г. Пермь |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А71-9677/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Голубцова В. Г., Гуляковой Г. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е. И.
при участии:
от заявителя Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" (ОГРН 1021801655523, ИНН 1835038790) - не явились, извещены.
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833) - не явились, извещены.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 09 октября 2012 года
по делу N А71-9677/2012,
принятое (вынесенное) судьей Л.Ф.Мосиной
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
о признании недействительным решения,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Спецстрое" (далее ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, г. Ижевск (далее Управление Пенсионного фонда, ответчик), выразившихся в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на общую сумму 44 162 руб. 40 коп., а также обязании Управления Пенсионного фонда устранить допущенные нарушения прав заявителя возвратить излишне уплаченные страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 44 162 руб. 40 коп. и выплатить предприятию проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов в размере 836 руб. 14 коп. с дальнейшим их начислением на сумму долга исходя из 1/300 ставки рефинансирования равной 8% начиная с 17.07.2012 по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.10.2012 г. заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, г. Ижевск, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на общую сумму 44162 руб. 40 коп. Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, г. Ижевск устранить допущенные им нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Урала при Спецстрое России", г. Ижевск. Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, г. Ижевск выплатить Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории Урала при Спецстрое России", г. Ижевск проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных страховых взносов в размере 836 руб. 14 коп., а также проценты, начисленные на сумму 44162 руб. 40 коп., начиная с 17.07.2012, исходя из ставки рефинансирования 8% годовых, по день фактической оплаты долга.
Заинтересованное лицо, не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что Управление не является администратором доходов бюджета ПФ, в связи с чем не уполномочено на возврат излишне уплаченных страховых взносов; суд не дал надлежащей оценки факту имеющейся задолженности общества по пени за 2010 и 2011 г.
Заявитель с доводами, изложенными в апелляционной инстанции не согласен, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.
Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, у ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" в Пенсионный фонд РФ образовалась излишняя уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2011 год на сумму 44 162 руб. 40 коп., из них 21 107 руб. 84 коп. зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии, 11 685 руб. 71 коп., зачисляемых в ФФОМС, 11 368 руб. 85 коп. - в ТФОМС.
06 апреля 2012 года предприятие обратилось в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 44 162 руб. 40 коп.
16 апреля 2012 г. Управление Пенсионного фонда уведомлением за N 7023/15-16 сообщило ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" о том, что 11.04.2012 принято решение об отказе в возврате излишне уплаченных обществом страховых взносов на ОПС, в связи с наличием задолженности по пеням за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2005 года, по страховым взносам и пеням за полугодие 2010 года, 9 месяцев 2011 года и за 2011 год.
Не согласившись с вынесенным решением, ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения недействительным, возврате излишне уплаченных страховых взносов с начислением пени.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Управления Пенсионного фонда не имелось оснований для отказа в возврате излишне уплаченных взносов, так как отсутствуют надлежащие доказательства наличия задолженности по пени.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривает данные выводы суда. В обоснование жалобы ссылается на Распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 29.06.2012 N 178р, согласно которому администратором доходов бюджета ПФР утверждено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике. Управление также полагает, что в его функции входит только прием заявлений, подготовка предложений по их рассмотрению и направлению в Отделение ПФ РФ, в связи с чем, действия управления по сообщению о принятом Отделением ПФ РФ решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов полностью соответствует положениям Закона N 212-ФЗ.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению.
В соответствии частью 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 данного Закона.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным Законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.
Частью 2 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено этой статьей.
Согласно статье 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 14 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с частью 15 статьи 26 Закона N 212-ФЗ до истечения срока, установленного частью 14 данной статьи, поручение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, оформленное на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов о возврате этой суммы страховых взносов, подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из анализа пунктов 2 и 3 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ следует, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов возложена на орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов.
Учитывая, что органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета по настоящему делу является Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, следовательно, предприятие обоснованно обратилось к нему с требованием о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что у предприятия имеется задолженность по пени, не только за 2005 год, но и за 2010-2011 г. Однако суд первой инстанции не дал надлежащей оценки факту имеющейся задолженности за 2010- 2011 г., подлежащей зачету.
Указанные доводы исследованы и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 12 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ - возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Как следует из материалов дела, факт излишней уплаты страховых взносов в сумме 44 162 руб. 40 коп. Управлением не оспаривается.
Из апелляционной жалобы следует, что за предприятием числится задолженность по пени за 2005 г. (без указания суммы), за 3 квартал 2011 года в сумме 672,66 руб. (уточненное требование от 14.03.2012 г.) со сроком уплаты до 03.04.2012 г., за полугодие 2010 года в сумме 0,01 руб. (уточненное требование от 09.04.2012 г. со сроком уплаты до 20.04.2012 г.), за 2011 год в сумме 2,05 руб. (уточненное требование от 26.04.2012 г. со сроком уплаты до 16.05.2012 г.).
В части наличия задолженности по пени за 2005 год, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31.12.2009 включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Таким образом, поскольку по настоящему делу спорным периодом является, в том числе 2005 год, следовательно, в указанной части применению подлежит Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 25.1 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Из содержания пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно принципу всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации) давность взыскания в судебном порядке недоимки по налогам, установленная статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении физических лиц, распространяется и на взыскание недоимок с юридических лиц.
При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следует учитывать трехмесячный срок, предусмотренный статьей 70 НК РФ, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также шестимесячный срок, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ.
Таким образом суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исходя из указанных норм Управление пенсионного фонда при выявлении имеющейся задолженности по уплате пени за 2005 год у ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" обязано было своевременно принять меры по их взысканию. Однако Управлением не представлены доказательства принятия надлежащих мер по принудительному взысканию задолженности по пени за 2005 год в установленные сроки и в определенном законом порядке.
Что касается пени, начисленной за неуплату страховых взносов за полугодие 2010 года, 9 месяцев 2011 г. и за 2011 год, в общей сумме 674 руб. 72 коп., то возможность осуществления зачета в указанной сумме, Управлением также не доказана. В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, Управлением не представлены доказательства, подтверждающие наличие задолженности по пени в указанных суммах, периоды ее начисления, погашение недоимки по страховым взносам, на которую начислены пени (либо принятие мер по ее взысканию), соблюдение сроков давности взыскания пени (напр. по задолженности за полугодие 2010 года), направление требований об уплате пени в адрес заявителя. Представленные в материалы дела уточненные требования об уплате пени от 14.03.2012 г., от 09.04.2012 г., 26.04.2012 г., надлежащими доказательствами не являются.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований заявителя в полном объеме.
Решение суда от 09.10.2012 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 октября 2012 года по делу N А71-9677/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9677/2012
Истец: ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики