город Ростов-на-Дону |
|
25 декабря 2012 г. |
дело N А32-21081/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Муниципального унитарного предприятия "Ейские тепловые сети" - представитель - Морозенко Нелла Анатольевна, доверенность от 17.12.2012 г.,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новострой" поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей;
представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Ейские тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2012 по делу N А32-21081/2012
принятое в составе судьи Боровика А.М.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Ейские тепловые сети"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новострой"
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Ейского городского поселения Ейского района "Ейские тепловые сети" (далее - МУП "Ейские тепловые сети") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по Краснодарскому краю) о признании недействительными решения от 17.04.2012 г. и предписания N 13-11/2012 от 17.04.2012 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новострой".
Решением суда от 26.10.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предприятием необоснованно при расчете платы за горячее водоснабжения отдельно включаются тарифы теплоэнергии ГВС и за холодную воду на нужды ГВС.
Не согласившись с данным судебным актом, МУП "Ейские тепловые сети" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 26.10.2012 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы предприятие указывает на невозможность применения к отношениям по поставке тепловой энергии с управляющей компанией Правил N 307 ввиду использования нежилых помещений многоквартирного дома в предпринимательских целях. Расчет за тепловую энергию производился в соответствии с письмом РЭК от 08.10.2007 г. N 57-4369/07-11.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "УК "Новострой" считает позицию Краснодарского УФАС обоснованной, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
В судебном заседании представитель МУП "Ейские тепловые сети" поддержала доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК "Новострой" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Ейск, ул. Красная, 57/4 и ул. Седина, 53/5.
Во исполнение своих обязательств по управлению жилым домом ООО "УК "Новострой" заключило с МУП "Ейские тепловые сети" договор на отпуск тепловой энергии N 344/1 от 15.12.2009 г., предметом которого являлась поставка тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
В УФАС по Краснодарскому краю поступило заявление ООО "УК "Новострой" о нарушении МУП "Ейские тепловые сети" антимонопольного законодательства при осуществлении расчета стоимости услуг по подаче горячей воды в 2011 году с указанием двух составляющих: тепловая энергия на ГВС и холодная вода на ГВС.
Решением УФАС по Краснодарскому краю от 17.04.2012 г. по делу N 11/2012 МУП "Ейские тепловые сети" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции". Указанное нарушение выразилось в применении тарифа за услуги по горячему водоснабжению в размере 1 514, 30 руб./Гкал и тарифа на холодную воду на нужды ГВС в размере 38, 86 руб. куб. м, вместо тарифа - 120, 93 руб./куб.м., установленного приказом РЭК от 30.11.2010 г. N 31/2010-т.
Заявителю выдано предписание N 13-11/2012, в соответствии с которым предписано начислять ООО "УК "Новострой" плату за потребленную услугу горячего водоснабжения в соответствии с приказом РЭК от 30.11.2010 г. N 31/2010-т - для домов с полотенцесушителями в размере 120, 93 руб./куб.м.
Полагая, что решение и предписание УФАС по Краснодарскому краю от 17.04.2012 г. являются незаконными, предприятие обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, решение УФАС по Краснодарскому краю может быть признано незаконным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данного решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу не является доказанным.
Из материалов дела следует, что теплопринимающее оборудование многоквартирных жилых домов по адресу: г. Ейск, ул. Красная, 57/4 и ул. Седина, 53/5 подключено только к тепловым сетям МУП "Ейские тепловые сети", услуги по поставке тепловой энергии, оказываемые предприятием, не могут быть заменены услугами теплоснабжения иных организаций.
Оценив обстоятельства дела с учетом положений ФЗ "О защите конкуренции" и ФЗ "О естественных монополиях", суд первой инстанции обоснованно признал, что МУП "Ейские тепловые сети" применительно к настоящему делу является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по поставке тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а также навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
Из материалов дела усматривается, что основанием для признания МУП "Ейские тепловые сети" нарушившим положения вышеназванной нормы Закона о защите конкуренции послужило выставление предприятием управляющей компании "Новострой" счетов за горячее водоснабжение с указанием двух позиций - теплоэнергия ГВС - 1 514, 30 руб./Гкал и холодная вода на нужды ГВС в размере 38, 86 руб. куб. м.
Подпунктом "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанная норма регламентирует порядок определения размера платы за коммунальные услуги (в том числе отопление и горячее водоснабжение), оказываемые исполнителем этих услуг (в данном случае - управляющая компания) гражданам (собственникам жилых помещений в многоквартирном доме)
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (действующих в спорный период), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Материалами дела подтверждается, что ООО УК "Новострой" приобретает тепловую энергию у МУП "Ейские тепловые сети" для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению жильцов многоквартирных жилых домов в г. Ейске по ул. Красная, 57/4 и по ул. Седина, 53/5, находящихся в управлении ООО Управляющая компания "Новострой".
Приказом РЭК-Департамент цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2011 N 31/2010-т для МУП "Ейские тепловые сети" утвержден тариф на тепловую энергию (производство, передачу и сбыт) для систем централизованного теплоснабжения и тариф на горячее водоснабжение. Приложением N 2 к приказу для МУП "Ейские тепловые сети" установлен тариф на горячую воду для домов с полотенцесушителями установлен в размере 120,93 руб./куб.м. (без НДС).
Между тем, в счетах-фактурах, направленных предприятием "Ейские тепловые сети" в период с 01.01.2011 г. по 31.10.2011 г. в адрес ООО УК "Новострой", при расчете за горячее водоснабжение указываются две позиции "теплоэнергия ГВС" с применение тарифа в размере 1514, 30 руб./Гкал и "холодная вода на нужды ГВС" с применением тарифа в размере 38,86 руб. куб.м. (счета-фактуры N 344/1/011 от 31.01.2011 г., N 344/1/021 от 28.02.2011 г., N 344/1/а/031 от 31.03.2011 г., N 344/1/041 от 29.04.2011 г., N 344/1/051 от 31.05.2011 г., N 344/1/061 от 30.06.2011 г., N 344/1/071 от 27.07.2011 г., N 344/1/081 от 31.08.2011 г., N 344/1/091 от 30.09.2011 г., N 344/1/101 от 31.10.2011 г.).
В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган пришел к правильному выводу о том, что при расчете размера платы за горячее водоснабжение для граждан отдельно тарифов "теплоэнергию ГВС" (руб./Гкал) и тарифов за холодную воду на нужды ГВС (руб./куб.м) не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих тарифа на горячую воду (руб./куб. м), в связи с чем самостоятельное установление и начисление МУП "Ейские тепловые сети" размера платы для граждан с учетом не предусмотренных составляющих ("теплоэнергия ГВС" и "холодная вода на нужды ГВС") нарушает установленный действующим законодательством порядок ценообразования в данной сфере.
Изложенное свидетельствует о том, что УФАС по Краснодарскому краю правомерно признало МУП "Ейские тепловые сети" нарушившим требования Закона о защите конкуренции.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на невозможность применения к отношениям по поставке тепловой энергии с управляющей компанией Правил N 307 ввиду использования нежилых помещений многоквартирного дома в предпринимательских целях, не принимается судебной коллегией, как противоречащая вышеприведенным положениям Закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 30 от 30.06.2008 г., оценивая действия как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 ГК РФ, части 2 ст. 10, части 1 ст. 13 Закона "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе неверное применение регулируемых цен (тарифов), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с полномочиями, перечисленными в п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона "О защите конкуренции", в предписание может включаться указание на совершение действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением в необходимом для этого объеме.
Оспариваемое в рамках настоящего дела предписание N 13-11/2012 от 17.04.2012 г., которым заявителю предписано начислять ООО "УК "Новострой" плату за потребленную услугу горячего водоснабжения в соответствии с приказом РЭК от 30.11.2010 г. N 31/2010-т по тарифу - 120,93 руб./куб.м. соответствует вышеприведенным нормам и направлено на устранение нарушения прав граждан - потребителей тепловой энергии.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2012 по делу N А32-21081/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л. А. Захарова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21081/2012
Истец: МУП г. Ейска "Ейские тепловые сети", МУП Ейского городского поселения Ейского района "Ейчкие тепловые сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Новострой", ООО УК "Новострой", Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края, Региональная Энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов КК, Управление федеральной антимонопольной службы по КК