город Воронеж |
|
27 декабря 2012 г. |
Дело N А08-4887/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.12.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Белая птица": Третьяковой Е.В., представителя по доверенности б/н от 10.01.2012,
от Управления охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской области: Хмеленко В.Г., представителя по доверенности от 01.02.2012; Бугаёва Д.В., представителя по доверенности от 23.07.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Белая птица" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 12.09.2012 по делу N А08-4887/2012 (судья К.В. Мироненко) по заявлению закрытого акционерного общества "Белая птица" (ИНН 3123167862, ОГРН 1073123026657) к Управлению охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской области (ИНН 3123180824, ОГРН 1083123009914) о признании незаконным предписания от 15.06.2012 г. N2 об устранении недостатков соблюдения законодательства в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, среды их обитания и Решения от 15.06.2012 г. N6 о регулировании численности охотничьих ресурсов.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Белая птица" (далее - общество, ЗАО "Белая птица") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской области (далее - Управление Охотрыбнадзора, Управление) о признании незаконными предписания от 15.06.2012 N 2 об устранении недостатков соблюдения законодательства в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, среды их обитания и Решения от 15.06.2012 N 6 о регулировании численности охотничьих ресурсов общества.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.12.2012 в удовлетворении требования Общества отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "Белая птица" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что жалоб о возмещении вреда в адрес ЗАО "Белая птица" не поступало; какие-либо документы (акты, протокол осмотра участкового инспектора, протокол осмотра администрации поселка, и иные), вещественные доказательства, которыми были бы зафиксированы случаи нанесения вреда, материалы дела не содержат. Полагает, что данные факты не подвержены и по результатам выездной проверки, так в акте проверки от 15.06.2012 указано, что "выявлены миграционные коридоры, проходящие в непосредственной близости от населенных пунктов... в ходе осмотра установлено, что значительная часть дачного поселка заброшена, хозяйственная деятельность не ведется, вследствие этого эта часть дачного поселка представляет собой пригодную для животных среду обитания".
Также Общество ссылается на принятие профилактических мер (перечень которых утвержден Генеральным директором ЗАО "Белая птица" и Начальником Управления охраны и использования объектов животного мира А.В. Галыгиным), что практически в полной мере исключает возможность проникновения диких животных на личные подворья граждан. Указывает, что в целях недопущения возникновения и распространения болезней диких животных вследствие поедания кабанами отходов жизнедеятельности человека (помои и объедки) ЗАО "Белая птица" осуществлен перенос подкормочных площадок от мест, прилегающих к поселению (севернее с. Сторожевое 1е и восточнее села Виноградовка) и созданы дополнительные комплексные подкормочные площадки непосредственно в лесном массиве, на которой осуществляется максимальная выкладка кормов; выставлены ограждения из сетки рабицы, препятствующие миграции кабанов через поселения.
Считает, что судом необоснованно не принят во внимание тот факт, что уничтожение 10-ти взрослых особей может нанести существенный урон для поголовья стада, разведение которого осуществлялось в рамках всех установленных норм и правил длительный период - с 2010 года.
По мнению Общества, оспариваемые Решение и Предписание вынесены с нарушением норм законодательства, поскольку основания для вынесения Решения о регулировании численности охотничьих ресурсов, перечисленные в утвержденном Приказом N 1 от 13.01.2011 Министерства природных ресурсов и экологии РФ "Порядке принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его формы", также как и обоснованные причины, вызвавшие необходимость регулирования численности охотничьих ресурсов, отсутствуют:
- нет превышения показателей максимальной численности охотничьих ресурсов, т.к. нормативное количество на 15,35 тыс. га составляет 307 особей кабана, тогда как фактическое количество в охотхозяйстве ЗАО "Белая птица" - 66 особей (показатель максимальной численности особей кабана на 1 000 га охотничьих угодий составляет "до 20" согласно "Нормативов численности охотничьих ресурсов...", утвержденных Приложением N 2 к Приказу к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 апреля 2010 г. N138);
- отсутствуют какие-либо данные об угрозе возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, более того, в акте проверки от 15.06.2012 года N 1 отражено, что "выкладка кормов осуществляется ежедневно в соответствии с требованиями мероприятий по недопущению АЧС (африканской чумы свиней)";
- отсутствуют подтвержденные данные о нанесении ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания.
В пояснениях к апелляционной жалобе Общество указало, что в случае исполнения Предписания N 2 от 15 июня 2012 года и Решения N 6 от 15.06.2012 о регулировании численности охотничьих ресурсов в количестве 10 взрослых особей, численность кабана значительно сократится, производство охоты будет невозможно. Соответственно ЗАО "Белая птица" не сможет осуществлять один из видов предпринимательской деятельности, закрепленный в Уставе Общества, и пользоваться правами, предоставленными ему лицензией, а значит получать прибыль, на которую рассчитывало. Кроме того, Обществом были понесены затраты на воспроизводство и содержание животных, закупку кормов, проведение мероприятий по вакцинации животных, содержание штата егерей с выплатой им заработной платы.
Общество считает, что ему при исполнении оспариваемого Предписания N 2 от 15.06.2012, будет причинен как реальный ущерб (в виде убытков, перечисленных выше), так и косвенные убытки, выраженные в упущенной выгоде из-за невозможности осуществлять продажу разовых лицензий и осуществлять охоту на кабана, а соответственно получать прибыль.
Представитель ЗАО "Белая птица" в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы и требования апелляционной жалобы поддержал.
Представители Управления против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве, считая решение суда законным и обоснованным, просили суд оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывают, что Решение о добыче 10 взрослых кабанов обусловлено поведенческой моделью диких животных, а также тем, что проникновение дикого кабана в населенный пункт создает угрозу возникновения и распространения болезней кабана посредством поедания кабанами отходов жизнедеятельности человека (помои, объедки корма, не удовлетворяющие санитарно-ветеринарным требованиям), что является одной из основных причин возникновения африканской чумы свиней. Считают, что допущение со стороны охотпользователя ЗАО "Белая птица" захода кабанов в населенный пункт и отсутствие действенных мер по противодействию контакта кабанов со свалками бытовых и пищевых отходов па территории с. Сторожевое противоречит пункту 16 Мероприятий, подлежащих реализации в охотхозяйствах Белгородской области, утвержденных постановлением Правительства Белгородской области от 21 ноября 2011 года N 421-пп "Об утверждении долгосрочной программы предотвращения заноса и распространения вируса АЧС на территории Белгородской области на 2011-2016 годы".
В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу Управление указывает, что жалобы граждан на причинение им ущерба дикими кабанами носили систематический характер (информационные письма и жалобы граждан от 09.11.2011,от 24.05.2012 N 1344, от 06ю06ю2012 N 1469, от 15.06.2012 N 1547).
В порядке статей 163, 266 АПК РФ в судебном заседании 13.12.2012 был объявлен перерыв до 20.12.2012.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзыва, дополнений к отзыву, письменных объяснений, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.05.2012 N 94-ОД в период с 07.06.2012 по 21.06.2012 Управлением Охотрыбнадзора была проведена внеплановая выездная проверка деятельности Общества на предмет проведения Обществом мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Проведение проверки согласовано с Прокуратурой Прохоровского района (л.д.31).
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение коллектива садово-огородного общества "Паутинка", "Прохоровское" (вх. N 1344 от 24.05.2012) в адрес начальника Управления, по вопросу защиты участков от нашествия диких кабанов, принадлежащих охотничьему хозяйству, находящемуся возле хутора "Сторожевое".
Согласно данному письму начиная с осени 2011 года и по настоящее время, кабаны большими группами ходят по огородам, портят посевы и урожай. Кроме того, заявители указали на возможность причинения кабанами физического вреда людям, которые работают на данных участках.
В ходе проведения проверки установлено, что 31.03.2010 Управлением Охотрыбнадзора Обществу выдана лицензия серия 31 N 007 на пользование объектами животного мира на территории охотничьих угодий, общей площадью 26.0 тыс.га, расположенных в Прохоровском районе Белгородской области.
На территории указанных угодий в окрестностях населенных пунктов Сторожевое 1-е, Виноградовка и дачного поселка "Паутинка" Прохоровского района, Белгородской области выявлены миграционные коридоры диких животных, проходящие в непосредственной близости от вышеуказанных населенных пунктов.
Характер миграционной активности на дачном участке охотничьих угодий определяет географическое расположение лесных массивов и находящихся в них комплексных подкормочных площадок охотничьего хозяйства общества.
Комплексная подкормочная площадка N 1 (точка координат 50 59 33 с.ш. 36 39 19 в.д.) расположена севернее населенного пункта Сторожевое 1-е, комплексная подкормочная площадка N 2 (точка координат 50 58 19 с.ш. 36 37 30 в.д.) расположена восточнее населенного пункта Виноградовка.
Населенные пункты Сторожевое 1-е, Виноградовка расположены между тремя лесными массивами. Дачный поселок "Паутинка" Прохоровского района, Белгородской области расположен в непосредственной близости от лестного массива.
В ходе осмотра установлено, что значительная часть территории данного поселка заброшена, хозяйственная деятельность не ведется, вследствие чего эта часть дачного поселка представляет собой пригодную для обитания диких животных среду обитания.
Дополнительным фактором, провоцирующим повышенную миграционную активность вблизи указанных населенных пунктов, является наличие комплексных подкормочных площадок в окружающих населенные пункты лесных массивах.
Все вышеперечисленные комплексные подкормочные площадки являются часто посещаемыми дикими животными, выкладка кормов осуществляется ежедневно в соответствии с требованиями проводимых мероприятий по недопущению АЧС.
В ходе проведенных мероприятий собраны объяснения граждан, проживающих в вышеуказанных населенных пунктах, из которых следует, что дикие кабаны регулярно заходят в населенные пункты, на территории приусадебных участков, обнаружены следы жизнедеятельности диких животных, предположительно дикого кабана (следы, порои).
По данным государственного мониторинга на 01.04.2012 на территории охотничьего хозяйства общества обитает порядка 66 особей дикого кабана.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки N 1 от 15.06.2012.
Согласно пункту 6 содержащегося в акте проверки заключения с учетом обращений граждан и объяснений, собранных в ходе проверки, положений программы "Предотвращения заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территории Белгородской области на 2012-2016 годы", борьбы с угрозой проникновения вируса АЧС на территории Белгородской области Обществу необходимо освоить выделенный лимит в целях регулирования численности на основании Решения "О регулировании численности охотничьих ресурсов".
Так, согласно решению от 15.06.2012 "О регулировании численности охотничьих ресурсов" (полномочия лица, подписавшего решение установлены и подтверждены) Обществу в период с 16.06.2012 по 16.07.2012 следует произвести отстрел 10 (десяти) взрослых особей кабана, в связи с угрозой возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания.
Предписанием от 15.06.2012 N 2 Обществу указано провести регулирование численности кабана на основании решения от 15.06.2012 "О регулировании численности охотничьих ресурсов".
ЗАО "Белая птица", полагая решение и предписание от 15.06.2012 незаконными, обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, установленных статьей 198 АПК РФ для признания оспариваемого предписания недействительным.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены судебного акта с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 27 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира.
Порядок регулирования численности объектов животного мира определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.01.2009 N 23 утвержден Порядок регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка регулирование численности охотничьих животных осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания.
Специально уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (далее - специально уполномоченные государственные органы) рассматривают и анализируют сведения, обосновывающие целесообразность регулирования численности охотничьих животных, и принимают решение о проведении мероприятий по изъятию охотничьих ресурсов.
Согласно пункту 1.1 Положения об управлении охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных распоряжением Правительства Белгородской области от 23.05.2008 N 181-рп Управление охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской области является органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере охотничьего и рыбного хозяйства, оказанию государственных услуг и управлению в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания в Белгородской области.
В целях реализации возложенных задач управление имеет право, в том числе: проводить плановые и внеплановые выездные (инспекционные) и камеральные проверки охотпользователей на предмет соблюдения ими законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, выдавать разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации; выдавать юридическим лицам и их должностным лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда охотничьим ресурсам (п.п. 4.1.13, 5.1.10, 5.2.9 Положения).
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ЗАО "Белая птица" обязано обеспечивать в закрепленных охотугодиях ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия.
При этом, Приказом Минприроды РФ от 10 ноября 2010 года N 491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней" утвержден перечень таких мероприятий, в том числе и предупреждение заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущение их распространения на территориях охотничьих угодий посредством исключения контакта домашнего скота и диких животных.
Согласно статье 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охране и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания.
Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона.
В таких решениях содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов.
Проведение мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Порядком принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 13.01.2011 N 1 (далее - Порядок) также предусмотрено, что решение о регулировании численности принимается органами государственной власти (далее - уполномоченные органы) в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основанием для принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов является превышение показателей максимальной численности охотничьих ресурсов (особей на 1000 га охотничьих угодий), установленных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 июня 2010 года, регистрационный N 17603), и (или) угроза возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания (пункт 4 Порядка).
Решение о регулировании численности принимается на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (пункт 5 Порядка).
В силу пункта 6 названного Порядка Уполномоченные органы анализируют поступающие данные, указанные в пункте 5, и при выявлении превышения показателей максимальной численности охотничьих ресурсов в течение тридцати календарных дней принимают решение о регулировании численности.
В случае возникновения угрозы и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания полученные данные в течение трех рабочих дней после их поступления анализируются, и принимается решение о регулировании численности.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для удовлетворения требований общества о признании незаконными предписания от 15.06.2012 N 2 в отношении общества об устранении недостатков соблюдения законодательства в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, среды их обитания и Решения от 15.06.2012 N 6 о регулировании численности охотничьих ресурсов общества, вынесенные Управлением Охотрыбнадзора отсутствуют.
При этом суд области обоснованно принял во внимание следующее.
25.10.2010 между Обществом и Управлением лесами заключен договор аренды частей лесных участков, в том числе для ведения охотничьего хозяйства, осуществления охоты, часть лесного участка площадью 881,8 га с условным номером 31:02:15:0179, место расположение: Белгородская область, Прохоровский район, ОГУ "Прохоровское лесничество", что не оспаривается заявителем.
На территории указанных угодий в окрестностях населенных пунктов Сторожевое 1-е, Виноградовка и дачного поселка "Паутинка" Прохоровского района, Белгородской области выявлены миграционные коридоры диких животных, проходящие в непосредственной близости от вышеуказанных населенных пунктов. Характер миграционной активности на дачном участке охотничьих угодий определяет географическое расположение лесных массивов и находящихся в них комплексных подкормочных площадок охотничьего хозяйства общества.
В ходе проверочных мероприятий Управлением собраны объяснения граждан, проживающих в названных населенных пунктах, из которых следует, что дикие кабаны регулярно заходят в населенные пункты, на территории приусадебных участков, обнаружены следы жизнедеятельности диких животных, предположительно дикого кабана (следы, порои).
Решение от 15.06.2012 об отстреле 10 взрослых особей без разделения по полу и возрасту(40% репродуктивного ядра), по заявлению представителей ответчикаN принято с учётом видовых особенностей кабана - его высокой плодовитости, социального поведения и временного фактора, определяющего необходимость сократить численности кабана на данной территории в максимально короткий отрезок времени.
По итогам полевых наблюдений, проведенных на территории охотничьего хозяйства ЗАО "Белая Птица" старшим инспектором Яковлевского сотрудником управления охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской области Булгаковым А.П. совместно с сотрудником охотничьего хозяйства ЗАО "Белая птица" Акуловым О.В., было визуально зафиксировано наличие 11 взрослых особей дикого кабана и 6 особей сеголеток, на территории, подверженной наиболее частым заходам диких кабанов в населённые пункты, что следует из представленной в материалы дела служебной записки от 06.06.2012, которая подписана в т.ч. представителем ЗАО "Белая птица".
Как следует из представленных объяснений представителей ответчика, местами обитания данного животного являются лесные угодья, полевые в период кормовой миграции и водно-болотистые угодья.
Исходя из результатов наблюдений Булгакова А.П. и Акулова О.В. за количественным и возвратным составом микропопуляции дикого кабана в окрестностях хутора Сторожевое - 1е и дачного поселка "Паутинка", было принято решение об изъятии репродуктивного ядра данной микропопуляции, с целью предотвращения заходов диких кабанов на территорию выше перечисленных населенных пунктов, а также предотвращения передачи таких поведенческих реакций молодняку данного гурта (семейного союза) диких кабанов (с учетом названных мест естественного обитания диких животных).
Согласно пункту 6 статьи 4 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" N 209 от 24.07.2009 лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 138 от 30.04.2010.
В соответствии с данным актом в отношении кабана установлен норматив допустимого изъятия, % от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды обитания - от 3 до 80. Норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до 1 года, без разделения по половому признаку, устанавливается для охотничьих ресурсов: кабан - от 40% до 80%.
По данным государственного мониторинга на 01.04.2012 на территории охотничьего хозяйства общества обитает порядка 66 особей дикого кабана.
Согласно сведениям о добыче диких копытных животных а ОП "Охотхозяйство" ЗАО "Белая птица" Прохоровского района на 09.12.2012 лимит добычи кабана составляет 6 особей (до года - 4, взрослых - 2).
Таким образом, суммарная добыча 10 взрослых особей кабана в целях регулирования численности и 6 особей в рамках любительской и спортивной охоты - 16 особей кабана (24,2%) не превышают нормативов допустимого изъятия кабана утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 апреля 2010 года N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях".
Отстрел взрослых животных позволит снизить численность кабана и риски возникновения АЧС на данной территории, поскольку как указывалось ранее, проникновение дикого кабана в населенный пункт создает угрозу возникновения и распространения болезней кабана посредством поедания кабанами отходов жизнедеятельности человека (помои, объедки корма, не удовлетворяющие санитарно-ветеринарным требованиям).
Кроме того, суд принял во внимание объяснения Ликучевой В.Г., Гончаровой С.И., Лавриненко С.М., Новиковой Н.И., Ликучева В.М., Кривчикова Н.И., Кухарева А.И., опрошенных в качестве свидетелей и имеющих участки в х. Сторожевое, дачном поселке Паутинка Прохоровского района, расположенных недалеко от лесных массивов, согласно которым в течение 2011-2012 гг. и по настоящее время животные (кабаны) уничтожают сельхозкультуры на их участках, а также создают для них угрозу.
Оспариваемое решение, а соответственно, вынесенное предписание, в рассматриваемом случае не противоречит требованиям вышеуказанного приказа Минприроды РФ от 10.11.2010 N 491.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда области об отсутствии оснований для признания оспариваемых решения и предписания незаконными.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя.
Поскольку решение о регулировании численности принимается в случае возникновения угрозы и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания, доводы Общества об отсутствии нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания подлежат отклонению как необоснованные.
Также суд апелляционной инстанции с учетом установленных фактических обстоятельств по делу отклоняет довод Общества об отсутствии данных об угрозе возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов.
При этом исходя из положений проанализированных норм, наступление реального ущерба, вреда здоровью, не обязательны. В данном случае возможность наступления таких последствий предполагается.
Довод Общества о том, что при исполнении оспариваемого предписания N 2 от 15.06.2012, будет причинен как реальный ущерб (в виде убытков, перечисленных выше), так и косвенные убытки, выраженные в упущенной выгоде из-за невозможности осуществлять продажу разовых лицензий и осуществлять охоту на кабана, а соответственно получать прибыль не может быть принят во внимание судом, поскольку не свидетельствует о незаконности данного предписания. Кроме того, данный довод не нашел своего документального подтверждения.
Ссылка на отсутствие превышения показателей максимальной численности охотничьих ресурсов, не может быть принята во внимание, поскольку не являлась основанием для принятия оспариваемых актов.
Доводы о неправильном применении норм материального права не нашли своего подтверждения.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда области отмене или изменению не подлежит.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку при подаче апелляционной жалобы ЗАО "Белая птица" по платежному поручению N 1335 от 01.10.2012 была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., вместо 1000 руб., излишне уплаченную сумму - 1000 руб. следует возвратить заявителю жалобы, о чем выдать справку на возврат государственной пошлины.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Белгородской области от 12.09.2012 по делу N А08-4887/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-4887/2012
Истец: ЗАО "Белая птица"
Ответчик: Управление охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородкой области, Управление охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания Белгородской обл.