город Самара |
|
27 декабря 2012 г. |
Дело N А55-21055/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания Владимировым С.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Гринланд" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2012 по делу N А55-21055/2012 (судья Бибикова Н.Д.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гринланд" (ОГРН 1056317045040)
к Министерству культуры Самарской области (ОГРН 1046300448413)
с привлечением третьих лиц:
Департамента управления имуществом городского округа Самара,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
Министерства имущественных отношений Самарской области,
Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия),
о расторжении охранного обязательства и дополнительного соглашения к нему,
с участием:
от истца - представитель Чичкин В.В., доверенность от 11.05.2012 N 5;
от ответчика - представитель Мищенко М.Б., доверенность от 04.05.2012 N 26-04/1213;
от третьего лица Департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель Кожевникова С.П., доверенность от 26.12.2011 N 2179;
от третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - представитель не явился, надлежаще извещен;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Самарской области - представитель не явился, надлежаще извещен;
от третьего лица Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия) - представитель не явился, надлежаще извещен,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гринланд", г.Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству культуры Самарской области, г. Самара о расторжении охранного обязательства N 156-07/1017 от 28.12.2007 и соглашения к нему от 05.12.2011 г.
Определением арбитражного суда Самарской области от 22.08.2012 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара; Территориальное управление Федерального государственным имуществом в Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу.
Решением суда первой инстанции от 17.10.2012 г. в иске отказано. Судебные издержки отнесены на истца.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Гринланд" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2012 г., принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на несостоятельность вывода суда первой инстанции о включение здания (по ул. Галактионовской, д. 39/8) в число объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Заявитель полагает, ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие регистрационного номера не может свидетельствовать о не включении объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Третьи лица, кроме Департамента управления имуществом городского округа Самара, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал жалобу по доводам в ней изложенным.
Представитель ответчика считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представитель третьего лица поддержал жалобу заявителя.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что 28 декабря 2007 года между ООО "Гринланд" и Министерством культуры и молодежной политики Самарской области (Госорган) (правопредшественником Министерства культуры Самарской области) было оформлено охранное обязательство N 156-07/1017 по недвижимому памятнику истории и культуры "Дом Коробова-Чаковского. Дом, где в квартире заведующего статистическим бюро Самарской земской управы народника И.М.Красноперова Ленин Владимир Ильич неоднократно бывал." г. Самара, ул. Галактионовская / ул. Высоцкого, д. 39 / д.8 (2 этаж: комнаты N N 1-21.23-28.30.36-40.44-47)(л.д.7). В преамбуле данного Обязательства указано, что вышеуказанный объект состоит на государственной охране согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. N 624 и Решений Куйбышевского Облисполкома от 25.11.1969 г. N 749 и от 06.05.1987 г. N 165 как памятник истории и культуры федерального значения.
В вышеуказанном охранном Обязательстве стороны согласовали, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ от 25.06.2002 г., "Положением об охране и использовании сов истории и культуры", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 N 865, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2002 г. N 894 и Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 24.05.2007 г. Серия 63-АВ N 108356 ООО "Гринланд" обязуется:
1.Использовать "Дом Коробова-Чаковского. Дом, где в квартире заведующего статистическим бюро Самарской земской управы народника И.М.Красноперова Ленин Владимир Ильич неоднократно бывал." г. Самара ул" Галактионовская / ул. Высоцкого, д. 39 / д. 8 (2 этаж: комнаты N N 1-21,23-28,30,36-40,44-47) находящийся под охраной государства, в целях его дальнейшего сохранения как памятника истории и культуры по своему усмотрению с учетом требований, установленных Федеральным Законом Российской Федерации "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73 ФЗ от 25.06.2002 г. и иными нормативными актами, если это не ухудшает состояние указанного объекта, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
2. Обеспечивать режим содержания памятника, а также проводить ремонтно- реставрационные, консервационные и реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также разовыми предписаниям Управления Россвязьохранкультуры по Самарской области.
Примечание: Прилагаемый акт фиксирует состояние памятника на день выдачи охранного обязательства и отмечает перечень необходимых ремонтно-реставрационных и иных работ по срокам.
3. Обеспечивать неизменность облика, материальной структуры и интерьеров объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта. Предметом охраны является Композиционное построение и декор Фасадов "первоначальная объемно-планировочная и материальная структура здания.
4. Содержать памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке.
5. Содержать территорию памятника в благоустроенном состоянии, не допускать использования этой территории под новое строительство и другие хозяйственные нужды, а также не производить никаких пристроек к используемому памятнику истории и культуры и переделок как снаружи, так и внутри его, не вести каких-либо земляных работ на территории памятника без специального письменного разрешения Управления Россвязьохранкультуры по Самарской области.
6. Производить все ремонтно-реставрационные и другие работы по памятнику и его территории за свой счет и своими материалами по письменному разрешению Управления Россвязьохранкультуры по Самарской области.
7. Обеспечивать указанные работы всей научно-проектной и технической документацией, а именно: обмерами, проектами и научными исследованиями памятника. Один экземпляр документации передается "Пользователем" "Госоргану" безвозмездно в 10-дневный срок после их утверждения.
8. Согласовывать в порядке, установленном п.4 ст. 35 Федерального Закона Российской Федерации "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73 ФЗ от 25.06.2002 г., осуществление проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия.
05 декабря 2011 года стороны подписали Дополнительное соглашение к данному охранному обязательству, указав, что в качестве документов, подтверждающих приобретение права собственности на объект культурного наследия, следует читать: свидетельства о государственной регистрации права собственности N 067411 от 26.08.2008 г. (2 этаж комнаты N 12-16, 44, 45; общая площадь 123,20 кв. м); N 067412 Ьт 26.08.2011 г. (2 этаж комнаты N 1-11, 27, 28, 46, 47; общая площадь 179,10 кв. м); N 067409 от 26.08.2008 (2 этаж комнаты NN 25, 26, 37-40, общая площадь 51,60 кв. м); N 067410 от 26.08.2008 (2 этаж комнаты NN 17-21, 23, 24, 30, 36, общая площадь 219,40 кв. м). (л.д.16).
Свои исковые требования истец мотивирует тем, что при рассмотрении дела А55-28126/2011 по жалобе ООО "Гринланд" на постановление Управления федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Приволжскому федеральному округу об административном правонарушении в области охраны объектов культурного наследия N 13 выяснились "подробности по статусу здания, являющегося памятником истории культурного наследия", а именно: " факт включения объекта культурного наследия в государственном реестре подтверждается присвоением пятнадцатизначного регистрационного номера, однако регистрационный номер объекта -нежилого дома здания по ул. Галактионовской, д.39/8 отсутствует." Полагая, что вышеуказанные факты - это существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении спорного охранного обязательства, что является основанием для его расторжения, то он предварительно направил в адрес Министерства культуры Самарской области письмо с предложением о расторжении Охранного обязательства N 156-07/1017 от 28.12.2007 и дополнительного соглашения от 05.12.2011 "по объекту, фактически не имеющему статуса памятника объекта культурного наследия.", а затем в виду оставления вышеуказанного письма без ответа, обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Судебная коллегия не может согласиться с мотивировкой истца своих исковых требований и с доводами, изложенными в апелляционной жалобе по следующим основаниям.
Согласно статье 48 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 48 вышеуказанного Закона установлено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 48 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.
Предметом спора по делу А55-28126/2011 являлась проверка законности производства по делу об административном правонарушении.
Судебные инстанции при принятия судебных актов, исходили из того, что диспозиция ч.1 ст.7.13 КоАП РФ совершенно определённо устанавливает, что для привлечения к административной ответственности на нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения такой объект должен не "относиться" и не "состоять на государственной охране", а именно быть включенным в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), исходили из презумпции невиновности привлекаемого к административной ответственности лица, обязанности доказывать наличие состава административного правонарушения административными органами и недоказанности состава правонарушения.
Таким образом, ссылка заявителя на вышеуказанное решение не может быть принята при обосновании исковых требований по настоящему делу, т.е. не может быть положена в основу принятия судебного акта об удовлетворении настоящих исковых требований.
Отсутствие регистрационного номера также не может являться основанием к удовлетворению исковых требований.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" постановлено, что в целях сохранения культурного наследия установить, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" (Приложение N 1) с дополнениями согласно Постановлениям Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. N 624 и от 7 сентября 1976 г. N 495, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1976 г. N 2026-р и от 15 августа 1980 г. N 1297-р, Постановлениям Совета Министров РСФСР от 21 мая 1982 г. N 303, от 26 сентября 1983 г. N 443 и от 11 июля 1984 г. N 306, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 9 января 1990 г. N 27-р и от 25 января 1990 г. N 80-р, Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 116, распоряжениям Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 июля 1993 г. N 1190-р и от 23 июля 1993 г. N 1301-р.
Таким образом, в силу п.2 вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации объект культурного наследия федерального значения "Дом, где в квартире заведующего статистическим бюро Самарской земской управы народника И.М. Красноперова Ленин Владимир Ильич неоднократно бывал" согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" отнесен к памятникам истории и культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 (СП СССР, 1982, N 26, ст. 133) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование (п. 26 Положения).
Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника соответствующими охранными документами: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством (абз. 1 п. 59 Положения). В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и другие условия (абз. 2 п. 59 Положения).
В соответствии с частью 3 статьи 63 вышеуказанного Закона N 73-ФЗ впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865. Согласно статье 59 Постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 - порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании, соответствующим охранным документом - охранным обязательством. Ответственность за соблюдение установленных охранным документом порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники. В пункте. 2 статьи. 64 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу Федерального закона, относятся к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями Федерального закона.
Материалами дела подтверждается, что объект культурного наследия федерального значения "Дом, где в квартире заведующего статистическим бюро Самарской земской управы народника И.М. Красноперова Ленин Владимир Ильич неоднократно бывал" не является вновь выявленным объектом культурного наследия.
Данный памятник истории и культуры поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. N 624 "О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" в качестве исторического памятника, подлежащего охране как памятник государственного значения.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2012 по делу N А55-21055/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гринланд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21055/2012
Истец: ООО "Гринланд"
Ответчик: Министерство культуры Самарской области
Третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление Министерства культуры РФ по Приволжскому Федеральному округу (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области