г. Москва |
|
10 января 2013 г. |
Дело N А40-73555/12-93-726 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 января 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.
судей: Свиридова В.А., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13 августа 2012 года
по делу N А40-73555/12-93-726 судьи Григорьевой И.Ю.
по заявлению ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области
к Судебному приставу исполнителю Пресненского ОСП УФССП по г. Москве Спирькову В.В.,
третье лицо: ООО "Сет Термо Группа",
о признании недействительным постановления,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к судебному приставу-исполнителю Пресненского ОСП УФССП по г.Москве Спирькову В.В. с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Пресненского отдела службы судебных приставов Спирькова В.В. от 03.10.2011 N27543/11/15/77, обязании судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство на основании исполнительного документа - постановления N08710390026309 от 23.09.2011.
Решением от 13 августа 2012 года Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявления отказал. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое судом решение и принять новый судебный акт. Ссылается на необоснованность отказа ответчика в возбуждении исполнительного производства. В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьего лица не явились. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей упомянутых участников, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 23.09.2011 заместителем начальника ГУ-ГУПФР N 10 по г. Москве и Московской области принято постановление N 08710390026309 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) в отношении ООО "Сет Термо Группа".
30.09.2011 в Пресненский районный отдел судебных приставов УФССП России по г. Москве поступило заявление от 23.09.2011 N 210-и-3/12799 и указанное постановление для возбуждения исполнительного производства.
Постановлением от 03.10.2011 года судебный пристав-исполнитель Пресненского районного отдела судебных приставов УССП России по г. Москве Спирьков В.В. отказал в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что документ не является исполнительным.
Полагая, что указанное постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, ГУ-ГУПФР N 10 по г. Москве и Московской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из смысла и содержания ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Согласно ст. 2 ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой % страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (орган контроля за уплатой страховых взносов). В силу указанного закона недоимки и пени могут быть взысканы страховщиком со страхователя принудительно за счет денежных средств и иного имущества страхователя.
Взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.
Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению.
В силу положений п. 14 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Как следует из содержания п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Судебный пристав-исполнитель в силу п. 1 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 8 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3.1.1 Соглашения постановления территориальных органов ПФР направляются в структурные подразделения территориальных органов ФССП России с приложением заверенных копий извещения банка о помещении расчетных, документов в картотеку по форме 0401075, установленной Положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с отметкой банка "не оплачено в связи с отсутствием средств на счете (счетах) N (номер счета)".
При направлении постановлений территориальных органов ПФР, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов, к постановлениям территориальных органов ПФР прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами ПФР на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
Отсутствие предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
Из материалов дела следует, что документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, сведения о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований пенсионным фондом судебному приставу-исполнителю не представлено.
При таких обстоятельствах отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства только на основании постановления учреждения признается правомерным.
Соглпсно п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ налоговые органы обладают информацией о счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Доказательств невозможности для учреждения запросить названные сведения у налогового органа и предоставить их судебному приставу-исполнителю на момент предъявления ему спорного постановления не представлено.
Представленная учреждением справка об отсутствии в пенсионном фонде N 10 информации о счетах страхователя ООО "Сет Термо Группа" не подтверждена соответствующими данными налогового органа.
Представленное постановление учреждения от 23.09.2011 N 08710390026309 не соответствует требованиям, предъявляемым к актам органов, осуществляющим контрольные функции, а именно не представлены документы, содержащие отметки банков и иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника о полном или частичном неисполнении требований указанных органов, в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Указанные обстоятельства позволяют суду апелляционной инстанции сделать вывод об отсутствии совокупности оснований, предусмотренных статьей 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа государственной власти недействительным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 03.10.2011 N 27543/11/15/77 вынесено судебным приставом-исполнителем при наличии достаточных оснований, установленных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также в рамках полномочий, предоставленных судебному приставу-исполнителю.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13 августа 2012 года по делу N А40-73555/12-93-726 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73555/2012
Истец: ГУ - Главное управление ПФР N 10 по городу Москве и Московской области
Ответчик: Пресненский районный ОСП г. Москвы, Судебный пристав исполнитель Пресненского ОСП УФССП по г. Москве Спирьков В. В.
Третье лицо: ГУ -ГУ ПФ РФ N10 по г. Москве и МО, ООО "Сет Термо Группа"