г. Пермь |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А71-11329/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя - ОАО "Ижсталь" (ОГРН 1021801435325, ИНН 1826000655): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800269928, ИНН 1831099255): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ОАО "Ижсталь"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 октября 2012 года
по делу N А71-11329/2012,
принятое судьей Бушуевой Е.А.,
по заявлению ОАО "Ижсталь"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Ижсталь" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Росприроднадзора по Удмуртской Республике о признании незаконным и отмене постановления от 22.08.2012 N 05-112/Пс о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 октября 2012 года (резолютивная часть объявлена 11 октября 2012 года) постановление административного органа признано незаконным в части определения административного наказания в виде штрафа, превышающего минимальный размер санкции 100 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Ижсталь" обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что отсутствие учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не подпадает под диспозицию ст.8.2 КоАП РФ и не образует событие вмененного административного правонарушения.
Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в ней мотивам просит отказать в удовлетворении жалобы.
Заинтересованное лицо просило рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие его представителя.
Участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет для юридических лиц административную ответственность в виде штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются, в том числе сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 ст.51 ФЗ N 7-ФЗ).
В силу пунктов 2 и 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники, арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления и ликвидации последствии захламления земель.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов устанавливаются Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды от 01.09.2011 N 721 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.10.2011 N 22050) (далее - Порядок).
В силу п.4 Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.
Согласно п.5 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Согласно п.6 Порядка данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1, 2, 3, 4 к Порядку).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе плановой выездной проверки соблюдения ОАО "Ижсталь" требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в области охраны обращения с отходами, проведенной в период с 09 июля 2012 года по 02 августа 2012 года, Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике выявлено, что на территории общества с юго-восточной стороны в 50-70 м от здания АБК цеха N 21 расположен земельный участок, площадью около 150 кв.м, захламленный отходами: отходы упаковочного картона незагрязненные (5 класс опасности, код отхода 871020201005); полиэтиленовая тара, поврежденная (5 класс опасности, код отхода 5710290313995); стеклянный бой незагрязненный, исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп (4 класс опасности, код отхода 3140080001000); затвердевшие отходы пластмасс (код отхода 5710000000000); отходы битума, асфальта в твердой форме (4 класс опасности, код отхода 549 012 00 01 00 4); древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (5 класс опасности, код отхода 1711200001005); лом и отходы черных металлов (код отхода 3510000000000); лом и отходы цветных металлов (код отхода 3530000000000); мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный (4 класс опасности, код отхода 9120040001004) и другие отходы.
Класс опасности и код отходов установлены в соответствии с имеющимися паспортами отходов ОАО "Ижсталь", Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02 декабря 2002 г. N786 (л.д.30).
Административный орган пришел к выводу, что общество допускает сброс вышеуказанных отходов на почву, площадью 150 кв.м, что является нарушением пунктов 2 и 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ, статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Кроме того, в ходе проверки установлено,что ОАО "Ижсталь" не ведет в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов, что является нарушением ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Данные факты послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, о чем составлен протокол об административном правонарушении N 05-112/Пр от 15.08.2012.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике N 05-112/Пс от 22.08.2012 ОАО "Ижсталь" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в нарушение вышеуказанных норм ОАО "Ижсталь" допускает сброс отходов производства и потребления и не ведет в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении: актом осмотра, актом проверки, объяснениями, протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении, а также документами, подтверждающими исполнение предписания.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, следовательно, событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, является доказанным.
Доводы апеллятора, что отсутствие учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не подпадает под диспозицию ст.8.2 КоАП РФ и не образует событие вмененного административного правонарушения, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм права.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Обязанность ведения в установленном порядке учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, предусмотрена ст.19 данного Федерального закона для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, действия (бездействие) лиц, не выполняющих требования закона в области обращения с отходами, в том числе по учету отходов, подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Материалы дела не свидетельствуют об отсутствии у заявителя возможности для соблюдения требования закона в части недопущения сброса отходов на почву, ведения в установленном порядке учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Доказательств того, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры по недопущению сброса отходов на почву, по ведению учета отходов, материалы дела не содержат. Каких-либо объективных причин, препятствующих соблюдению требований законодательства в области обращения с отходами, заявителем не приведено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о виновных действиях (бездействии) общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ОАО "Ижсталь" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд апелляционной инстанции применительно к фактическим обстоятельствам дела не усматривает исключительной ситуации, когда нарушение могло бы быть признано малозначительным. Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, воздействующей на окружающую среду. Неисполнение обществом установленных законодательством обязанностей свидетельствует о пренебрежительном отношении к требованиям законодательства в сфере охраны окружающей среды. Захламление земельного участка отходами может повлечь загрязнение почвы, окружающей среды, создать угрозу жизни и здоровью человека. Отсутствие учета образующихся отходов ведет к неконтролируемой ситуации в обращении с отходами, невозможности принятия соответствующих мер, которые могли и должны быть приняты при их обращении.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление принято административным органом в пределах его компетенции, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, общество могло и фактически реализовало гарантированное право на защиту своих интересов при производстве дела об административном правонарушении, как при составлении протокола, так и при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
При этом суд первой инстанции с учетом требований ч.3 ст.4.1 КоАП РФ и фактических обстоятельств по делу об административном правонарушении правомерно изменил постановление административного органа в части назначения наказания, определив ОАО "Ижсталь" наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции оставляет решение суда первой инстанции в силе, а апелляционную жалобу ОАО "Ижсталь" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 октября 2012 года по делу N А71-11329/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Ижсталь"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11329/2012
Истец: ОАО "Ижсталь"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике