город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2012 г. |
дело N А32-16739/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Захаровой Л.А., Гуденица Т.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от заявителя - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом, от третьего лица - представитель по доверенности - Андреева Е.В., паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Красногвардейского района Республики Адыгея
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2012 по делу N А32-16739/2012 о прекращении производства по делу
по протесту Прокурора Красногвардейского района Республики Адыгея
на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
при участии третьего лица: открытого акционерного общества "Черномортранснефть"
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногвардейского района Республики Адыгея (далее - прокурор) обратился в Красногвардейский районный суд Республики Адыгея с протестом на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление, административный орган) от 26.04.2012 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества "Черномортранснефть" по причине истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Определением Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 23.05.2012 дело направлено по подведомственности в Арбитражный суд Краснодарского края и принято к производству определением от 20.06.2012.
Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об охране окружающей среды, к каковым прокурор относит правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, составляет год, а не месяца, как посчитал административный орган.
Определением суда от 31.08.2012 производство по делу, возбужденному на основании заявления прокурора, прекращено. Определение мотивировано тем, что прокурор не наделен правом обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности (о прекращении производства по делу об административном правонарушении).
Прокурор Красногвардейского района Республики Адыгея обжаловал определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил отменить определение, рассмотреть заявление по существу.
В судебное заседание прокурор и административный орган явку не обеспечили, о дате и времени заседания уведомлены надлежащим органом. Представитель открытого акционерного общества "Черномортранснефть" просил оставить определение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя открытого акционерного общества "Черномортранснефть", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Сославшись на п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" (далее - постановление N 15), суд первой инстанции указал, что прокурор не наделен правом обжаловать постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Указанный вывод противоречит нормам материального и процессуального права.
Пункт 3 постановления N 15 к правоотношениям, возникшим в рамках настоящего дела, не относится, поскольку разъясняет вопросы обжалования прокурором в суд ненормативных правовых актов.
Напротив, в п. 1 постановления N 15 указано, что с учетом части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ, поскольку главой 25 Кодекса не установлено иное, полномочия прокурора на участие в делах об административных правонарушениях определяются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 23, ст. 28 указанного Закона прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий праве приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Таким образом, не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором, независимо от его участия в деле, в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2 и частями 1, 3 статьи 30.3 КоАП РФ.
Эти полномочия предоставлены прокурору в силу пункта 3 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 30.10 КоАП РФ, статьи 52 АПК РФ и части 1 статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Следовательно, действующим законодательством право прокурора на обжалование постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности предусмотрено.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 2 статьи 208 АПК РФ).
В случае пропуска указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству лица, подающего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ, часть 2 статьи 208 АПК РФ).
При этом частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, определяя полномочия прокурора на участие в делах об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусматривает, что порядок обжалования постановлений по таким делам определен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, устанавливая порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, определяет исключительный круг лиц, являющихся субъектами такого обжалования.
В соответствии с частью 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом из смысла части 2 статьи 52 АПК РФ следует, что обращения в арбитражный суд субъекта Российской Федерации имеют право направлять Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель генерального прокурора Российской Федерации, прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.
Таким образом, статья 52 АПК РФ определяет не только круг дел, по которым прокурор вправе участвовать в арбитражном процессе, но и устанавливает, что обращения в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют прокуроры субъекта Российской Федерации или их заместители, а также приравненные к ним прокуроры или их заместители.
При обращении в суд прокурор Красногвардейского района Республики Адыгея надлежащими доказательствами не подтвердил статус и должностные полномочия, дающие процессуальную возможность обращения в арбитражный суд. Возможность обращения районного прокурора, не являющегося прокурором субъекта Российской Федерации, его заместителем, приравненным к ним прокурором или их заместителем, с заявлениями в арбитражный суд данной статьей не предусмотрена, что также отражено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.05.2007 N 45/07.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2012 по делу N А32-16739/2012 о прекращении производства по делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16739/2012
Истец: Прокуратура Красногвардейского района, Прокурор Красногвардейского района Республики Адыгея
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: ОАО "Черномортранснефть", Управление ФС по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Ресаублике Адыгея, Управление ФС по надзору в сфере природопользования по КК и РА