г. Чита |
|
9 января 2013 г. |
Дело N А19-15785/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 января 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Центр управления проектом "Восточная Сибирь-Тихий Океан" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2012 года по делу N А19-15785/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Центр управления проектом "Восточная Сибирь-Тихий Океан" к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 8) о признании незаконным бездействия по изменению размера страховых взносов (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.),
при участии в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи:
от фонда социального страхования - Ашуткиной Н.В., представителя по доверенности от 30.12.2011 N 173, личность и полномочия которой установлены судьей Арбитражного суда Иркутской области Ермаковой Е.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сыроватской Л.А.,
в отсутствие представителя заявителя,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр управления проектом "Восточная Сибирь-Тихий океан" (ОГРН 1053801124519, ИНН 3801079270, место нахождения: Иркутская область, г.Ангарск, ул. Горького, 2Б; далее- ООО "ЦУП ВСТО", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 8) (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35; далее - Фонд) о признании незаконным бездействия по изменению размера страховых взносов от несчастных случаев на производстве с 0,9 процента (тариф по коду 45.21 ОКВЭД) на 0,2 процента (тариф по коду 74.20.11 ОКВЭД) и обязании ответчика устранить нарушения закона путем установления ООО "ЦУП ВСТО" размера страховых взносов 0,2 процента в 2012 году.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия Фонда по изменению обществу размера страховых взносов от несчастных случаев на производстве с 0,9 на 0,2 процента.
Суд посчитал, что действующее правовое регулирование не предполагает у Фонда, как у страховщика, наличия обязанности проведения проверки заявленных страхователем сведений, представляемых в территориальный орган для подтверждения основного вида экономической деятельности, который определяется страхователем самостоятельно. Общество при обращении на протяжении 2005-2011 годов с заявлениями о подтверждении основного вида экономической деятельности в качестве основного вида деятельности указывало "производство общестроительных работ - код ОКВЭД 45.21", у фонда отсутствовали основания для установления размера страховых взносов на основании иного кода ОКВЭД. Фонд не является органом, уполномоченным на классификацию и кодирование видов экономической деятельности, данными полномочиями наделены органы РОССТАТа.
Судом отклонен довод заявителя о возникновении у Фонда обязанности произвести изменение тарифа на основании заявления общества об уточнении кода ОКВЭД от 28.06.2012, поскольку возможность такого уточнения законодательством не предусмотрена. Общество вправе претендовать на более низкий размер страхового тарифа только в 2013 году по итогам 2012 года, так как ОКВЭД 74.20.11 "Архитектурная деятельность" присвоен обществу органами статистики с 1 января 2012 года.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование требований заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не учтено, что общество зарегистрировано в 2005 году и осуществляет основную деятельность Заказчика-застройщика по реализации инвестиционного проекта "Трубопроводная система "Восточная Сибирь-Тихий Океан", что зафиксировано в учредительных документах и соответствует цели создания общества. Учитывая отсутствие материально-технических, трудовых ресурсов у общества и невозможность самостоятельно осуществлять общестроительные работы по прокладке магистральных трубопроводов, присвоение Фондом страхового тарифа по коду ОКВЭД 45.21.3 в размере 0,9 процента является необоснованным.
В 2011 году общество представило в РОССТАТ сведения относительно существа своей фактической деятельности и получило разъяснение о том, что деятельность, осуществляемая обществом, соответствует коду 74.20.11 ОКВЭД "Архитектурная деятельность", а код 45.21.3 ОКЭД не может быть применен в связи с тем, что общество не выполняет строительно-монтажные работы по прокладке магистральных трубопроводов.
Фонд обладал сведениями о том, что страхователь фактически не осуществляет деятельность по коду ОКВЭД 45.21.3, при этом изначально ошибочно устанавливал завышенный страховой тариф по виду деятельности, которая не осуществлялась.
В пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год общество представило сведения о том, что основным видом деятельности является выполнение функций заказчика-застройщика, а основная выручка от оказания таких услуг в 2011 году составила 99,71 процента всей выручки. Фонду при определении класса профессионального риска для установления тарифа 0,9 процента в отношении общества необходимо было установить факт реального осуществления соответствующего вида деятельности, заявленного в учредительных документах, фонд не вправе исчислить страховые взносы по виду экономической деятельности, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска, если фактически данный вид деятельности организация не осуществляет. Следовательно, у фонда отсутствовали основания оставлять без рассмотрения заявление общества о снижении страхового тарифа.
Суд первой инстанции не учел, что сведения, необходимые для подтверждения основного вида экономической деятельности, были представлены обществом с соблюдением установленного срока - до 15 апреля текущего года, что является основанием для отнесения страхователя к соответствующему виду экономической деятельности с начала текущего года.
В возражениях на апелляционную жалобу Фонд ссылается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.12.2012. Общество известило суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Фонда доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя фонда, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЦУП ВСТО" зарегистрировано в качеств юридического лица за основным регистрационным номером 1053801124519. Согласно уставу (пп. 1 п. 5.1) одним из основных видов деятельности является выполнение функции заказчика-застройщика.
ООО "ЦУП ВСТО" зарегистрировано в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации 28.12.2005, о чем выдано извещение о регистрации в качестве страхователя от 28.12.2005.
Уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.12.2005 Филиал N 8 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сообщил ООО "ЦУП ВСТО" об установлении ему с момента регистрации страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с заявленным основным видом деятельности "Производство общестроительных работ" (код по ОКВЭД 45.21) в размере 1,20 процентов, что соответствует 11-му классу профессионального риска.
Уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 13.04.2006 Филиал N 8 Государственного учреждения -Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сообщил ООО "ЦУП ВСТО" об установлении ему с января 2006 года страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее -страховой тариф) в соответствии с заявленным основным видом деятельности "Производство общестроительных работ" (код по ОКВЭД 45.21) в размере 0,9 процента, что соответствует 8-му классу профессионального риска.
16.04.2007 ООО "ЦУП ВСТО" в Филиал N 8 Отделения Фонда предоставило документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка, где в заявлении о подтверждении основного вида экономической деятельности страхователь просит считать основным видом экономической деятельности за 2006 год "Производство общестроительных работ" (код по ОКВЭД 45.21), в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности так же указано наименование основного вида экономической деятельности "Производство общестроительных работ" (код по ОКВЭД 45.21). Согласно предоставленных документов ООО "ЦУП ВСТО" был установлен страховой тариф с января 2007 года в размере 0,9 процента (Уведомление от 16.04.2007).
10.04.2008 ООО "ЦУП ВСТО" в Филиал N 8 Отделения Фонда предоставило документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка, где в заявлении страхователь просит считать основным видом экономической деятельности за 2007 год "Строительство" (код по ОКВЭД 45.21.3), в справке-подтверждении указано наименование основного вида экономической деятельности "Строительство" (код по ОКВЭД 45.21.3). Согласно предоставленных документов ООО "ЦУП ВСТО" был установлен страховой тариф с января 2008 года в размере 0,9 процента (Уведомление от 10.04.2008).
06.04.2009 ООО "ЦУП ВСТО" в Филиал N 8 Отделения Фонда предоставило документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка, где в заявлении страхователь просит считать основным видом экономической деятельности за 2008 год "Строительство" (код по ОКВЭД 45.21.3), в справке-подтверждении указано наименование основного вида экономической деятельности "Строительство" (код по ОКВЭД 45.21.3). Согласно предоставленных документов ООО "ЦУП ВСТО" был установлен страховой тариф с января 2009 года в размере 0,9 процента (Уведомление от 10.04.2009).
14.04.2010 ООО "ЦУП ВСТО" в Филиал N 8 Отделения Фонда предоставило документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка, где в заявлении страхователь просит считать основным видом экономической деятельности за 2009 год "Выполнение функций заказчика-застройщика" (код по ОКВЭД 45.21), в справке-подтверждении указано наименование основного вида экономической деятельности "Услуги заказчика-застройщика" (код по ОКВЭД 45.21). Согласно предоставленных документов ООО "ЦУП ВСТО" был установлен страховой тариф с января 2010 года в размере 0,9 процента (Уведомление от 14.04.2010).
04.04.2011 ООО "ЦУП ВСТО" в Филиал N 8 Отделения Фонда предоставило документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка, где в заявлении страхователь просит считать основным видом экономической деятельности за 2010 год "Услуги заказчика-застройщика" (код по ОКВЭД 45.21.3), в справке-подтверждении указано наименование основного вида экономической деятельности "Услуги заказчика-застройщика" (код по ОКВЭД 45.21.3). Согласно предоставленных документов ООО "ЦУП ВСТО" был установлен страховой тариф с января 2011 года в размере 0,9 процента (Уведомление от 04.04.2011).
13.04.2012 ООО "ЦУП ВСТО" в Филиал N 8 Отделения Фонда предоставило документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка, где в заявлении страхователь просит считать основным видом экономической деятельности за 2011 год "Производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи" (код по ОКВЭД 45.21.3), в справке-подтверждении указано наименование основного вида экономической деятельности "Производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи" (код по ОКВЭД 45.21.3). Согласно предоставленных документов ООО "ЦУП ВСТО" был установлен страховой тариф с января 2012 года в размере 0,9 процента (Уведомление от 13.04.2012).
В пояснительных записках к годовой бухгалтерской отчетности за 2006-2011 годы ООО "ЦУП ВСТО" указан наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг по услугам заказчика-застройщика.
Согласно копии письма РОССТАТа от 14.11.2011 N 09-381 об уточнении основного вида экономической деятельности организации, предоставленной ООО "ЦУП ВСТО" в Филиал N 8 Отделения Фонда 03.07.2012, деятельность заказчика, осуществляющего реализацию инвестиционного проекта, в том числе авторский надзор относится к коду по ОКВЭД 74.20.11 "Архитектурную деятельность". В данном письме также указано, что данный ОКВЭД будет присвоен ООО "ЦУП ВСТО" с 01 января 2012 года, ОКВЭД 45.21.3, ранее присвоенный обществу, не может быть применен.
ООО "ЦУП ВСТО" 28.06.2012 предоставило в Филиал N 8 Отделения Фонда уточненное заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, где просит считать основным вида экономической деятельности за 2011 год "Архитектурную деятельность" (код по ОКВЭД 74.20.11).
04.07.2012 письмом N 01-02/05/4152 "О направлении информации" Фондом социального страхования заявление об уточнении основного вида экономической деятельности от 28.06.2012 оставлено без рассмотрения.
Общество, считая, что Фондом допущено незаконное бездействие, выразившееся в не изменении размера страховых взносов, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу общества не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применены нормы материального права.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 22 N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
Экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации (пункты 8, 9 Правил).
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвержден Приказ от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами".
В соответствии с пунктом 2 указанного Приказа основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности (пункт 14 Правил).
Согласно пункту 3 Приказа для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Территориальный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя (пункт 4).
Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не позднее 15 апреля не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (пункт 5).
В силу положений статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что Фондом не допущено незаконного бездействия по изменению обществу размера страховых взносов от несчастных случаев на производстве с 0,9 на 0,2 процента, исходя из следующего.
Фонд в соответствии с абзацем 8 статьи 3 Закона N 125-ФЗ является страховщиком, права и обязанности которого определены, в том числе, в статье 18 указанного закона.
В соответствии с пунктом 1 указанной нормы права страховщик имеет право: 1)устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу; 1.1) предоставлять страхователям на основе соответствующих соглашений отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам и иным платежам с учетом их финансового состояния и при условии своевременной уплаты ими страховщику текущих сумм страховых взносов; 2) участвовать в расследовании страховых случаев, освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации; 3) направлять застрахованного в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование); 4) проверять информацию о страховых случаях в организациях любой организационно-правовой формы; 5) взаимодействовать с государственной инспекцией труда, органами исполнительной власти по труду, учреждениями медико-социальной экспертизы, профсоюзными, а также с иными уполномоченными застрахованными органами по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;6) давать рекомендации по предупреждению наступления страховых случаев; 7) защищать свои права и законные интересы, а также права и законные интересы застрахованных, в том числе в суде.
Пунктом 2 указанной статьи определены обязанности страховщика: 1) своевременно регистрировать страхователей; 2) осуществлять сбор страховых взносов; 3) своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию; 4) осуществлять обеспечение по страхованию лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 6)обеспечивать учет использования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;7) исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 8)контролировать деятельность страхователя по исполнению им обязанностей, предусмотренных статьями 17 и 19 настоящего Федерального закона; 9) разъяснять застрахованным и страхователям их права и обязанности, а также порядок и условия обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 10) аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя; 11) осуществлять необходимые меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая формирование резервов средств на осуществление указанного вида социального страхования, в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; 12) обеспечивать конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений о страхователе, застрахованном и лицах, имеющих право на получение страховых выплат; 13) направлять в территориальные фонды обязательного медицинского страхования сведения о принятом решении об оплате расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме и в порядке, которые утверждены страховщиком по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования; 14) обязан получать с использованием межведомственного информационного взаимодействия документы (содержащиеся в них сведения), которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если указанные документы не представлены застрахованным или страхователем по собственной инициативе.
Суд первой инстанции, проанализировав указанную норму, пришел к выводу, что из нее не следует наличие у страховщика обязанности проведения проверки заявленных страхователем сведений по коду ОКВЭД основного вида экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что при обращении на протяжении 2005 - 2011 годов с заявлениями о подтверждении основного вида экономической деятельности обществом в качестве основного вида деятельности указывалось "Производство общестроительных работ - код ОКВЭД 45.21".
Следовательно, учитывая заявительный характер обращения, у фонда отсутствовали основания для установления обществу размера страховых взносов на основании иного кода ОКВЭД.
Кроме того, характер присвоения кода ОКВЭД также является заявительным и присваивается с учетом видов экономической деятельности, указанных в учредительных документах. По сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, основным видом деятельности общества является "Производство общестроительных работ" по коду по ОКВЭД 45.21 (т.1, л.д. 67). При этом обществом в материалы дела не представлено подтверждения внесения изменений в данные сведения.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Фонд не является органом, уполномоченным на классификацию и кодирование видов экономической деятельности, данными полномочиями обладает РОССТАТ в соответствии с Положением "О федеральной службе государственной статистики", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420.
Как видно из материалов дела, основанием для обращения общества в Фонд с уточненным заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности, где заявлено об основном виде деятельности за 2011 год "Архитектурная деятельность" по коду ОКВЭД 74.20.11, послужило письмо РОССТАТа.
Вместе с тем возможность представления уточненного заявления законодательством не предусмотрена, соответственно, у Фонда имелись основания для оставления его без рассмотрения. Доводы апелляционной жалобы относительно того, что первоначально пакет документов представлен обществом своевременно, подлежат отклонению.
Согласно пункту 6 Правил изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменения размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении такого страхователя.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, соответственно, претендовать на более низкий размере страхового тарифа ООО "ЦУП ВСТО" может только в 2013 году по итогам 2012 года, так как ОКВЭД 74.20.11 "Архитектурную деятельность" согласно письму РОССТАТА от 14.11.2011 N 09-381 будет присвоен ООО "ЦУП ВСТО" с 01 января 2012 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии со стороны Фонда незаконного бездействия по изменению страхового тарифа и нарушения им прав и законных интересов заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают правильный вывод суда первой инстанции.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на наличие у Фонда обязанности при определении класса профессионального риска для установления тарифа установить факт реального осуществления соответствующего вида деятельности, заявленного в учредительных документах, и отсутствие права исчислить страховые взносы по виду экономической деятельности, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска, если фактически данный вид деятельности организация не осуществляет, подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом случае Фонд не присваивал обществу вид деятельности, имеющий наиболее высокий класс профессионального риска, а устанавливал страховой тариф на основании предоставленных страхователем документов.
Судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки заявителя на судебную практику, поскольку обстоятельства настоящего спора не аналогичны обстоятельствам рассмотренных дел.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по аналогичным правилам (часть 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обществом по платежному поручению N 4843 от 08.11.2012 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 руб.
В силу позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Информационном письме N 139 от 11.05.2010, при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действий и бездействия органов и должностных лиц государственная пошлина для юридических лиц составляет 1000 руб.
На основании вышеуказанной нормы права, с учетом отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. подлежат отнесению на общество.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению N 4843 от 08.11.2012 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2012 года по делу N А19-15785/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2012 года по делу N А19-15785/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью "Центр управления проектом "Восточная Сибирь - Тихий океан" излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15785/2012
Истец: ООО "Центр управления проектом Восточная Сибирь-Тихий Океан" (ООО "ЦУП ВСТО")
Ответчик: Государственное учреждение-Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N8)