г. Томск |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А27-14532/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губиной Ю.В.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-механический завод", г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 22 октября 2012 года по делу N А27-14532/2012 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-механический завод", (ОГРН 1074218002165, ИНН 4218102921) г. Кемерово
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово
о признании незаконными решений N 46н/с от 17.05.2012 г., N 03-07/07-9641 от 08.06.2012 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-механический завод" (далее - ООО "Ремонтно-механический завод", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения N 46н/с от 17.05.2012 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, заинтересованное лицо) о привлечении ООО "Ремонтно-механический завод" к ответственности за неполную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа 380,90 руб., а также возложении обязанности по уплате пени в размере 1688,55 руб. и страховых взносов в размере 1904,52 руб.; решения N 03-07/07-9641 от 08.06.2012 г. Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об оставлении в силе решения N 46н/с от 17.05.2012 г.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) N 46 н/с от 17.05.2012 г. в части привлечения страхователя к ответственности в связи с неполной уплатой страховых взносов в результате занижения установленной базы для перечисления страховых взносов в виде взыскания штрафа, в части, превышающей размер штрафа в сумме 100 (сто) руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения N 46нс от 17.05.2012 года Филиала ГК КРО ФСС РФ о привлечении Общества к ответственности за неполную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа 280,90 рублей, а также доначисления пени в размере 1288, 55 рублей и недоимки в размере 1904,52 рублей и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оплата дополнительных дней работнику, имеющему детей-инвалидов не должна облагаться страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи со следующим; оплату дополнительных выходных дней работникам, имеющих детей-инвалидов, работодатель производит в силу прямого указания закона, не зависимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре или соглашении; эти выплаты носят характер государственной поддержки тем работающим гражданам, которые имеют на попечении детей - инвалидов; оплата соответствующих дней родителям детей-инвалидов не только не подпадает под вознаграждения, выплачиваемые в связи с выполнением работником своих трудовых обязанностей, но и отвечает понятию государственного пособия, установленного законодательством Российской Федерации (Трудовым кодексом), которые не подлежат обложению страховыми взносами.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу в нарушение статьи 262 АПК РФ не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, Общество обжалует решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения N 46нс от 17.05.2012 года Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово (филиал N 11) "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" в части предложения уплатить недоимку в размере 1 904,52 руб. и пени в размере 1 688,55 руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в связи с неполной уплатой страховых взносов в виде штрафа в размере 280,90 руб.
Учитывая отсутствие возражений Фонда, в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда проверена апелляционным судом только в части, обжалуемой заявителем.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 05.04.2012 г. по 11.04.2012 г. ГУ КРОФСС (филиал N 11) на основании решения от 05.04.2012 г. N 32 н/с, проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г. в отношении ООО "Ремонтно-механический завод".
В ходе проверки выявлено, что страхователем не включены в облагаемую базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оплату дополнительных дней предоставленных работникам предприятия в 2011 г. для ухода за детьми-инвалидами.
Результаты проверки отражены в акте документальной выездной проверки от 13.04.2012 г. N 32 н/с.
По результатам проверки вынесено решение от 17.05.2012 г N 46 н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
В соответствии с указанным решением Общество привлечено к ответственности к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в связи с неполной уплатой страховых взносов в виде штрафа в размере 280,90 руб.
Кроме того, страхователю предложено перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 1904,52 руб., пени в сумме 1688,55 руб.
Заявитель обжаловал указанное решение в Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Решением N 03-07/07-9641 от 08.06.2012 г. ГУ КРОФСС оставило в силе решение N 46 н/с от 17.05.2012 г. филиала N 11 ГУ КРОФСС.
Полагая указанные решения Фонда незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворяя заявленных Обществом требований, исходил из наличия у ГУ КРО ФСС РФ законных оснований для начисления страховых взносов, пени, привлечения Общества к ответственности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 01.07.1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу положений статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ Общество относится к категории страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Как было указано выше, основанием для привлечения общества к ответственности, начисления страховых взносов и пени послужили выводы Фонда социального страхования о том, что обществом, в нарушение Закона N 212-ФЗ и Закона N 125-ФЗ при определении базы для начисления страховых взносов исключены выплаты, производимые работодателем своим работникам в рамках трудовых отношений, а именно: сумма среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса РФ.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В соответствии с частью 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных актов Российской Федерации и в связи с принятием Федерального закона "о страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", с 01.01.2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об основах обязательного социального страхования", обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Пунктом 1 статьи 217 Кодекса определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 года N 1798/10 по делу N А71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а так же пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом имеет характер государственной поддержки не не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, в силу Закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафов.
С учетом изложенного суд первой инстанции, принимая решение в обжалуемой части пришел к ошибочному выводу о наличии у ГУ КРОФСС законных оснований для начисления страховых взносов, пени, привлечения ООО "Ремонтно-механический завод" к ответственности в соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, начисления недоимки и пени в указанном размере.
Таким образом, довод заинтересованного лица о том, что Общество не облагало страховыми взносами спорные выплаты, не учитывало указанные суммы при определении базы для исчисления взносов, не отражало их в сведениях, представляемых в Фонд, не правомерен, поскольку данные выплаты имеют характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
С учетом этого, оспариваемое решение в части начисления страховых взносов на суммы оплаты работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, начисления пени и привлечение к ответственности за неполную уплату страховых взносов, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Следовательно, заявление Общества в указанной части подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, Арбитражным судом Кемеровской области решение в части отказа в удовлетворении заявления Общества о признании недействительным решения от 17.05.2012 года Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово (филиал N 11) "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" в части предложения уплатить недоимку в размере 1 904,52 руб. и пени в размере 1 688,55 руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в связи с неполной уплатой страховых взносов в виде штрафа в размере 280,90 руб,. принято при неправильном применении норм материального права, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, имеются основания для отмены решения суда в данной части, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении требований Общества в данной части.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 октября 2012 года по делу N А27-14532/2012 в обжалуемой части отменить, принять в данной части новый судебный акт.
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-механический завод" удовлетворить.
Признать недействительным решение N 46нс от 17.05.2012 года Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово (филиал N 11) "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" в части предложения уплатить недоимку в размере 1 904,52 руб. и пени в размере 1 688,55 руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в связи с неполной уплатой страховых взносов в виде штрафа в размере 280,90 руб.
Обязать Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово (филиал N 11) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-механический завод".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14532/2012
Истец: ООО "Ремонтно-механический завод"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации