г. Чита |
|
29 декабря 2012 г. |
дело N А58-3707/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) с участием судьи Устиновой А.Н. и секретаря судебного заседания Семеновой М.М. апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ряснянской Людмилы Александровны на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 сентября 2012 года по делу N А58-3707/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Ряснянской Людмилы Александровны (ОГРНИП 310143511800081, ИНН 143510799419) к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401067995, ИНН 1435027592) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:105020:83, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, 202 микрорайон; обязании устранить допущенные нарушения прав путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 14:36:105020:83, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, 202 микрорайон, и направить договор купли-продажи земельного участка в двухнедельный срок в адрес заявителя: 677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Бестужева-Марлинского, дом 7, корпус 3, квартира 56,
(суд первой инстанции: судья Эверстова Р.И.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Ряснянской Людмилы Александровны - Понтосова А.А. - представителя по доверенности от 31.08.2012,
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) - Урбан А.М. - представителя по доверенности N 487/06 от 28.12.2011,
установил:
индивидуальный предприниматель Ряснянская Людмила Александровна (далее - ИП Ряснянская Л.А., заявитель или предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) с заявлением о признании незаконными действия, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:105020:83, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, 202 микрорайон, обязании устранить допущенные нарушения прав путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 14:36:105020:83, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, 202 микрорайон, и направить договор купли-продажи земельного участка в двухнедельный срок в адрес заявителя: 677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Бестужева-Марлинского, дом 7 корпус 3, квартира 56.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ИП Ряснянская Л.А. обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного, вынесенного при нарушении норм материального права. Как указывает предприниматель, изменение статуса объекта, находящегося на земельном участке никак не влияет на уже оконченный процесс формирования земельного участка и наоборот, так как это два разных несвязанных юридических действия. Вид разрешённого использования земельного участка не влияет на действительность или заключенность договора аренды данного земельного участка, вид предпринимательской деятельности (если он осуществляется в соответствии с градостроительным планом земельного участка), осуществляемый на нём, и степень капитальности объекта недвижимости.
Выводы суда относительно формирования земельного участка только под торговый павильон и постановке его на кадастровый учёт с единственно возможным данным видом разрешённого использования, как основание отказа в приватизации земельного участка, являются не соответствующими закону.
Распоряжением Министерства от 29.05.2012 N Р-967 ИП Ряснянской Л.А. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:105020:83, находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. 202, "В", общей площадью 81 кв.м, на том основании, что часть объекта недвижимости - магазин находится за пределами земельного участка, а также несоответствие разрешённого использования "под торговый павильон" наименованию объекта недвижимости.
Данные действия Министерства по возврату заявления о приватизации земельного участка являются незаконными.
Оспариваемый возврат заявления о приватизации земельного участка одновременно:
- не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок";
- нарушает законные интересы предпринимателя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащем ему объектом строительства, и создают препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности.
ИП Ряснянская Л.А. предоставила в установленном законом порядке все документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Единственным требованием, выдвигаемым Земельным кодексом Российской Федерации, для приватизации земельного участка является наличие у лица на вещном праве здания, строения. ИП Ряснянская Л.А. имеет в собственности магазин, располагающийся на спорном земельном участке.
На сегодняшний день по данному объекту не имеется судебных споров, а также не имеется судебных решений о признании данного магазина самовольной постройкой.
Однако суд посчитал, что наличие свидетельства о государственной регистрации права на магазин не является безусловным доказательством того, что объект, на который выдано это свидетельство, является недвижимым имуществом. Между тем, данный довод не соответствует пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" устанавливающей, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспариваемое действие нарушает законные интересы ИП Ряснянской Л.А.на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащем ему на праве собственности объектом капитального строительства, и создают препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности:
В обжалуемом распоряжении об отказе в предоставлении в собственность земельного участка не содержалось доводов о не капитальности объекта - магазина, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила свое согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Министерства изложил свою позицию согласно доводам отзыва.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на него, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что Ряснянская Людмила Александровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем выдано свидетельство от 28.04.2012 N 310143511800081 (том 1, л. д. 48).
02 апреля 2004 года Комитет архитектуры и градостроительства ДАСиР ГО "Город Якутск" и ИП Ряснянская Л.А заключили договор о возведении капитального строительства и эксплуатации объекта - магазина на отведенном земельном участке 0,0081 га в границах, обозначенных на акте отвода границ участка, составляющем с данным договором одно целое.
Градостроительный план земельного участка выдан на основании распоряжения заместителя Главы ГО "Якутск" N 2711/зр от 03.08.2006.
11.01.2012 Филиалом ФГУП "Федеральное БТИ" по РС (Я) составлен технический паспорт на магазин 2000 года постройки, расположенный по адресу: город Якутск, 202 микрорайон, инвентарный номер 98 401:9000046144/12, кадастровый номер 14:36:105020:0083.
Комитет земельных отношений Окружной администрации города Якутска, действующий на основании положения о Комитете земельных отношений Окружной администрации города Якутска, утвержденного распоряжением Главы Городского округа "Город Якутск" N 1476р от 29.05.2009, распоряжения Окружной администрации города Якутска N 1298 от 08.06.2011 и ИП Ряснянская Л.А 23.01.2012 заключили договор N 09/1/2012-0115 аренды земельного участка с кадастровым номером 14:36:105020:83, находящийся по адресу: 202 микрорайон площадью 81 кв.м., сроком с 23.01.2012 по 23.12.2012. Участок предоставлен под размещение торгового павильона.
03.02.2012 за N 14-14-01/002/2012-220 зарегистрировано право собственности заявителя на магазин площадью 70,1 кв.м., инвентарный номер 98 401:9 000046144/12, литер А, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, 202 микрорайон, д. 24/1 "В".
02.03.2012 заявитель обратилась в министерство через ГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РС (Я)" за приватизацией земельного участка с кадастровым номером 14:36:105020:83, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), 202 микрорайон, 24/1 "В".
10.04.2012 Департаментом градостроительства и земельных отношений Окружной администрации города Якутска по запросу министерства от 02.04.2012 N 10451Н на земельный участок под магазин, расположенный по адресу: город Якутск, 202 микрорайон, кадастровый номер 14:36:105020:83 подготовлены Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 07-857 от 20.04.2012.
Уведомлениями от 11.04.2012 N И-012-3516, от 11.05.2012 N И-012-4646 министерство известило предпринимателя о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка в связи с запросом о наличии зон резервирования, линий градостроительного регулирования - "красный линий" в Министерство архитектуры и строительного надзора Республики Саха (Якутия), в связи с необходимостью выездного обследования земельного участка.
29.05.2012 распоряжением министерства N Р-967 заявителю было отказано в предоставлении в собственность земельный участок с кадастровым номером 14:36:105020:83, расположенный по адресу: город Якутск, 202 микрорайон, общей площадью 81 кв.м. на том основании, что магазин, принадлежащий на праве собственности индивидуальному предпринимателю Ряснянской Людмиле Александровне, находится за границами испрашиваемого земельного участка, а также несоответствием вида разрешенного использования земельного участка и наименованием объекта недвижимости.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 03.02.2012 14-АА 861560, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.02.2012 N 01/008/2012-796, за заявителем зарегистрировано право собственности на магазин, нежилое, площадью 70,1 кв.м., инвентарный номер 98 401:9 000046144/12, литер А, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, 202 микрорайон, д. 24/1 "В".
Не согласившись с действиями Министерства, предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования предпринимателя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов предпринимателя этими действиями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 3.48 Положения о Министерстве оно наделено полномочиями по предоставлению в установленном порядке земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия), государственным и муниципальным учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования и иным организациям и гражданам в аренду, собственность, а также по принятию решения о предоставлении расположенных на территории городского округа "Город Якутск" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми в соответствии с законодательством отнесено к полномочиям Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) установлено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона о приватизации земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.
Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством (пункт 7 статьи 28 Закона о приватизации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, входит Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявителю под торговый павильон был предоставлен земельный участок с кадастровым N 14:36:105020:83 общей площадью 81 кв.м.
К заявлению о приватизации земельного участка с кадастровым номером 14:36:105020:83, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, 202 микрорайон, предпринимателем приложен кадастровый паспорт земельного участка общей площадью 81 кв.м.
Вместе с тем согласно разделу IX "Геодезические и картографические материалы" сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (стр. 4) N 07-857 от 10.04.2012 границы части здания магазина выходят за границы испрашиваемого земельного участка.
Кадастровый паспорт, содержащий местоположение границ земельного участка и его площадь, определенные с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, предпринимателем в нарушение требований пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 не представлялся.
В силу указанного Министерство правомерно отказало предпринимателю в приватизации испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 сентября 2012 года по делу N А58-3707/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ряснянской Людмиле Александровне (ОГРНИП 310143511800081, ИНН 143510799419) государственную пошлину в размере 100 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 26.09.2012 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3707/2012
Истец: ИП Ряснянская Людмила Александровна
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений по Республике Саха (Якутия)