г. Саратов |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А12-17230/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Жевак И.И., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (г. Волгоград, проспект В.И.Ленина, д. 15, ОГРН 1093444002684, ИНН 3444168900) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 октября 2012 года по делу N А12-17230/2012 (судья Романов С.П.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (г. Волгоград, проспект В.И.Ленина, д. 15, ОГРН 1093444002684, ИНН 3444168900)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (400001, г.Волгоград, ул.Калинина, д.4, ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (400050, г.Волгоград, ул.Ткачева, д.20б, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),
третьи лица: филиал открытого акционерного общества "Межрегиональная сетевая распределительная компания Юга" - "Волгоградэнерго" (400131, г.Волгоград, пр.Ленина, д.15), администрация Волгограда (400131, г.Волгоград, ул.Володарского, д.5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" "Волгоградское предприятие магистральных сетей" (400006, г.Волгоград, пр.Ленина, д.221а)
о признании действий незаконными,
без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, выразившихся в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровыми номерами 34:34:060028:0015 в части уменьшения площади земельного участка площадью с 30 607 кв.м до 22 362 кв.м.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 октября 2012 года в удовлетворении заявления ТУ Росимущества в Волгоградской области отказано.
ТУ Росимущества в Волгоградской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что при проведении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 34:34:060028:0015 Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области не были соблюдены требования пункта 2 статьи 19, пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, филиал открытого акционерного общества "Межрегиональная сетевая распределительная компания Юга" - "Волгоградэнерго" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, администрация Волгограда, открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" в лице филиала открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" "Волгоградское предприятие магистральных сетей" письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений N 79758 9,N 79753 4, N 79755 8, N 79754 1, N 79760 2, N 79761 9, N 79757 2, N 79759 6 о вручении адресатам заказной корреспонденции.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, администрация Волгограда вынесла постановление от 04.08.1995 N 849-п 1215 об утверждении границ землепользований и предоставлении земельных участков в Волгограде, в соответствии с которым АООТ энергетики и электрофикации "Волгоградэнерго" в порядке перерегистрации прав на землю в постоянное (бессрочное) пользование в числе иных предоставлен земельный участок площадью 30 607 кв.м для эксплуатации подстанции "Садовая" Правобережных электрических сетей по ул. Электролесовской в Советском районе (кадастровый участок N 06-00-1).
Право собственности АООТ энергетики и электрофикации "Волгоградэнерго" на объект недвижимости, расположенный на указанном земельном участке, подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 29.01.2003.
В связи с этим, для целей государственной регистрации прав по заданию собственника произведено межевание земельного участка и его постановка на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 34:34:060028:0015, что подтверждается кадастровым планом от 11.08.2003.
Площадь участка составляет 30 607 кв.м, является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании.
В соответствии с землеустроительным делом по результатам межевания земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, подготовленного ООО "Терра" в 2004 году по заказу ОАО ЭиЭ "Волгоградэнерго", площадь земельного участка с кадастровым номером 34:34:060028:0015 установлена по результатам кадастровых работ в размере 22362,38 кв.м. Таким образом, площадь земельного участка с кадастровым номером 34:34:060028:0015 уменьшилась на 8 245 кв.м.
12.11.2007 на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.07.2005 N 1008-р и заявления ТУ Росимущества по Волгоградской области зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:34:060028:15 площадью 22 362, 38 кв.м.
Впоследствии, 10.02.2009 запись о праве на вышеуказанный земельный участок в Едином государственном реестре прав погашена в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 34:34:060028:15 на два самостоятельных земельных участка и регистрации в связи с этим в Едином государственном реестре прав права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:060028:87, площадью 22 309 кв.м и 34:34:060028:88, площадью 53 кв.м на основании Распоряжения Правительства РФ от 15.07.2005 N 1008-р, распоряжения ТУ Росимущества по Волгоградской области от 03.10.2008 N 1065-р.
ТУ Росимущества в Волгоградской области, полагая, что действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, выразившиеся в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровыми номерами 34:34:060028:0015 в части уменьшения площади площадью с 30 607 кв.м до 22 362 кв.м без согласования с органом местного самоуправления являются незаконными, нарушают права и законные интересы Российской Федерации, оспорило их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции установил отсутствие нарушений Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области процедуры проведения кадастрового учета.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Спор рассмотрен судом первой инстанции по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции не установлено наличие двух данных условий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Наличие данной информации направлено также на соблюдение прав смежных землепользователей (собственников, арендаторов и т.п.), поскольку неправильное определение площади и границ образуемого земельного участка (при постановке на учет) может повлечь нарушение прав и законных интересов обладателей смежных земельных участков.
Пунктами 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром от 17.02.2003, предусмотрено, что, определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания. Результаты такого согласования оформляются актом согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками таких геодезических работ, включая и их исполнителя.
Из изложенных норм следует, что в результате кадастрового учета по заявлению правообладателя фиксируются уникальные характеристики объектов недвижимости, земельных участков: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 28-ФЗ, в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо.
В данном случае, как установлено судом первой инстанции подтверждается материалами дела и не опровергнуто заявителем, заявка N 1-У-6-283/2004 от 30.04.2004 о постановке на государственный кадастровый учет с приложением правоустанавливающих документов подана правообладателем земельного участка с кадастровым номером 34:34:060028:15 и собственником расположенного земельном участке объекта недвижимости - открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Волгоградэнерго".
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о нарушении при проведении кадастрового учёта требований пункта 2 статьи 19, пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 28-ФЗ подлежат отклонению.
При этом суд первой инстанции обоснованно учёл, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 15.07.2005 N 1008-р "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на территории Волгоградской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности", переход права собственности к правообладателю - Российской Федерации на земельный участок площадью 30 607 кв.м с кадастровым номером 34:34:060028:0015, расположенный в Советском районе Волгограда (кадастровый участок N 06-00-1), подлежал государственной регистрации.
В материалах дела сведения о государственной регистрации собственником прав на указанный земельный участок отсутствуют.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, постановка АООТ энергетики и электрофикации "Волгоградэнерго" 11.08.2003 на кадастровый учет не могла нарушать права заявителя, поскольку на момент проведения таких работ он не являлся правообладателем земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, выразившиеся в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровыми номерами 34:34:060028:0015 в части уменьшения площади площадью с 30 607 кв. м до 22 362 кв.м без согласования с органом местного самоуправления являются незаконными, нарушают права и законные интересы Российской Федерации, не основаны на нормах права, а потому подлежат отклонению.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:34:060028:15, площадью 30607 кв.м никогда не регистрировались.
Как следует из Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.07.2005 N 1008-р, на которое ссылается податель апелляционной жалобы, в соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" утверждены перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, Росимуществу поручено обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию права собственности на земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 вышеуказанного закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании вышеуказанного распоряжения Правительства Российской Федерации в Едином государственном реестре прав 12.11.2007 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 34:34:060028:15, площадью 22 362 кв.м.
03.10.2008 ТУ Росимущества в Волгоградской области распоряжением N 1065-р сформировало в границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:0600280015, площадью 22362 кв.м два участка.
10.02.2009 запись о праве на земельный участок с кадастровым номером 34:34:060028:15 в Едином государственном реестре прав погашена в результате его раздела и зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:060028:87, площадью 22 309 кв.м и 34:34:060028:88, площадью 53 кв.м на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.07.2005 N 1008-р, распоряжения ТУ Росимущества в Волгоградской области от 03.10.2008 N 1065-р.
Вышеуказанные регистрационные действия произведены на основании заявлений ТУ Росимущества в Волгоградской области с приложением, в том числе, кадастровых паспортов земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
С учетом вышеуказанной нормы, земельный участок с кадастровым номером 34:34:060028:15 прекратил существование с 10.02.2009.
Снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки (часть 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ снятие с учета земельного участка означает осуществление кадастрового учета в связи с прекращением существования земельного участка.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 34:34:060028:15, его государственный кадастровый учет и сведения о зарегистрированных правах на него Российской Федерации отсутствуют.
Данные обстоятельства ТУ Росимущества в Волгоградской области не опровергнуты. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
ТУ Росимущества в Волгоградской области в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2005 N 1008-р наделялся правом собственности на земельный участок площадью 30 607 кв.м, а соответственно обязан был принять меры к его формированию и постановке на кадастровый учет именно в указанной площади.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто заявителем, мер, предусмотренных законом по проведению таких действий и регистрации прав собственности на земельный участок в границах, определенных уполномоченным органом, в том числе, в части площади 8 245 кв.м, ТУ Росимущества в Волгоградской области как на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 34:34:060028:15 (с учетом сведений, отраженных в кадастровом паспорте от 11.09.2007 N 2-34-03/07-2224), так и на момент обращения в суд с настоящим заявлением, не предприняло.
Доказательств возникновения причин, препятствующих в реализации функций возложенных на него в силу прямого указания закона, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал ТУ Росимущества в Волгоградской области в удовлетворении заявления о признании незаконными оспариваемых действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 октября 2012 года по делу N А12-17230/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17230/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация города Волгограда, ОАО "МРСК Юга", ОАО "МРСК Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго", ОАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы", Филиал ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго", Филиал ОАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" - "Волгоградское предприятие магистральных сетей", ОАО "ФСК ЕЭС" в лице филиала ОАО "ФСК ЕЭС"-"Волгоградское предприятие магистральных сетей"