г. Пермь |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А60-30871/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
от истца Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1106671000457, ИНН 6671307658): не явились,
от ответчика закрытого акционерного общества "ФАНКОМ" (ОГРН 1026600508880, ИНН 6635000195): Каримов Д.А. по доверенности от 24.05.2012, Зырянов А.В. по доверенности от 05.07.2012,
от третьего лица Муниципального образования Алапаевское: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика
закрытого акционерного общества "ФАНКОМ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 октября 2012 года по делу N А60-30871/2012,
принятое судьей Ваниным П.Б.,
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
к закрытому акционерному обществу "ФАНКОМ"
третье лицо: Муниципальное образование Алапаевское
о взыскании ущерба, причиненного водным объектам,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "ФАНКОМ" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 961 755 руб. в возмещение вреда, причиненного водным объектам р. Синячиха и р. Кайгородиха (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 214).
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Муниципальное образование Алапаевское (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований. Общество полагает, что Департаментом не доказан факт деградации водного объекта и истощения его природных ресурсов, и соответственно, не доказан факт причинения действиями Общества вреда водным объектам. По мнению Общества, вывод суда первой инстанции о том, что действия Общества, выраженные в загрязнении водного объекта, свидетельствуют о возможности удовлетворения исковых требований, не основан на законе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Департамент против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает по мотивам, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу Общества не представило.
Истец и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Данное обстоятельство в соответствии ч. 3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей истца и третьего лица. Кроме того, до начала рассмотрения настоящего дела Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя, принятое судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения Департаментом в период с 10.10.2011 по 28.10.2011 плановой выездной проверки (л.д. 65-72) соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлено, что в процессе производственной деятельности Общество осуществляет сброс загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе в р. Синячиха через выпуск N 1 и р.Кайгородиху через выпуск N 3 на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование от 07.09.2010 NN 66-14.01.05.018-Р-РСБХ-С-2010-00393/00, 66-14.01.05.018-Р-РСБХ-С-2010-00394/00. Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты утверждены Нижне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (л.д. 86-110).
В ходе проверки 11.10.2011 отобраны пробы хозбытовых сточных вод, в том числе, сбрасываемых Обществом с очистных сооружений (выпуск N 1) в р.Синячиха (проба N 204), вод р. Синячиха 500 м выше выпуска N 1 (проба N 205), вод р. Синячиха 500 м ниже выпуска N 1 (проба N 206); а также пробы производственных сточных вод, сбрасываемых Обществом с очистных сооружений (выпуск N 3) в р. Кайгородиха (проба N 208), вод р.Кайгородиха 500 м ниже выпуска N 3 (проба N 209), выше сброса сточных вод в р.Кайгородиха проба не отобрана из-за отсутствия воды природной поверхностной в р. Кайгородиха (акт отбора проб N 80 от 11.10.2011, л.д.111).
По результатам исследований отобранных проб, проведенных аккредитованной лабораторией ФГУ "ЦЛАТИ по Уральскому ФО" (протокол результатов количественного химического анализа от 18.10.2011 N 78, л.д.113-114) установлено превышение концентраций загрязняющих веществ по отношению к утвержденным нормативам допустимых сбросов в сточных водах выпусков N 1, N 3 (сброс в р. Синячиха и р. Кайгородиха): по выпуску N 1 по хлоридам в 1,4 раза, по железу в 3,4 раза, по азоту аммонийному в 15,2 раза, по нефтепродуктам в 3,2 раза, по БПК5 в 3,6 раза, по фенолам в 1,5 раза; по выпуску N 3 по алюминию в 14,5 раз,
Также из протокола результатов количественного химического анализа от 18.10.2011 N 78 (л.д.113-114) следует, что качество вод р. Синячиха 500 м ниже выпуска N 1 (проба N 206) по ряду показателей (в том числе, по ион-аммонию, то же азот аммонийный) хуже качества вод р. Синячиха 500 м выше выпуска N 1 (проба N 205).
Кроме того, в ходе проверки департаментом установлено, что по данным ведомственного лабораторного контроля ЗАО "Фанком" в период январь-сентябрь 2011 осуществляло сброс загрязняющих веществ со сточными водами по выпуску N 1 в р.Синячиха с превышением допустимой концентрации: средняя концентрация азота аммонийного составила 2, 597 мг/ дм3 при допустимой концентрации 0,5 мг/дм3 (превышение в 5,19 раза); по выпуску N 3 в р. Кайгородиха с превышением допустимой концентрации: средняя концентрация алюминия составила 0,08 мг/дм3 при допустимой концентрации 0,04 мг/дм3 (превышение в 2 раза).
Указанные выше обстоятельства зафиксированы в акте проверки N 305 от 28.10.2011(л.д. 30-64).
В соответствии с результатами аналитического контроля аккредитованной лаборатории ФГУ "ЦЛАТИ по УрФО" (протокол количественного химического анализа от 15.11.2011 N 81, акт отбора проб от 26.10.2011) установлено продолжение нарушения ЗАО "ФАНКОМ" требований водного законодательства, которое выразилось в сбросе с превышением концентрации загрязняющих веществ по отношению к утвержденным нормативам допустимых сбросов в сточных водах выпусков N 1, N 3: по выпуску N 1 по азоту аммонийному в 5,9 раза, по БПК5 в 2,7 раза, по БПК полное в 2,4 раз; по выпуску N 3 по алюминию в 8,7 раза.
На основании результатов аналитического контроля аккредитованной лаборатории ФГУ "ЦЛАТИ по УрФО" (протокол количественного химического анализа от 16.01.2012, акт отбора проб от 26.12.2011) установлено продолжение нарушение Обществом требований водного законодательства, которое выразилось в сбросе с превышением концентрации загрязняющих веществ по отношению к утвержденным нормативам допустимых сбросов в сточных водах выпусков N 1, N 3: по выпуску N 1 по азоту аммонийному в 6,0 раз, по БПК5 в 3,0 раза, по БПК полное в 2,6 раза, по фенолу в 1,2 раза; по выпуску N 3 по алюминию в 5,2 раза (л.д. 149-154).
Департамент письмом от 29.02.2012 N 06-03-04/1364 запросил у Общества документы, необходимые для расчета размера вреда, причиненного ЗАО "ФАНКОМ" указанным выше водным объектам (л.д. 155).
В письме от 27.03.2012 N 3489 Общество отказалось от предоставления необходимой информации (л.д. 156).
В связи с чем Департамент самостоятельно произвел расчет вреда, причиненного Обществом водным объектам:
в сумме 960 604 руб. - ущерб р. Синячиха по выпуску N 1 за период с 11.10.2011 по 31.12.2011 по загрязняющему веществу азот аммонийный (аммоний-ион) (расчет вреда, причиненного р.Синячиха, л.д. 168-171);
в сумме 1 151 руб. - ущерб р. Кайгородиха по выпуску N 3 за период с 11.10.2011 по 31.12.2011 по загрязняющему веществу азот аммонийный (расчет вреда, причиненного р.Кайгородиха, л.д. 172-175).
Данный расчет направлен в адрес ЗАО "ФАНКОМ" для добровольной оплаты в течение 30 дней (письмо от 28.04.2012 N 06-03-04/2855) (л.д. 166-167, 168-175, 176-178).
В добровольном порядке ущерб Обществом не возмещен, в связи с чем Департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия состава гражданско-правового нарушения, необходимого для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения ущерба и правильности произведенного истцом расчета.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей ответчика, участвующих в судебном заседании, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
По смыслу ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо доказать противоправность поведения причинителя вреда, вину данного лица, факт и размер причиненных противоправными действиями этого лица убытков, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями причинителя вреда и возникшим вредом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу ст. 77 указанного Федерального закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной обработке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В силу ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды РФ от 13.04.2009 N 87, данная Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
В рамках указанной Методики исчисление размера вреда определяется в каждом конкретном случае при выявлении факта нарушения водного законодательства по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов, с учетом водохозяйственной ситуации природно-климатических условий, длительности и интенсивности воздействия.
Факт причинения ответчиком вреда водному объекту - р. Синячиха вследствие сброса сточных вод с превышением допустимой концентрации вредных веществ, наличие в его действиях противоправности, а также причинно-следственная связь между неправомерными действиями ответчика и причиненным вредом водному объекту подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе актами отбора проб воды от 11.10.2011, от 26.10.2011, от 26.12.2011, протоколами результатов количественного химического анализа от 18.10.2011 N 78, от 15.11.2011 N 81, от 16.01.2012.
Доводы ответчика о том, что истцом не доказано наступление вредных последствий для водного объекта в результате сброса сточных вод с превышением концентраций загрязняющих веществ по отношению к утвержденным нормативам допустимых сбросов и, соответственно, причинение ущерба водному объекту, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку наличие причинно-следственной связи подтверждается актом отбора проб N 80 от 11.10.2011 (л.д. 11-112), протоколом результатов количественного химического анализа от 18.10.2011 N 78 (л.д. 113-114), из которых следует, что производились отборы проб хозбытовых сточных вод, сбрасываемых Обществом с очистных сооружений (выпуск N 1) в р.Синячиха, вод р. Синячиха 500 м выше выпуска N 1, вод р.Синячиха 500 м ниже выпуска N 1. При этом концентрация вредных веществ (в том числе, азота аммонийного (аммоний-ион)) в пробе вод р.Синячиха 500-м ниже выпуска N 1 (проба N 206) составляет 1,4_0,3 и значительно превышает концентрацию вредных веществ в пробе вод р.Синячиха 500 м выше выпуска N 1 (0,56_0,20), что свидетельствует о повышении концентрации вредных веществ в р. Синячиха именно в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод с очистных сооружений, эксплуатируемых ЗАО "ФАНКОМ".
Суд первой инстанции правильно отметил, что превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в сбросах сточных вод в случае, если данные концентрации превышают фоновую концентрацию этих веществ в водном объекте, свидетельствует об ухудшении экологической обстановки в водном объекте и о причинении ущерба водному объекту.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы Общества о том, что Департаментом не доказан факт деградации водного объекта и истощения его природных ресурсов, соответственно, не доказан факт причинения действиями Общества вреда водному объекту, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства. Из содержания положений ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Ухудшение экологической обстановки в водном объекте свидетельствует о деградации естественных экологических систем и истощении природных ресурсов, и соответственно, о причинении вреда водному объекту в результате действий Общества.
Доводов относительно представленного истцом расчета ущерба, причиненного водному объекту р. Синячиха, в размере 960 604 руб. Обществом не заявлено, контррасчета не представлено, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества пояснил, что возражений относительно правильности непосредственно расчета размера ущерба и используемых при расчете показателей у Общества не имеется.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Департаментом доказан факт ухудшения экологической обстановки в водном объекте р. Синячиха (факт причинении ущерба водному объекту р.Синячиха) в результате противоправных действий Общества, выразившихся в сбросе в р.Синячиха сточных вод с превышением концентраций загрязняющих веществ по отношению к утвержденным нормативам допустимых сбросов, а также размер причиненного ущерба р. Синячиха в сумме 960 604 руб., в данной части исковые требования Департамента обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании ст. 46 Бюджетного Кодекса Российской Федерации сумма ущерба обоснованно взыскана в бюджет муниципального образования Алапаевское.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что Департаментом не доказан факт ухудшения экологической обстановки в водном объекте р.Кайгородиха в результате действий Общества, и соответственно, факт причинения Обществом ущерба водному объекту р. Кайгородиха, в размере 1 151 руб.
Как усматривается из содержания акта отбора проб N 80 от 11.10.2011 (л.д. 11-112), протокола результатов количественного химического анализа от 18.10.2011 N 78 (л.д. 113-114) сброс с выпуска N 3 осуществляется Обществом в р. Кайгородиха, при этом ответчиком исследованы только пробы производственных сточных вод, сбрасываемых Обществом с очистных сооружений (выпуск N 3) в р. Кайгородиха (проба N 208), вод р. Кайгородиха 500 м ниже выпуска N 3 (проба N 209). Выше сброса сточных вод в р.Кайгородиха проба не отобрана, каких-либо замеров выше сброса сточных вод в р. Кайгородиха не производилось и таких данных в материалах дела не имеется.
Учитывая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленный Департаментом размер вреда, причиненного р. Кайгородиха в сумме 1 151 руб., не подтвержден надлежащими доказательствами, в удовлетворении заявленных Департаментом требований в данной части следует отказать.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 октября 2012 года по делу N А60-30871/2012 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Заявленные Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу требования удовлетворить частично.
Взыскать с закрытого акционерного общества "ФАНКОМ" в бюджет муниципального образования Алапаевское ущерб в сумме 960 604 (Девятьсот шестьдесят тысяч шестьсот четыре) рубля.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Фанком" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 22 212 (Двадцать две тысячи двести двенадцать) рублей 08 копеек".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30871/2012
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу
Ответчик: ЗАО "Фанком"
Третье лицо: Администрация муниципального образования Алапаевское, Городской округ Алапаевский, Муниципальное образование "Алапаевское"