г. Самара |
|
28 декабря 2012 г. |
Дело N А65-19695/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "СК "Сфера-трейдинг" - извещен, не явился;
от Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан в Авиастроительном районе г. Казани - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "СК "Сфера-трейдинг"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2012 года по делу N А65-19695/2012 (судья Галиуллин Э.Р.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СК "Сфера-трейдинг", (ОГРН 1061684100390), Республика Татарстан, Тюлячинский район, с.Тюлячи,
к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан в Авиастроительном районе г.Казани, г.Казань,
об оспаривании Постановления N 282/12 от 11.07.2012 г., вынесенного УФМС России по Республике Татарстан в Авиастроительном районе г. Казани, г.Казань,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СК "Сфера-трейдинг", Тюлячинский район, с.Тюлячи (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по РТ в Авиастроительном районе г.Казани, г.Казань (далее - ответчик) об оспаривании Постановления N 282/12 от 11.07.2012 г., вынесенного УФМС России по РТ в Авиастроительном районе г.Казани, г.Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество с ограниченной ответственностью "СК "Сфера-трейдинг" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что ранее в Правилах выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681) в пункте 15 содержалось условие, что работодатель может использовать иностранных работников только по профессиям, которые указаны в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. Однако он распространялся только на случаи привлечения визовых иностранцев. Для безвизовых иностранцев такого правила не установлено, то привлечение их к трудовой деятельности по иной профессии, чем указанная в разрешении на работу, не образует состав административного правонарушения.
По мнению подателя жалобы, ООО "СК "Сфера-трейдинг" имело право принимать оказанные гражданином Азербайджана Алиевым Халидом Гардашхан оглы услуги, который имеет разрешение на работу 16 N 120032617 от 27.01.2012 г., сроком действия до 31.01.2013 года.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе совместной проверки УФМС России по РТ с Прокуратурой Республики Татарстан, проведенной 06.06.2012 г. с целью выявления факта соблюдения иностранными гражданами и работодателями законодательства Российской Федерации в сфере миграции, было установлено, что на строительном объекте "Торговый комплекс "Магнит", расположенном возле дома N 8 по ул. Ленинградская г. Казань, осуществляет трудовую деятельность в качестве бригадира гражданин Азербайджана - Алиев Халид Гардашхан оглы, 10.12.1980 г.р. согласно договора бригадного подряда N 8 от 10.05.2012 г. с ООО "Сфера-трейдинг", имея разрешение на работу 16 N 120032617 от 27.01.2012 г., сроком действия до 31.01.2013 г., на вид деятельности "повар". Работая бригадиром, Алиев Х.Ш. собирал людей для работы и предоставлял работу на стройке возле дома N 8 по ул. Айдарова торгового комплекса "Магнит" по ул. Ленинградской, не имея соответствующего разрешения на работу бригадиром.
По результатам проверки Прокуратурой 06.07.2012 г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, административным органом на основании материалов об административном правонарушении 11.07.2012 г. вынесено постановление N 282/12 о назначении административного наказания по ч. 1 ст.18.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 руб.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного постановления о привлечении к административной ответственности незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ч.1 ст.18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых работодателем или заказчиком работ (услуг) не соблюдаются установленные ограничения для иностранных граждан на осуществление отдельных видов деятельности.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или права иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Проверкой установлено, что гражданин Азербайджана Алиев Халид Гардашхан оглы, 10.12.1980 г.р. допущен к работе в качестве бригадира ООО "СК "Сфера-трейдинг" согласно договора бригадного подряда N 8 от 10.05.2012 г.
Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 892 "Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2012 год", распределение определенной на 2012 год потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам, а именно потребность в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, занятых на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, ограничена квотой - 531320 человек.
В соответствии с Приложением N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2011 г. N 1434н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2012 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу" распределение по субъектам Российской Федерации (в частности по Республике Татарстан) на 2012 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу по профессиям, специальностям и квалификациям иностранных работников ограничено 26482 иностранными гражданами. Из них, квота для выдачи разрешений на работу иностранным гражданам на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, составляет-15753 человек.
Согласно п. 2. Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации" определение исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются с участием заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основании предложений работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - работодатели), привлекающих в целях осуществления трудовой деятельности иностранных граждан.
Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.
В соответствии с п. 3. Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 783, определенная исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребность в привлечении иностранных работников используется федеральными органами исполнительной власти для определения в целом по Российской Федерации:
потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам;
квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
Подобные ограничения устанавливаются по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой с целью поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.
В связи с этим УФМС России по Республике Татарстан выдает разрешение на въезд для осуществления трудовой деятельности и разрешения на работу в рамках утвержденных квот, а в самом разрешении четко указывается, какой вид деятельности вправе осуществлять иностранный гражданин.
Согласно п. 33 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 783, в случае, если в течение года, на который утверждены квоты, у работодателей возникает необходимость в дополнительном привлечении иностранных работников сверх заявленной ими потребности либо если о возникшей потребности в привлечении иностранных работников заявили работодатели, не представлявшие в установленном настоящими Правилами порядке заявку, а также в случае, если возникает необходимость уменьшения количества привлекаемых иностранных работников в связи с ситуацией на рынке труда, размер определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размер утвержденных на текущий год квот может быть увеличен или уменьшен, а распределение определенной на текущий год потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам может быть скорректировано.
Согласно пункта 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
Таким образом, субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 18.17, может быть любой работодатель или заказчик работы (услуг), который привлекает иностранных граждан на работу без соответствующего разрешения, для осуществления видов деятельности, которые распределяются согласно квоте, утвержденной Постановлением Правительства РФ.
Каких либо нарушений административного законодательства, влекущих недействительность и незаконность материалов административного дела, а равно оспариваемого постановления, выявлено не было.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоПАП РФ не имеется.
Доводы подателя жалобы апелляционный суд считает несостоятельными, поскольку в действиях Общества имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ - несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, поскольку Общество привлекло к трудовой деятельности иностранного гражданина не имеющего разрешения на осуществление строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику - постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2009 по делу N А56-14212/2009, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 по делу N А42-2521/2008, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 июня 2009 г. N АЗЗ-490/09-Ф02-2418/09, не может быть принята во внимание, поскольку в указанных судебных актах рассматривалась законность привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а не ст. 18.17, как в настоящем деле, то есть рассматривался иной состав правонарушения.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2012 года по делу N А65-19695/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19695/2012
Истец: ООО СК "Сфера-трейдинг", г. Казань, ООО СК "Сфера-трейдинг", Тюлячинский район, с. Тюлячи
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы России по РТ в Авиастроительном районе г. Казани, г. Казань