г. Москва |
|
28 декабря 2012 г. |
Дело N А40-71877/12-148-678 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2012 г. по делу N А40-71877/12-148-678, принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
по заявлению ООО "Маке" (ИНН 7709519141, ОГРН 1037789019377, 109004, г.Москва, ул.Станиславского, д.21, стр.3)
к Московской областной таможне (ИНН 7735573025, ОГРН 1107746902251, 124460, г.Москва, Зеленоград, Южная промзона, пр-д 4806, д. 10)
о признании незаконным решения от 05.04.2012 г. N 17-25/12739,
при участии:
от заявителя: |
Толстопят В.А. по доверенности от 10.02.2012 г.; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Маке" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской областной таможни (далее - таможенный орган, ответчик) от 05.04.2012 г. N 12-25/12739 в связи с отказом от возврата излишне уплаченной таможенной пошлины по ДТ N 10130022/170511/0004542, обязании возвратить на расчетный счет Общества сумму излишне уплаченных таможенных платежей в размере 123 541,88 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2012 г. вышеуказанные требования удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта таможенного органа закону, влекущему нарушение прав и охраняемых законом интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку необоснованно обвязывает последнего представить комплект документов, не предусмотренных действующим таможенным законодательством и препятствует праву указанного лица на своевременный возврат суммы излишне уплаченных таможенных платежей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившегося с жалобой лица, принятие оспариваемого решения об отказе в возврате излишне уплаченных платежей носило законный и обоснованный характер, ввиду непредставления Обществом документального подтверждения вышеуказанных обстоятельств. В свою очередь, по представленной заявителем ДТ N 10130022/170511/0004542 льгот по уплате таможенной пошлины заявлено не было, а первоначально определенная декларантом сумма таможенных платежей в полном объеме была уплачена в доход федерального бюджета.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу ответчика в порядке ст.262 АПК РФ заявителем не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, указав на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, доводы апелляционной жалобы, а также заявленные в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие представителя указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 17.05.2012 г. Общество осуществило ввоз на таможенную территорию товар, указав в графе 31 представленной ДТ N 10130022/170511/0004542 следующие сведения: "светильники медицинский мобильные для оснащения операционных залов и отделений интенсивной терапии, предназначенные для использования с лампами накаливания, в разобранном виде", производства Maquet SA, Франция.
В отношении поименованного выше товара в ДТ N 10130022/170511/0004542 льгота по уплате таможенной пошлины не была заявлена, в связи с чем, Общество уплатило таможенную пошлину в бюджет государства в размере 20% от таможенной стоимости товаров: товар N 1 - код ТН ВЭД 9405 10 91 09 в размере 164 722,51 руб., 23.05.2011 г. товар был выпущен таможенным органом для внутреннего потребления на территории РФ.
Установив факт излишней оплаты таможенных пошлин в отношении ранее задекларированного товара, 02.04.2012 г. Общество обратилось в адрес таможенного органа с заявлением о возврате излишне уплаченных на счета таможенного органа таможенных платежей.
По результатам рассмотрения обращения Общества, 05.04.2012 г. таможенным органом было принято решение N 17-25/12739, согласно которому заявление подлежит возврату без рассмотрения по существу ввиду непредставления последним предусмотренных ст.147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) документов, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10130022/170511/0004542.
Считая указанное решение незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, связанной с созданием препятствий по реализации права на возврат излишне уплаченных таможенных платежей Общество обратится в суд с требованием об его оспаривании.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В соответствии со ст.89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно ст.90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В свою очередь, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
Согласно п.1 ст.129 Закона о таможенном регулировании возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
На основании п.1 ст.147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с п.2 ст.147 Закона о таможенном регулировании к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошли, налогов должны прилагаться следующие документы: платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; документы, указанные в п.4 - 7 ст.122 настоящего Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; и иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Согласно п.4 ст.147 Закона о таможенном регулировании при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Функция подтверждения целевого назначения отдельных медицинских товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" возложена на Минздравсоцразвития России.
При этом, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. N 130 в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. N 850 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и установлены ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
К коду ТН ВЭД ТС 940510 910 1 с меньшей ставкой пошлины (ставка таможенной пошлины 5%), относится товар, при подтверждении заявителем его целевого медицинского назначения.
Данная ставка таможенной пошлины - 5% (Таможенный тариф) установлена законодателем с учетом именно целевого назначения и ограниченной сферы применения данного товара.
Документом, подтверждающим факт регистрации изделия медицинского назначения, согласно п.2.1.1 главы 11 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 30.10.2006 г. N 735, является регистрационное удостоверение, которое действительно при условии сохранения в неизменности всех изложенных в нем сведений об изделии медицинского назначения и о лице, на имя которого изделие медицинского назначения зарегистрировано.
Согласно п/п.12 п.4 ст.147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи; если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
К доводу таможенного органа о том, что Обществом к заявлению не приложена КДТ N 10130022/170511/0004542, являющаяся документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов, апелляционная коллегия относится критически по следующим основаниям.
Порядок возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации установлен ст.147 Закона о таможенном регулировании, а вовсе не решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. N 255, как указывает таможенный орган.
Поскольку заявитель представил все необходимые документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренные действующим законодательством для рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей, в том числе приложил платежные документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов, регистрационные удостоверения, сертификаты соответствия, законных оснований для отказа в возврате испрашиваемых платежей, излишне перечисленных в доход бюджета бюджетной системы у ответчика не имелось
В свою очередь, положения ТК ТС и Закона о таможенном регулировании не закрепляют за лицом, подающим заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, обязанность по самостоятельной корректировке сведений в декларации на товары. Кроме того, подобная корректировка также не определена законодателем в качестве документа, обязательного и необходимого для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.
Кроме того, Общество обратилось в адрес таможенного органа с заявлением о возврате денежных средств по форме, утвержденной приказом ГТК РФ от 22.12.2010 г. N 2520 "Об утверждении перечня документов и формы заявления" с соблюдением требований ст.147 Закона N 311-ФЗ, что, вопреки доводам подателя жалобы, позволяло последнему рассмотреть заявление по существу.
В связи с этим, довод таможенного органа о необходимости предварительного обращения с заявлением о внесении изменений в ДТ в таможенные органы для возврата излишне уплаченных платежей, судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании норм таможенного законодательства.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2012 г. по делу N А40-71877/12-148-678 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-71877/2012
Истец: ООО "Маке" (для Борисенко О. В.)
Ответчик: Московская областная таможня