г. Томск |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А27-12469/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Журавлева В.А., Усанина Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю.,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.09.2012 по делу N А27-12469/2012 (судья В.Я. Драпезо)
по заявлению муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Городская клиническая больница N 29,
г. Новокузнецк (ОГРН 1024201676608, ИНН 4218010999)
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11), г. Новокузнецк
о признании недействительным решения от 02.05.2012 N 25 ОСС
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное лечебно-профилактического учреждение "Городская клиническая больница N 29, г. Новокузнецк (далее - заявитель, Учреждение, ЛПУ "ГКБ N29") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту -заинтересованное лицо, Фонд) N 25 ОСС от 02.05.2012.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.09.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.09.2012, полагая, что заинтересованным лицом не допущены нарушения порядка вынесения оспариваемого решения.
Подробно доводы Фонда изложены в апелляционной жалобе.
Учреждение в отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в её удовлетворении в полном объеме в связи с законностью и обоснованностью оспариваемого решения суда первой инстанции.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении), административный орган направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене либо изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения Фонда от 12.03.2012 N 23 ОСС Филиалом N 11 Фонда была проведена документальная выездная проверка ЛПУ "ГКБ N 29" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В ходе указанной проверки установлено, что страхователем не начислялись страховые взносы на суммы среднего заработка, выплаченные Учреждением в 2011 году своим работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, в размере 40201,51 руб., а также на суммы среднего заработка, начисленные работникам-донорам за дни обследования и сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха в размере 183 633,83 руб. Кроме того, Фондом были выявлены переплаты, произведенные Учреждением по пособиям по временной нетрудоспособности в сумме 3 796,96 руб.
30.03.2012 по результатам проверки составлен Акт N 22 ОСС документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, который был вручен представителю Учреждения 04.04.2012 вместе с уведомлением о времени и месте рассмотрения материалов документальной выездной проверки.
25.04.2012 Учреждением в адрес Фонда были направлены возражения по указанному Акту проверки N 22 ОСС.
02.05.2012 в присутствии представителя Учреждения, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, состоялось рассмотрение указанных материалов, что подтверждается протоколом N 22 ОСС, и было вынесено решение N 25 ОСС о привлечении страхователя - ЛПУ "ГКБ N 29" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Посчитав указанное решение Фонда незаконным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, Учреждение обжаловало его в Арбитражный суд Кемеровской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения Фондом установленного законом порядка вынесения решения о привлечении Учреждения к ответственности.
Повторно рассматривая дело в порядке главы 34 АПК РФ, апелляционный суд считает, что оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" общество является плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Апелляционный суд находит вывод суда первой инстанции о том, что оплата дополнительных выходных дней, предоставленных работнику для ухода за детьми-инвалидами подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке, противоречащим нормам законодательства, однако, указанный вывод суда не привел к принятию незаконного решения, в связи с чем, не влечет отмену судебного акта в целом.
Выводы суда первой инстанции о правомерности доначисления сумм страховых взносов на суммы компенсационных выплат за дни сдачи крови и ее компонентов апелляционный суд считает правомерными, соответствующими правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 4922/11 по делу N А21-2952/2010.
В Перечень выплат, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, не включаются выплаты, производимые работодателем своим работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Согласно статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Данные выплаты не подпадают под те виды выплат, на которые в соответствии с Перечнем не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о правильности начисления недоимки, пени, штрафа и правильности определения периода, апелляционный суд исходи из следующего.
Из установочной части оспариваемого Решения заинтересованного лица от 02.05.2012 N 25 ОСС, следует, что Фондом были выявлены нарушения по начислениям страховых взносов только за 2011 год. Нарушений по начислению страховых взносов либо занижения облагаемой базы по выплатам за 2010 - выявлено не было.
Однако, после сведений о выявленных за 2011 нарушениях, изложенных в установочной части Решения заинтересованного лица от 02.05.2012 N 25 ОСС, во втором абзаце на второй странице оспариваемого Решения Фонда указано, что всего по результатам проверки выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 6601,11 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, т.е. за период, в котором нарушений по начислению страховых взносов либо занижения облагаемой базы - выявлено не было.
Далее, в пункте 2 резолютивной части Решения заинтересованного лица от 02.05.2012 N 25 ОСС указано: начислить пени по состоянию на 01.01.2011, а также в нижеприведенной таблице пунктом 2 указано: страховые взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования за период с 01.01.2010 по 31.03.2010. Таким образом, из резолютивной части Решения Фонда следует, что пени, также необоснованно начислены за период (2010 год), т.е. за период в котором нарушений по начислению страховых взносов либо занижения облагаемой базы Фондом не было установлено.
Из Акта выездной проверки заинтересованного лица от 30.03.2012 N 22 ОСС по данному делу следует, что при расчете суммы неуплаченных страховых взносов в размере 6601,11 рубля, а как следствие пени и штрафа, Фондом учтен период с марта 2010 года по декабрь 2011, что не соответствует информации об установленном периоде нарушений по начислениям (2011 год), изложенной в Решении заинтересованного лица от 02.05.2012, а также не соответствует информации о периоде начисления пени изложенной в пункте 2 резолютивной части Решения заинтересованного лица от 02.05.2012 N 25 ОСС.
Таким образом, Решение заинтересованного лица от 02.05.2012 N 25 ОСС, содержит противоречивые сведения о периодах начисления недоимки, пени, штрафа.
Доказательств опровергающих данный вывод суда заинтересованным лицом не представлено.
Статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлен порядок вынесения решения по результатам проверки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ;
3)устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Пунктом 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Однако, как усматривается из содержания оспариваемого Решения заинтересованного лица от 02.05.2012 N 25 ОСС, в нем отсутствуют ссылки на конкретные первичные бухгалтерские документы и иные документы, подтверждающие указанные в решении обстоятельства; не следует, что должностным лицом органа фонда социального страхования устанавливались обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, наличие состава вменяемого правонарушения (объективная и субъективная сторона, включая событие и вину заявителя). Указанное относится ко всем трем суммам, включенным в состав сумм облагаемой базы для начисления страховых взносов: 3 796, 96 руб. - расходы, произведенные с нарушением законодательных актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (переплаты по пособиям во временной нетрудоспособности); 40 201, 51 руб. - суммы выплат работникам по уходу за ребенком-инвалидом; 183 633, 83 руб. - суммы выплат работникам-донорам за дни сдачи крови, основания включения сумм переплат в суммы недоимки не указаны.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заинтересованным лицом установленного Законом N 212-ФЗ порядка вынесения органами Фонда решения по результатам проведенной провери, что свидетельствует о нарушении прав заявителя и о незаконности оспариваемого решения от 02.05.2012 N 25 ОСС.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении Фондом порядка вынесения решения о привлечении Учреждения к ответственности.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 сентября 2012 года по делу N А27-12469/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12469/2012
Истец: МБЛПУ "Городская клиническая больница N29", муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Городская клиническая поликлинника N 29-Медсанчасть открытого акционерного общества "Западно-Сибирский металлургический комбинат"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 11, ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N11)