г. Томск |
|
07 декабря 2012 г. |
Дело N А03-10930/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2012 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Журавлевой В.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи и применением системы видеоконференцсвязи
при участии:
от заявителя: Венц Т.Ю. по доверенности от 17.08.2012 г., Пилипенко В.А. по доверенности от 07.08.2012 г.
от заинтересованного лица: Матвеева И.К. по доверенности от 29.02.2012 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения- Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 21 сентября 2012 года по делу N А03-10930/2012 (судья Синцова В.В.)
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай
к Государственному учреждению- Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования (филиал N 1)
о признании незаконными и отмене решений от 02.07.2012 г. N 77 в части, от 02.07.2012 г. N 5 в полном объеме
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к филиалу N 1 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Барнаул (далее - Учреждение, Фонд, заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене решений от 02.07.2012 N 77, от 02.07.2012 N 5.
Решением арбитражного суда Алтайского края от 21.09.2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение в поданной в Седьмой арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не доказанности, имеющих значение для дела обстоятельств; не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе Управлению в удовлетворении требований в полном объеме.
Управление в представленном отзыве на апелляционную жалобу, дополнениях к нему, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Следуя материалам дела по результатам проведенной в отношении Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай документальной выездной проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, Фондом составлены акты от 31.05.2012 N 126с/с-д, N 126н/с.
Решением от 31.05.2012 N 5 Управление привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 43,41 руб. на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за занижение облагаемой базы в сумме 217,06 руб.
Решением от 31.05.2012 N 77 заявителю предложено уплатить недоимку в сумме 14,99 руб. и пени в сумме 125,54 руб., образовавшиеся в связи с занижением облагаемой базы для начисления страховых взносов на сумму 7484,66 руб.
Не согласившись с вынесенными решениями, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Управлением требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", нормами статей 129, 262 Трудового Кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что оплата дополнительных дней отдыха одного из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством в силу Федерального Закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Суд апелляционной инстанции, исходя из совокупности установленных по делу фактических обстоятельств, правильно примененных судом норм материального права, не находит оснований для принятия доводов апелляционной жалобы и отмены законно постановленного судебного акта.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ Управление относится к категории страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанный правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Федерального Закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом статьи 20.1 настоящего Закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Федерального Закона N 125-ФЗ.
В соответствии со статьей 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
Фонд на основании вышеприведенных норм права исходит из того, что по общему правилу страховые взносы исчисляются со всех начисленных выплат работникам в рамках трудовых отношений, за исключением перечня выплат, указанного в статье 2.2 Федерального Закона N 125-ФЗ и статье 9 Федерального Закона N 212-ФЗ, в данном случае, исключения в части выплат лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами, перечень не содержит.
Вместе с тем, Фондом не учитываются следующие положения нормативно-правовых актов.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 ТК РФ определено, одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указал Президиум ВАС РФ в Постановление от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
В данном случае то обстоятельство, что оплата дополнительных выходных дней в размере среднего заработка производится в рамках трудовых отношений, не имеет правового значения, поскольку осуществляется в силу прямого указания Закона и относится к иным выплатам.
Ссылка Фонда на принятие Постановления Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10 до внесения изменений в часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, а равно на невозможность его применения к рассматриваемым правоотношениям поскольку Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации дано толкование применительно к пункту 1 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Принятие названного Постановления до внесения изменений в статью 7 Закона N 212-ФЗ (Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ) не имеет правового значения, поскольку внесенные изменения, не меняют характера данных выплат и их правовую природу.
При этом, в Постановлении N 1798/10 определена правовая природа оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом применительно к установленной статьей 262 ТК РФ гарантии независимо от ее применения к налоговым и иным правоотношениям, возникающим при такой оплате.
Учитывая вышеизложенные нормы права, правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, довод заявителя жалобы о том, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным как основанный на неправильном толковании норм права.
Ссылка Фонда на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 13.09.2011 г. N 4922/11 о законодательном закреплении положения о сохранении за работником заработной платы, не принимается судом апелляционной инстанции, данное толкование дано применительно к конкретным выплатам по статье 186 ТК РФ (освобождение от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха), и не может быть распространено на иные выплаты, природа которых определена Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 1798/10, как не относящиеся ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, кроме того, Постановление от 13.09.2011 г. N 4922/11 не отменяет позицию, изложенную в Постановлении N 1798/10 и не содержит указания на общеобязательность толкование правовых норм и применения при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами относится к иной выплате, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в силу Закона N 212-ФЗ такая оплата обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа и признал незаконными решения Фонда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права; оснований для его отмены (изменения) в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 21 сентября 2012 года по делу N А03-109303/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10930/2012
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управление ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по АК и Республике Алтай.
Ответчик: ГУ - Алтайское региональное отделения фонда социального страхования РФ (филиал N1), Филиал N 1 ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ