город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2012 г. |
дело N А32-1849/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от закрытого акционерного общества "Телеком Евразия" - представитель - Власов Денис Владимирович, доверенность от 01.03.2012 г.,
от Управления Росфиннадзора в Краснодарском крае поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2012 по делу N А32-1849/2012
принятое в составе судьи Орловой А.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Телеком Евразия"
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
о признании незаконными бездействий
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Телеком Евразия" (в настоящее время - ЗАО "Телеком Евразия") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Краснодарскому краю (далее - Управление Росфиннадзора по Краснодарскому краю) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприменении обратной силы закона по делам об административном правонарушении N N 04-05/11-622, 04-05/11-621, 04-05/11-620, 04-05/11617, 04-05/11-619, 04-05/11-616, 04-05/11-618; об обязании уменьшить административный штраф по делам N,N 04-05/11-622, 04-05/11-621, 04-05/11-620, 04-05/11-617, 04-05/11-619, 04-05/11-616, 04-05/11-61 8 до минимального размера штрафа, предусмотренного ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 16.11.2011 г. N 311-ФЗ за соответствующее нарушение.
Решением суда от 17.08.2012 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что управление не исполнило обязанности по пересмотру неисполненных постановлений о назначении административного наказания в сторону уменьшения штрафа.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росфиннадзора по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 17.08.2012 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что не вправе применять обратную силу закона применительно к постановлениям, обжалованным в судебном порядке. Применение ст. 1.7 КоАП РФ относится к компетенции суда.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлениями Управления Росфиннадзора по Краснодарскому краю N N 04-05/11-622, 04-05/11-621, 04-05/11-620, 04-05/11617, 04-05/11-619, 04-05/11-616, 04-05/11-618 общество "Телеком Евразия" привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.
ЗАО "Телеком Евразия" 13.12.2011 г. обратилось в управление с заявлением о применении обратной силы закона в отношении указанных постановлений в связи с изменением размера ответственности.
Отказ управления послужил основанием для обращения общества в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, действия управления могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данных действий закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу судебная коллегия находит доказанным.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемых постановлений) установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Сумма штрафной санкции указанной нормы предусмотрена - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Постановлениями управления N N 04-05/11-622, 04-05/11-621, 04-05/11-620, 04-05/11617, 04-05/11-619, 04-05/11-616, 04-05/11-618 общество "Телеком Евразия" привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ с наказания в виде штрафа в размере от 40 000 до 50 000 рублей (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 г. N 174-ФЗ).
Вместе с тем, Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 311-ФЗ), вступившим в законную силу 28.11.2011 г., изменена редакция части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, из нее выделены три самостоятельных состава административных правонарушений с одинаковой диспозицией "нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций", но с дифференциацией санкции в зависимости от длительности просрочки: нарушение сроков не более чем на 10 дней (часть 6.1) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5000 до 15 000 рублей; нарушение сроков более чем на 10 дней, но не свыше 30 дней (часть 6.2) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей; нарушение сроков более чем на 30 дней (часть 6.3) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела просрочка предоставления заявителем справок о подтверждающих документах составила от трех до двенадцати дней. Указанные фактические обстоятельства установлены административным органом, заявителем не оспариваются.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Аналогичная позиция изложена в абзаце 1 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Поскольку Закон N 311-ФЗ улучшил положение ЗАО "Телеком Евразия", постановления управления не исполнены, следовательно, основания для неприменения управлением по заявлению общества положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ у Управление Росфиннадзора по Краснодарскому краю отсутствовали.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управление не вправе применять обратную силу закона в отношении спорных постановлений, поскольку они обжалованным в судебном порядке, не принимается судебной коллегией.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что реализация положений данной нормы об обратной силе закона в случае изменения размера штрафа в сторону уменьшения осуществляется применительно к пункту 2 статьи 31.7 КоАП Российской Федерации путем прекращения исполнения постановления в части.
Указанный вывод суда соответствует позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 года N 10708/10 и от 5 июля 2011 N 2174/11.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2012 по делу N А32-1849/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л. А. Захарова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1849/2012
Истец: ЗАО "Телеком Евразия", ООО "Телеком Евразия"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КК