г. Киров |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А31-4667/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замятиной Р.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца: Недошитова С.В. - на основании приказа от 21.11.2012 N 1, Ерофеевой Л.В. - по доверенности от 10.09.2012 N 2,
ответчика (администрации муниципального образования городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтинский район Костромской области): Карповой Н.Н. - по доверенности от 11.01.2012,
третьего лица (департамента финансов Костромской области): Медниковой М.А. - по доверенности от 28.10.2011 N 10-12/13
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Нерехтские тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 27 августа 2012 года по делу N А31-4667/2010, принятое судом в составе судьи Мофа В.Д.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нерехтские тепловые сети" (ИНН 4405006640 ОГРН 1054443168581)
к муниципальному образованию городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтинский район Костромской области в лице администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтинский район Костромской области (ИНН 4405006664 ОГРН 1054443168933), департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (ИНН 4443024537 ОГРН 1024400518548)
третьи лица: департамент финансов Костромской области, финансовый отдел муниципального образования городское поселение город Нерехта, общество с ограниченной ответственностью "Нерехтчанка",
о взыскании убытков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нерехтские тепловые сети" (далее - Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтинский район Костромской области в лице администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтинский район Костромской области (далее - Муниципальное образование, Администрация, ответчик 1) и департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (далее Департамент ТЭК, ответчик 2) 4 547 733 руб. 81 коп. убытков, возникших в результате поставки тепловой энергии населению Муниципального образования в 2008 году по цене, не покрывающей экономически обоснованные затраты Общества.
Исковые требования истца основаны на статьях 15, 16, 309, 314, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент финансов Костромской области (далее - Департамент финансов), финансовый отдел муниципального образования городское поселение город Нерехта (далее - Финансовый отдел), общество с ограниченной ответственностью "Нерехтчанка" (далее - ООО "Нерехтчанка").
Решением Арбитражного суда Костромской области от 27 августа 2012 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что судом самостоятельно произведен расчет, который не соответствует действительности. При первоначальном рассмотрении спора размер убытков составлял 4 547 733 руб. 81 коп., при повторном рассмотрении размер убытков, без заявления Общества стал составлять 4 547 758 руб. 59 коп. Общество для осуществления своей деятельности и расчетов с потребителями применяло решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 04.12.2007 N 270. Тариф, утвержденный данным решением, не восполняет собственных затрат истца, в связи с чем из бюджета Муниципального образования Обществу должна быть возмещена соответствующая разница в тарифах. Установив заниженную плату для населения за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, Муниципальное образование приняло на себя обязанность полного возмещения организации, предоставляющей эти услуги, возникающих убытков за счет средств местного бюджета. Непринятие ответчиком нормативного правового акта, регулирующего вопросы возмещения разницы в тарифах, является бездействием Муниципального образования, повлекшим причинение вреда Обществу в виде возникновения убытков. Согласованный заместителем Главы Администрации 07.12.2007 расчет суммы выпадающих доходов до величины регулируемого тарифа на тепловую энергию на 2008 год по Обществу предусматривает сумму выпадающих доходов за нормативную поставку тепловой энергии в размере 5 532 667 руб. 84 коп., следовательно, первоначально орган местного самоуправления признал наличие убытков, чем возложил на себя обязанность по их возмещению. Расчеты с населением в 2008 году производились в соответствии с приложением к решению Совета депутатов городского поселения г. Нерехта от 04.12.2007 N 270 (16,10 руб. за 1 кв.м.). Исходя из тарифа, установленного для Общества средний размер платы на отопление для населения должен быть 17,94 руб. (896,8*0,02), но при использовании утвержденного органом местного самоуправления размера платы и норматива для населения получается 805 руб. (16,10:0,02). Таким образом, разница в тарифе за 1 Гкал составляет 91,8 руб., убытки составляют 4 547 733 руб. 81 коп. Судом кассационной инстанции при рассмотрении настоящего дела в постановлении от 03.11.2011 указано, что в расчете истца подтверждается, что Муниципальное образование установило цену коммунальных услуг для населения в размере меньшем, чем экономически обоснованный и определенный для истца органом субъекта РФ тариф. Также суду следовало установить, расходным обязательством какого публично-правового образования является возмещение истцу выпадающих доходов, чего сделано не было.
Ответчик Муниципальное образование в отзыве на апелляционную жалобу считает доводы заявителя несостоятельными, решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция ответчика изложена письменно.
Третье лицо Департамент финансов письменный отзыв на жалобу не представило. В судебном заседании представитель считает обжалуемое решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Поддерживает позицию ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на жалобу не представили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской области от 27 августа 2012 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
28.11.2007 департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (постановление N 07/127) для истца установлен тариф на тепловую энергию в размере 760 руб. за 1 Гкал (896 руб. 80 коп. с НДС).
21.12.2008 советом депутатов городского поселения город Нерехта и Нерехтский район Костромской области принято решение N 270, которым на 2008 год для населения г. Нерехты установлены размеры платы за коммунальную услугу отопление, а также норматив потребления данной коммунальной услуги.
Плата за отопление в течение отопительного периода установлена в размере 22 руб. 20 коп. (26 руб. 20 коп. с НДС) с 1 кв.м. в месяц.
Плата за отопление в течение календарного года установлена в зимний период в размере 16 руб. 10 коп. (19 руб. с НДС), в летний период в размере 9 руб. 83 коп. (11 руб. 60 коп. с НДС).
Норматив расходования тепловой энергии на отопление 1 кв.м. жилого помещения установлен в размере 0,02 Гкал в месяц.
Истец полагает, что установленный советом депутатов городского поселения город Нерехта и Нерехтский район Костромской области размер платы за отопление не обеспечивал полного возмещения стоимости тепловой энергии, затраченной на оказание данной коммунальной услуги.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд.
Согласно подпунктам 1 и 6 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также вследствие причинения вреда другому лицу.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 данной статьи определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Поскольку убытки являются мерой ответственности, по делам о взыскании убытков, возникших как в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств, так и в случае причинения вреда, истец должен доказать наличие таких обстоятельств как противоправность действий (бездействия) ответчика; факт и размер понесенного ущерба; причинную связь между действиями ответчика и возникшими убытками; наличие вины ответчика.
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
В спорный период экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определялись Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41).
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществлялось на основе принципов, изложенных в Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (часть 1 статьи 2 Закона N 41).
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 31.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществлялось в порядке, установленном Законом N 41 и Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон о местном самоуправлении устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 этого закона к числу вопросов местного значения городского округа относится и организация в границах городского округа теплоснабжения населения. Указанное положение закона, возлагающее на городские округа организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы: оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.
Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере теплоснабжения определяются с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 статьи 16.1 Закона о местном самоуправлении, по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона N 131.
В соответствии с Законом N 41 реализация данной функции возлагалась на органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов уполномочены на утверждение правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, установление предельных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводили тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, руководствуясь при этом основами ценообразования на тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. При этом органы местного самоуправления непосредственно тарифно-регулирующими полномочиями в области теплоснабжения Законом N 41 не наделялись и обеспечивали организацию теплоснабжения населения иными установленными законом способами. Аналогичная позиция содержится и в положениях Закона о местном самоуправлении (в редакции, действовавшей в спорный период), прямо исключавших регулирование органами местного самоуправления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения (пункт 4.1 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении).
Таким образом, функция регулирования тарифов на услуги теплоснабжающих организаций возлагается на Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации совместно при том, что именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают подлежащие применению тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в рамках предельных уровней тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Согласно пункту 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, а также реализация полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом "О теплоснабжении".
Применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, что предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
Следовательно, возложение на муниципальное образование обязанности исполнять финансовые обязательства, возникающие из решений, принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции, нарушает не только установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принцип самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, в том числе в управлении муниципальной собственностью, формировании и исполнении местного бюджета.
Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным законодательством в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии, экономической обоснованности доходности и расходов теплоснабжающих организаций на производство и передачу данного ресурса, в связи с чем предусматривается установление предельных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителю.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ от 26.12.2005 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 184) и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, установленным согласно настоящей статье.
В части 2 статьи 6 указанного Закона предусмотрено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, по субъектам Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными индексами по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан коммунальные услуги и затрат по оказанию коммунальных услуг.
В силу части 3 статьи 6 Закона N 184-ФЗ предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются не позднее установления предельных индексов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных Законом N 41.
На основании изложенного обязанность возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, возникает у публично-территориального образования, уполномоченным органом которого принято решение об установлении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в рамках которых были утверждены соответствующие тарифы.
Из материалов дела следует, что постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 15.10.2007 N 07/72 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год по муниципальным образованиям Костромской области" утвержден предельный индекс (116,7 процента) возможного изменения установленных тарифов на 2008 год на тепловую энергию.
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики администрации Костромской области от 28.11.2007 N 07/127 установлен с 01.01.2008 тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Общества в размере 896 рублей 80 копеек за Гкал (760 рублей за Гкал без НДС).
В ходе проведения Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области проверки соответствия установленных тарифов предельным индексам было выявлено их соответствие установленному на 2008 год предельном индексу изменения тарифа на тепловую энергию.
В рассматриваемом случае нормативные акты, которыми были установлены тариф на тепловую энергию на спорный период и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, приняты - Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области.
Указанные нормативные акты, так же как и решение совета депутатов городского поселения город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 21.12.2008 N 270, которым на 2008 год для населения г. Нерехты установлены размеры платы за коммунальную услугу отопление, а также норматив потребления данной коммунальной услуги, истец в установленном порядке не оспорил, они не признаны недействующими.
Таким образом, незаконность действий (бездействия) ответчика, которая привела к негативным для истца последствиям в виде убытков, не доказана.
Оценка судом первой инстанции заявленного истцом размера убытков также является правильной.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом не доказано наличие оснований, необходимых для взыскания с ответчиков убытков.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 27 августа 2012 года по делу N А31-4667/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нерехтские тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-4667/2010
Истец: ООО "Нерехтские тепловые сети"
Ответчик: городское поселение г. Нерехта муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области в лице администрации муниципального образования г. Нерехта, МО городское поселение г. Нерехта в лице администрации МО город Нерехта
Третье лицо: Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, Департамент ТЭК и ТП КО, ООО "Управляющая компания "Нерехтчанка", ООО УК "Нерехтчанка", Финансовый отдел муниципального образования городского поселения город Нерехта, Финансовый отдел муниципального образования городское поселение город Нерехта
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8072/13
20.12.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7257/12
27.08.2012 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-4667/10
03.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4555/11
18.07.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3306/11
03.05.2011 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2649/11
09.03.2011 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-4667/10