1603, лит. А (свидетельство о государственной регистрации права от 22.08.2002 серии 50АГ N 959443).
ООО "Нова" также является владельцем земельного участка площадью 827 кв.м, принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования под строительство магазина в 2001 году (право зарегистрировано в 2003 году, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.03.2003 серии 50АД N 331361).
Из представленных в материалы дела документов следует, что данный участок использован обществом в соответствии с разрешенным видом использования, а именно, на нем построен магазин.
Заявитель просит провести оформление и предоставление ему в собственность земельного участка, занятого указанным магазином.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 (действовавшим на момент обращения общества с заявлением в администрацию) (далее - Перечень).
Из материалов дела усматривается, что обществом при обращении в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности здание магазина, представлены все необходимые документы, предусмотренные Перечнем, кроме кадастрового паспорта земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок не был поставлен на кадастровый учет.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Следовательно, по результатам рассмотрения обращения общества с заявлением от 28.03.2012 администрация в месячный срок со дня поступления такого заявления обязана была утвердить и выдать ООО "Нова" схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, чего администрацией сделано не было.
Более того, вместо того, чтобы исполнить обязанность по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка, о чем ООО "Нова" просило в своем заявлении, администрация напротив сообщила заявителю о необходимости предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, оформление которого невозможно без первоначального этапа постановки земельного участка на кадастровый учет, а именно без утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
Действия администрации городского округа Домодедово Московской области, выразившиеся в неутверждении и непредоставлении заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, не соответствует требованиям пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, а также нарушают права и законные интересы заявителя, создают ООО "Нова" препятствия в сфере предпринимательской деятельности, поскольку делают невозможным дальнейшее выполнение в отношении указанного земельного участка кадастровых работ, проведение государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" и последующее оформление прав на него.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Учитывая положения указанной выше нормы права, апелляционный суд не может согласиться с указанием суда первой инстанции в мотивировочной части судебного акта на то, что администрация должна инициировать внесение изменений в кадастровый паспорт земельного участка, поскольку с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в орган кадастрового учета может обратиться лицо, претендующие на приобретение прав на такой земельный участок, а не орган местного самоуправления. Между тем такое указание в мотивировочной части судебного акта не привело к принятию неправильного решения об удовлетворении требований заявителя, в том числе об обязании администрации в двухнедельный срок после предоставления обществом кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность заявителя. При этом требование об обязании администрации поставить на кадастровый учет спорный земельный участок обществом по настоящему делу не заявлялось, и суд такой обязанности на администрацию не накладывал.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Администрацией не представлено документов, подтверждающих наличие в отношении спорного земельного участка обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признания действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В целях устранения допущенных заинтересованным лицом нарушений, суд первой инстанции правомерно обязал администрацию в соответствии с частями 6,7 статьи 36 ЗК РФ утвердить и выдать схему расположения земельного участка, а после предоставления обществом кадастрового паспорта указанного земельного участка (оформленного заявителем) подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю.
Довод администрации о том, что обязанности по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков возложены на Комитет по управлению имуществом городского округа Домодедово, в связи с чем, соответствующие требования должны быть заявлены к комитету, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку согласно Положению о Комитете по управлению имуществом городского округа Домодедово Московской, комитет является органом администрации и подотчетен администрации в части распоряжения муниципальным имуществом.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.10.2012 по делу N А41-28666/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28666/2012
Истец: ООО "Нова"
Ответчик: Администрация городского округа Домодедово
Третье лицо: Администрация городского округа Домодедово