г. Пермь |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А71-10777/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (ОГРН 1081841001296, ИНН 1835083739): Невоструев А.С., предъявлен паспорт, доверенность от 14.11.2012,
от заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности Устиновского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 октября 2012 года по делу N А71-10777/2012, принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер"
к Отделу надзорной деятельности Устиновского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Устиновского района г.Ижевска Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 07.08.2012 N 04/254-255-256(ПБ) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Общество не согласно с выводом суда первой инстанции о соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности; по мнению Общества, оно не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях, а также о времени и месте рассмотрения административного дела. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Общество ссылается на то, что 03.08.2012 при составлении протоколов об административных правонарушениях присутствовал Тестов Ю.С., действующий на основании доверенности от 10.03.2011, при этом из содержания данной доверенности не следует, что Тестов Ю.С. наделен полномочиями по представлению интересов ООО "УК "АСПЭК-Мастер" в конкретном административном деле, кроме того, срок действия указанной доверенности на момент составления протоколов об административных правонарушениях истек. Общество полагает, что представленное в материалы дела уведомление посредством факсимильной связи не является доказательством надлежащего извещения Общества, так как из представленного административным органом отчета об отправке факса невозможно установить, какой конкретно документ был направлен.
Присутствовавший в судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в дополнениях к апелляционной жалобе.
Административный орган по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 13.06.2012 по 29.06.2012 с целью исполнения сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год, размещенного на сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации на основании распоряжения от 05.06.2012 N 117 (л.д. 60-61) должностным лицом административного органа проведена плановая выездная проверка жилых многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "АСПЭК-Мастер", расположенных по адресам: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ворошилова, 55 корпус 1; ул. Ворошилова, 55 корпус 2; ул. Ворошилова, 55 корпус 3; ул. Ворошилова, 29; ул. Автозаводская, 72.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 29.06.2012 N 117 (л.д. 74-87).
По факту выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях от 03.08.2012 N 04/254 (ПБ), N 04/255 (ПБ), N 04/256 (ПБ) (л.д. 68-73), и вынесено постановление от 07.08.2012 N 04/254-255-256 (ПБ) (л.д. 63-67) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на наличие в действиях Общества состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, а также на отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 и частями 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. ст. 37, 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В п. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности.
Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности в жилых домах, расположенных по адресам: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул.Ворошилова, 55 корпус 1; ул. Ворошилова, 55 корпус 2; ул. Ворошилова, 55 корпус 3; ул. Ворошилова, 29; ул. Автозаводская, 72, находящихся в управлении Общества подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом проверки от 29.06.2012 N 117 (л.д. 74-87), протоколами об административных правонарушениях от 03.08.2012 (л.д. 68-73) и заявителем по существу не оспаривается, что свидетельствует о наличии событий административных правонарушений, предусмотренных ч.1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в совершении административных правонарушений административным органом установлена и в оспариваемом постановлении отражена. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом своевременно предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1,ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Между тем в соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях. В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В п. 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 03.08.2012 при составлении протоколов об административных правонарушениях присутствовал представитель Общества - Тестов Ю.С., действующий на основании доверенности от 10.03.2012 (л.д. 55). Представленная в материалы дела доверенность от 10.03.2012, выданная Тестову Ю.С. не содержит полномочий представителя Общества на рассмотрение конкретного административного дела.
В обоснование надлежащего извещения Общества о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях от 03.08.2012 административный орган ссылается на факт направления уведомления от 02.08.2012 (л.д. 54) по факсу + 7 (3412) 908-505, указанному на сайте Общества в сети Интернет (л.д. 54 оборот, 97)
В материалах дела имеется копия уведомления от 02.08.20012 (л.д. 54), из которого следует, что составление протоколов об административных правонарушениях назначено на 03.08.2012.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, представленный административным органом в подтверждение отправки данного уведомления отчет об отправке факса (л.д. 54 оборот), не свидетельствует о надлежащем извещении Общества о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях от 03.08.2012, поскольку в представленном административным органом отчете об отправке факса указано, что данный отчет направлен лишь 28.09.2012, номер вызываемого факса не указан, не указано кто и когда принял факсимильное сообщение. Имеющаяся на указанном отчете об отправке факса отметка от руки "02.08.2012 16:15 по тел.46-08-90 Киршина" также не подтверждает факт направления уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в адрес Общества, поскольку тел. 46-08-90 принадлежит административному органу.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2012 N 5184/12 указано, что сам по себе отчет об отправке факса, не позволяющий установить, что по факсу в адрес привлекаемого к административной ответственности лица было направлено именно извещение о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях, а также факт его получения, не свидетельствует о надлежащем извещении этого лица.
Иных доказательств надлежащего извещения Общества о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях административным органом в материалы дела не представлено (ст. 65, ч. 4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что протоколы об административных правонарушениях от 03.08.2012 составлены административным органом без участия законного представителя Общества и при отсутствии его надлежащего извещения о времени и месте составления протоколов, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
В п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 октября 2012 года по делу N А71-10777/2012 отменить.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности Устиновского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 07.08.2012 N 04/254-255-256(ПБ) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 (Две тысячи) руб., ошибочно уплаченную по платежному поручению от 02.11.2012 N 1184 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10777/2012
Истец: ООО "Управляющая компания "АСПЭК-Мастер"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности Устиновского района г. Ижевска Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, Управление надзорной деятельности Отдел надзорной деятельности Устиновского района, г. Ижевск