город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2012 г. |
дело N А32-26584/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Захаровой Л.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ачарян К.А.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Муниципального бюджетного дошкольного учреждения муниципального образования город Краснодар "Центр развития ребенка - детский сад N 121"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2012
по делу N А32-26584/2012
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном внутригородском округе города Краснодара
к заинтересованному лицу - Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению муниципального образования город Краснодар "Центр развития ребенка - детский сад N 121"
о взыскании 48 584 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению муниципального образования город Краснодар "Цент развития ребенка - детский сад N 121" (далее - учреждение) о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 48 584 руб.
Решением суда от 11.10.2012 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается правомерность привлечения учреждения к ответственности в сумме 48584,00 руб. по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение в соответствии с гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу изменить в части размера взыскиваемого штрафа и уменьшить его в 10 раз. Жалоба мотивирована тем, что учреждение финансируется за счет средств муниципального бюджета, меры дисциплинарного взыскания к бывшему сотруднику учреждения применены.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальным препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, учреждение является юридическим лицом, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, от 10.08.2012 N 5724 и осуществляет деятельность на основании Устава учреждения.
Как следует из имеющихся в материалах дела протокола приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 11.05.2012 N 2571/1509936 и описи сведений, передаваемых страхователем в ПФР, а также не оспаривается учреждением, индивидуальные сведения в систему персонифицированного учета за период с 01.04.2011 по 30.06.2011 были представлены в управление 18.04.2012.
По данному факту, свидетельствующему о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, управлением был составлен соответствующий акт от 14.05.2012 N 144.
Отметкой в указанном акте управление пенсионного фонда также уведомило страхователя о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки управлением в присутствии представителя учреждения по доверенности Пилипенко Н.Н., принято решение от 01.06.2012 N 144 о привлечении лица к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за несвоевременное представление в Пенсионный фонд сведений за второй квартал 2011 года, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа размере 10 %, причитающихся за 2 квартал 2011 года, в сумме 48 584,00 руб., копия решения получена нарочно.
Решение не обжаловалось страхователем в установленном действующим законодательством порядке.
Требованием N 144 от 18.06.2012 учреждению предложено в добровольном порядке уплатить сумму штрафа в срок до 02.07.2012 (л.д. 27). Общая сумма начисленных страховых вносов за 2 квартал 2011 составила 485 840 рублей (421014 руб. - на страховую часть трудовой пенсии, 64826 руб. - на накопительную часть трудовой пенсии, сумма штрафа составляет 48 584 руб.).
В связи с неуплатой учреждением суммы финансовых санкций в добровольном порядке управление обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим требованием.
На основании статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователь - организация обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" закреплено, что данные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом РФ.
Согласно норме абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Материалами дела подтверждается и страхователем не опровергается, что при установленном законом сроке до 15.08.2011 г. сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за второй квартал 2011 г., направлены учреждением в Пенсионный фонд лишь 18.04.2012.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Согласно частям 4, 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2).
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (часть 3).
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (часть 4).
Таким образом, статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ лицу, привлекаемому к ответственности, предусмотрен ряд гарантий права на защиту (обязательное извещение о времени и месте рассмотрения дела, право представлять возражения и объяснения).
Проверив процедуру привлечения учреждения к ответственности, суд апелляционной инстанции не установил нарушений, допущенных управлением.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования управления.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Из ч. 4 ст. 44 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства, определяющим ответственность страховщика, предоставлено судам первой и апелляционной инстанций.
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, смягчающих ответственность. При определении размера штрафа с целью персонификации ответственности суд учел в том числе, значительный период просрочки представления необходимых сведений. Статус учреждения, а также финансирование за счет средств муниципального бюджета, самостоятельное выявление ошибки с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела не могут быть признаны смягчающими ответственность обстоятельствами.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены решения суда первой инстанции, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2012 по делу N А32-26584/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26584/2012
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном внутригородском округе города Краснодара, УПФ РФ (ГУ) в Центральном внутригородском округе г. Краснодара
Ответчик: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр развития ребенка - детский сад N 121"
Третье лицо: МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад N121