город Ростов-на-Дону |
|
26 декабря 2012 г. |
дело N А32-23051/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Л.А. Захаровой, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Музыченко О.А. паспорт, по доверенности от 22.10.2012
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании
заявление: общества с ограниченной ответственностью "Инфо-справка"
к заинтересованному лицу: Государственной компании "Российские автомобильные дороги"
при участии третьего лица: Администрации муниципального образования города-курорта Геленджик
о признании недействительным ненормативного акта и признании требований незаконными
принятое в составе судьи Гречко О.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инфо-справка" (далее - ООО "Инфо-справка", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - заинтересованное лицо, ГК "РАД") о признании недействительным требования N 1564-КТУ от 22.06.2011 о сносе рекламной конструкции, расположенной вдоль федеральной автомобильной трассы "Дон" в районе въезда в г. Геленджик на расстоянии 120 м от автотранспортной развязки трассы (район АЗС "Лукойл").
Определением от 12.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО г.-к. Геленджик.
Решением суда от 31.08.2012 г. в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение от 31.08.2012 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Определением от 03.12.2012 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
Основанием для вынесения данного определения послужило то обстоятельство, что дело N А32-23051/2011, поступившее в производство судье Гладкову В.А. было передано судье Гречко О.А. для дальнейшего рассмотрения по причине перехода судьи Гладкова В.А. в другой судебный состав. Оснований для передачи дела другому судье, предусмотренных ст. 18 АПК РФ, не имелось. Изложенное указывает на формирование состава суда первой инстанции с нарушением требований ст. 18 АПК РФ и свидетельствует о рассмотрении дела в незаконном составе, что в силу пункта 1 части 4 статьи 270 Кодекса является безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
В судебное заседание не явились представитель ООО "Инфо-справка" и третьего лица - Администрации МО г.-к. Геленджик, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в судебном заседании пояснил, что заявленные требования не признает.
Изучив материалы дела, оценив приведенные доводы сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
05.02.2003 г. Управлением архитектуры и строительства исполнительного комитета города-курорта Геленджик обществу "Инфо-Справка" выдано разрешение на установку рекламной конструкции. Вид рекламной конструкции - рекламный щит, габаритные размеры 3,0 х 6,0 м, место установки рекламной конструкции: вдоль федеральной автомобильной трассы "Дон" в районе въезда в г. Геленджик на расстоянии 120 м от автотранспортной развязки трассы (район АЗС "Лукойл").
ГК "Российские автомобильные дороги" в адрес заявителя направлено требование о демонтаже указанной рекламной конструкции. Основанием для предъявления указанного требования явилось установление следующих обстоятельств: при размещении указанной рекламной конструкции нарушены требования нормативных актов по безопасности движения транспорта: расстояние от рекламы до бровки земляного полотна составляет 2,5 м., тогда как п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрено не менее 5 м., расстояние от рекламной конструкции до знака дорожного движения составляет 27 м., тогда как должно быть не менее 60 м. (п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003), удаленность рекламной конструкции от перекрестка составляет 27 м., тогда как должна быть 50 м.
Указанные нарушения отражены в Акте от 17.06.11. (л.д. 46).
Считая указанное требование недействительным, а требование о сносе рекламной конструкции незаконным, заявитель обратился в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания оспариваемого решения незаконным является одновременное несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, и нарушение указанным решением гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Установка указанной рекламной конструкции нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, создавая угрозу безопасности дорожного движения, поскольку значительно снижает видимость при выезде с перекрестка и создает условия, понуждающие водителей транспортных средств к нарушению требований безопасности дорожного движения.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу ч. 17 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" в разрешении на установку рекламной конструкции указывается, в том числе, место установки рекламной конструкции.
Согласно ч. 4 ст. 19 указанного Закона рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Исходя из п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан.
До настоящего времени технические регламенты, касающиеся спорных отношений, не приняты.
Порядок применения Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" содержит переходные положения (ст. 46), в соответствии с которыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 13.02.2004 N 5546) предусмотрено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
Таким образом, положения утвержденного Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", направленные на защиту жизни и здоровья граждан, являются обязательными для соблюдения.
В силу п. 6.1 названного ГОСТа при размещении средств наружной рекламы на разделительной полосе расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры до края проезжей части должно составлять не менее 2,5 метров. Если расстояние от края конструкции (рекламного щита) или опоры не более 4 метров, должны быть установлены дорожные ограждения первой группы по ГОСТу 23457.
В соответствии с п. 6.1, Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.
При установлении спорной рекламной конструкции вдоль магистрали Дон (1513+966 слева) нарушены требования нормативных актов по безопасности движения транспорта: расстояние от рекламы до бровки земляного полотна составляет 2,5 м., тогда как п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрено не менее 5 м., расстояние от рекламной конструкции до знака дорожного движения составляет 27 м., тогда как должно быть не менее 60 м. (п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003), удаленность рекламной конструкции от перекрестка составляет 27 м., тогда как должна быть 50 м. Указанные нарушения отражены в Акте от 17.06.2011.
Учитывая, что размещение рекламной конструкции нарушает требования ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельский поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" и нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку создается угроза безопасности дорожного движения, доводы заявителя о недействительности указанного требования суд признает необоснованными.
Требования ООО "Инфо-справка о признании недействительным требования N 1564-КТУ от 22.06.2011 г. о сносе рекламной конструкции, расположенной вдоль федеральной автомобильной трассы "Дон" в районе въезда в г. Геленджик на расстоянии 120 м от автотранспортной развязки трассы (район АЗС "Лукойл") в силу вышеизложенного не подлежат удовлетворению.
В отношении рекламной конструкции, установленной вдоль автомагистрали М-4 Дон на км 1527+644 (слева) оспариваемым требование права заявителя не нарушаются, поскольку указанная рекламная конструкция ему не принадлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2012 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23051/2011
Истец: ООО "Инфо-справка"
Ответчик: Краснодарское территориальное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги"
Третье лицо: КТУ Государственная компания "Российские автомобильные дороги"