г. Саратов |
|
28 декабря 2012 г. |
Дело N А57-12099/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления администрации Ровенского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401987260 ИНН 6428004603 р.п. Ровное Саратовская область)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 27.09.2012 по делу N А57-12099/2012 (судья Калинина А.В.)
по заявлению Конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Ровенского районного производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Синяева Ивана Владимировича (г. Саратов)
к Финансовому управлению администрации Ровенского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401987260 ИНН 6428004603 р.п. Ровное Саратовская область),
администрации Ровенского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1066449001288 ИНН 6428001338 р.п. Ровное Саратовская область)
о признании незаконным бездействия Финансового управления Ровенской районной администрации, выразившегося в непринятии мер по своевременному исполнению решения арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010 по делу N А57-22364/2009, в период с 20.12.2011 по 13.04.2012,
при участии в судебном заседании:
от Финансового управления администрации Ровенского муниципального района Саратовской области - Курмангалиев А.Д. по доверенности от 24.08.2012 N 165,
от Конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Ровенского районного производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Синяева Ивана Владимировича - Тураева Е.А. по доверенности от 01.03.2012,
в отсутствие представителя администрации Ровенского муниципального района Саратовской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия Ровенское районное производственное объединение жилищно - коммунального хозяйства Синяев Иван Владимирович (далее - конкурсный управляющий) обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Ровенской районной администрации, выразившегося в непринятии мер по своевременному исполнению решения арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010 по делу N А57-22364/2009. ( Дело NА57-12099/2012).
Конкурсный управляющий обратился с заявлением о признании незаконным действия Финансового управлении Администрации Ровенского муниципального района Саратовской области (далее - Финансовое управление), выразившегося в возвращении без исполнения исполнительного листа. (Дело N А57-12136/2012).
Судом первой инстанции дела N А57-12099/2012 и N А57-12136/2012 объединены в одно производство с присвоением делу N А57-12099/2012.
Конкурсный управляющий в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным бездействие Финансового управления, выразившееся в непринятии мер по своевременному исполнению решения арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010 по делу N А57-22364/2009 в период с 20.12.2011 по 13.04.2012, о признании незаконным совершенного Финансовым управлением 13.04.2012 возврата без исполнения исполнительного листа серии АС N 001913665, выданного на основании решения арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010 по делу N А57-22364/2009 от остальных требований отказался. Судом данные уточнения были приняты.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 27.09.2012 удовлетворены требования конкурсного управляющего.
Судом признано незаконным бездействие Финансового управления, выразившееся в непринятии мер по своевременному исполнению решения арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010 по делу N А57-22364/2009, в период с 20.12.2011 по 13.04.2012.
Также судом признан незаконным совершенный Финансовым управлением 13.04.2012 возврат без исполнения исполнительного листа серии АС N 001913665, выданного на основании решения арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010 по делу N А57-22364/2009.
В остальной части дело производством прекращено.
Финансовое управление не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителя администрации Ровенского муниципального района Саратовской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей Финансового управления и конкурсного управляющего, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010 по делу N А57-22364/09 постановлено взыскать с Ровенского муниципального района Саратовской области в лице Финансового управления за счет средств казны в пользу МУП "Районное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" в порядке субсидиарной ответственности задолженность, включающую в себя требования кредиторов в размере 10 472 738 руб. 94 коп., проценты, начисленные в соответствии со статьей 95, 126 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в размере 2 224 094 руб. 14 коп.
На основании данного решения арбитражным судом Саратовской области 18.03.2011 выдан исполнительный лист серии АС N 001913665.
18.03.2011 арбитражным судом Саратовской области выдан исполнительный лист серии АС N 001913665, согласно которому должником указан Ровенский муниципальный район Саратовской области в лице Финансового управления.
29.03.2011 исполнительный лист направлен в адрес Финансового управления и получен им 04.04.2011, о чем имеется отметка на почтовом уведомлении.
26.05.2011 Финансовое управление обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по делу N А57-22364/2009.
Определением арбитражного суда Саратовской области ответчику предоставлена отсрочка до 01.09.2011. С повторным заявлением об отсрочке исполнения судебного акта Финансовое управление не обращалось.
Письмом от 12.10.2011 исполнительный лист отозван из Финансового управления для его предъявления в Отдел ФССП по Ровенскому району Саратовской области, а затем в Управление Федерального казначейства по Саратовской области по месту открытия лицевых счетов должника.
15.12.2011 исполнительный лист по делу А57-22364/2009 серии АС N 001913665 повторно направлен в адрес Финансового управления, который получен им 20.12.2011, о чем имеется отметка на почтовом уведомлении. Данный факт не оспаривался сторонами.
23.04.2012 Финансовое управление возвратило без исполнения исполнительный лист серии АС N 001913665 по делу N А57-22364/2009.
03.09.2012 исполнительный лист поступил на исполнение в Финансовое управление, что подтверждено письмом-уведомлением Филиала ФГУП "Почта России" Энгельсский почтамт от 11.09.2012 за N 55.49.11.22/3040/450.
МУП Ровенское РПО ЖКХ, полагая, что действия Финансового управления по неисполнению решения арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010 по делу N А57-22364/2009 в период с 20.12.2011 по 23.04.2012, а также по возвращению 23.04.2012 без исполнения исполнительного листа серии АС N 001913665, выданного 18.03.2011 арбитражным судом Саратовской области по делу N57-22364/2009, являются незаконными, обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что исполнительный лист в данном случае подлежал направлению для исполнения в Финансовое управление, которое обязано было исполнить исполнительный лист серии АС N 001913665 в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном названным Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
В соответствии с частью 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
На основании части 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса
В соответствии с частью 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно части 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
В соответствии с частью 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно пункту 2 данного Постановления при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения (далее - учреждение) в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
В соответствии с частью 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).
В соответствии с частью 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласно части 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
С учетом вышеизложенного, порядок исполнения, установленный статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применим только в случаях, когда взыскание осуществляется непосредственно с бюджетного учреждения как самостоятельного юридического лица за счет средств, выделенных ему по смете, а также в случае (пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ) взыскания в порядке субсидиарной ответственности с вышестоящего главного распорядителя по обязательствам подчиненного бюджетного учреждения.
Согласно решению арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010 задолженность, включающая в себя требования кредиторов в размере 10 472 738 руб. 94 коп., проценты, начисленные в соответствии со статьей 95, 126 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в размере 2 224 094 руб. 14 коп. взыскана с Ровенского муниципального района Саратовской области, в лице Финансового управления Ровенской районной администрации Ровенского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Ровенского муниципального района Саратовской области в пользу МУП "Районное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" в порядке субсидиарной ответственности, т. е. должником является публично-правовое образование. При этом, данным судебным актом обязанность какого-либо бюджетного учреждения, по долгам которого на публично-правовое образование возлагалась бы субсидиарная ответственность, не установлена.
Так как исполнительный лист серии АС N 001913665, выданный арбитражным судом Саратовской области 18.03.2011 по делу N А57-22364/09, предусматривает взыскание денежных средств за счет казны муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области, обязанным лицом по долгу является Ровенский муниципальный район в лице его финансового управления Ровенской районной администрации Ровенского муниципального района Саратовской области, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исполнение исполнительного документа следует производить в порядке, предусмотренном статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный лист в данном случае подлежал направлению для исполнения в Финансовое управление.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод Финансового управления, что в бюджете района не заложены средства на исполнение судебного акта, так как данное обстоятельство не может служить основанием для его неисполнения в силу пункта 5 статьи 242.2 БК РФ. Доказательства невозможности исполнения вышеуказанного исполнительного листа первым Финансовым управлением не были представлены.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Финансовое управление обязано было исполнить исполнительный лист серии АС N 001913665 в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 27 сентября 2012 года по делу N А57-12099/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12099/2012
Истец: Конкурсный управляющий МУП "Ровенское райооное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Синяев И. В.
Ответчик: Финансовое управление Администрации Ровенского муниципального района
Третье лицо: Администрация Ровенского муниципального района Саратовской области, Следователь СЧ ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области Мирсалимова Н. В., СЧ ГСУ МВД России по Саратовской области