г. Москва |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А40-108797/11-23-912 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Титовой И.А., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалаевым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "СУ-155" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "17" октября 2012 г. по делу N А40-108797/11-23-912, принятое судьей Барановой И.В.,
по иску Правительства Москвы (ОГРН 1027739813507 )
к ЗАО "СУ-155" (ОГРН 1027739218154)
3-и лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Департамент земельных ресурсов по городу Москвы, Департамент имущества города Москвы, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Москве
о расторжении инвестиционного контракта.
при участии в судебном заседании:
от истца: Зубрев С.Ю., по доверенности от 24.05.2012; Васина К.А., по доверенности от 10.05.2012;
от ответчика: Алехин С.И., по доверенности от 22.03.2012;
от 3-х лиц: от Департамента имущества города Москвы - Попова О.Ю. по доверенности от 10.01.2012; от Департамента земельных ресурсов по городу Москве - Токарев С.А, по доверенности от 14.11.2012; от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - неявка, извещено; от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Москве - неявка, извещено
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к ЗАО "СУ-155" о расторжении Инвестиционного контракта (реестровый номер 13-008827-5001-0012-00001-03) на реализацию инвестиционного проекта по комплексной реконструкции квартала 18 района Котловка.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17 октября 2012 года по делу N А40-108797/11-23-912 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "СУ-155" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, считает решение суда незаконным и необоснованным. Просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда законным и обоснованным. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители 3-х лиц - Департамента имущества города Москвы, Департамента земельных ресурсов по городу Москве поддержали позицию истца. Просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Москве в судебное заседание апелляционного суда не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон, 3-х лиц, и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании протокола заседания Городской конкурсной комиссии по инвестированию строительства и реконструкции жилых объектов от 30 октября 2001 года N 18-05/1-122 между Правительством Москвы и ЗАО "СУ-155" заключен Инвестиционный контракт от 25.12.2001 г. (реестровый номер 13-008827-5001-0012-00001-03) на реализацию инвестиционного проекта по комплексной реконструкции квартала 18 района Котловка, согласно условиям которого инвестор принял на себя обязательства за счёт собственных или привлеченных инвестиций произвести снос существующих строений, проектирование и строительство: жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями общей площадью 137,5 тыс. кв.м., в том числе: общей жилой площадью 132,8 тыс. кв.м., общей жилой площадью 4,7 тыс. кв.м.; подземных гаражей на 675 машино-мест. Перечень объектов, стоящихся в рамках настоящего Контракта, определяется сторонами Дополнительными соглашениями, подписываемыми после разработки проектно-сметной документации на объекты. Общий срок реализации инвестиционного проекта - 74 месяца.
В соответствии с пунктом 3.1 Инвестиционного контракта, Правительству Москвы в лице Департамента имущества города Москвы после ввода объекта в эксплуатацию передаётся 43 % общей жилой площади и 40 % общей нежилой площади недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 4 Инвестиционного контракта, инвестор принял на себя обязательство реализовать инвестиционный проект в три этапа в сроки, установленные инвестиционным контрактом.
В соответствии с пунктом 4.1 (первый этап) инвестиционного контракта, инвестор обязан обеспечить оформление краткосрочных договоров аренды земли и строений в установленном порядке в соответствии с условиями инвестиционного контракта; осуществить подготовку строительной площадки: отселение жителей, вывод пользователей (арендаторов) и собственников (для первой очереди строительства); обеспечить разработку, согласование и утверждение предпроектной и проектно-сметной документации; заключить договор страхования ответственности; получить разрешение на строительство. Начало этапа - дата подписания инвестиционного контракта. Окончание этапа - дата оформления разрешения на производство строительных работ. Продолжительность этапа - не более 12 месяцев с даты подписания инвестиционного контракта.
В силу пункта 4.2 (второй этап) инвестиционного контракта инвестор обязан обеспечить производство строительных и иных работ, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию. Начало этапа - получение разрешения на производство строительных работ. Окончание этапа - дата утверждения акта приемочной комиссией по приемке объектов в эксплуатацию, но не позднее срока, указанного в п. 2.2 инвестиционного контракта, т.е. не позднее 25.02.2008 года.
Суд первой инстанции, установив, что ответчиком объекты реконструкции квартала 18 Котловка в эксплуатацию не сданы, объекты недвижимости в соответствии с пунктом 3.1 инвестиционного контракта в собственность города Москвы не переданы, пришел к выводу о состоятельности исковых требований и удовлетворил иск Правительства Москвы.
Апелляционная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласна.
Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 11.07.2011 г. N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", разъяснил, что при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Кодекса.
Между тем, в обжалуемом решении судом первой инстанции правовая природа спорного контракта не определена.
По мнению апелляционной инстанции, из анализа условий инвестиционного контракта вытекает, что он по своей правовой природе является договором простого товарищества.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Москвы от 18.12.2001 г. N 1161-ПП "О комплексной реконструкции квартала 18 района Котловка (Юго-Западный административный округ) Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы совместно с Префектурой Юго-Западного административного округа было предписано произвести отселение жителей из домов, подлежащих сносу.
В п. 2.3 спорного контракта предусмотрено, что предоставление площади под переселение жителей и вывод арендаторов и пользователей нежилых зданий (при их наличии) в сроки, согласованные с Инвестором, осуществляет город.
Согласно п. 5.1.7 Администрация обязалась обеспечить отселение жителей из сносимых домов (Приложение N 1) вывод арендаторов и пользователей из объекта (приложение N 2) и освобождение незаконно занимаемых юридическими и физическими лицами зданий, строений, помещений и земельных участков.
При этом п. 5.1.4 контракта установлены обязательства Администрации по оказанию Инвестору необходимого содействия в реализации проекта по вопросам, входящим в компетенцию Администрации, в том числе обеспечению подготовки и принятия распорядительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта.
Пунктом 5.2.15 контракта предусмотрено, что Инвестор в 2002 году передает в собственность города Москвы в лице Департамента муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы 5 000 кв.м. общей жилой площади для переселения жителей из домов, подлежащих сносу в счет доли города в жилых домах, строящихся в рамках реализации комплексной реконструкции квартала 18 района Котловка.
Материалами дела усматривается, что согласно Акту о результатах реализации инвестиционного контракта ответчиком переданы истцу жилые площади в размере 7 543,3 кв.м.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон, договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Доказательства исполнения истцом п.п. 2.3, 5.1.7 инвестиционного контракта материалами дела не усматривается.
В соответствии со статьей 8 спорного контракта контракт действует в течение всего периода выполнения обязательств.
Абзацем 2 пункта 5.1.7 установлено, что в случае несоблюдения Администрацией обязательств по п. 5.1 срок реализации этапов (статья 4) соразмерно изменяются.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция полагает, что исковые требования Правительства Москвы удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п.2 ст. 269 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "17" октября 2012 г. по делу N А40-108797/11-23-912 отменить. В удовлетворении иска отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течении двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108797/2011
Истец: Правительство г. Москвы, Правительство города Москвы
Ответчик: ЗАО "СУ-155"
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, ТУ ФАУГИ по г. Москве,, ФАУГИ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом