г. Киров |
|
11 января 2013 г. |
Дело N А29-7301/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Великоредчанина О.Б., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каранкевич А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коми тепловая компания" (ИНН: 1101205461, ОГРН: 1041100412682)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2012 по делу N А29-7301/2012, принятое судом в составе судьи Вакулинской М.В.
по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергоснабжения" (ИНН: 1101487512, ОГРН: 1061101000388)
к открытому акционерному обществу "Коми тепловая компания" (ИНН: 1101205461, ОГРН: 1041100412682),
о взыскании долга,
установил:
государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергоснабжения" (далее - истец, Учреждение, ГБУ "Коми республиканский центр энергоснабжения") обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к открытому акционерному обществу "Коми тепловая компания" (далее - ответчик, Общество, ОАО "Коми тепловая компания") о взыскании 1 695 166 руб. 21 коп. долга по платежам на проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.
Ответчик возражений относительно исковых требований не представил, явку своего представителя в суд первой инстанции не обеспечил.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2012 исковые требования ГБУ "Коми республиканский центр энергоснабжения" удовлетворены в полном объеме, с ОАО "Коми тепловая компания" взыскан долг в сумме 1 695 166 руб. 21 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 29 951 руб. 66 коп.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), Порядка консолидации внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, утвержденного приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 (далее - Порядок N 72/1), тарифом на 2011 год, суд пришёл к выводу о целевом характере спорных денежных средств и об обязанности ОАО "Коми тепловая компания" перечислить спорную сумму истцу.
ОАО "Коми тепловая компания" с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ОАО "Коми тепловая компания" указало, что не согласно с принятым решением, считает его незаконным, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил; о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2012 проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность названного решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела ГБУ "Коми республиканский центр энергосбережения" является специализированным государственным учреждением Республики Коми в сфере энергосбережения и осуществляет сбор средств, составляющих затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение.
ОАО "Коми тепловая компания" снабжает тепловой энергией потребителей, расположенных на территории Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.07.2010 N 241 утверждена региональной программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010 - 2020 годы)".
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 определен Порядок консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно пунктам 2, 3 которого помимо расходов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных Региональной программой к внебюджетным средствам на энергосбережение отнесены также средства, составляющие экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение, ранее учтенные при определении в установленном порядке тарифов на электрическую и тепловую энергию энергоснабжающих организаций, отпускающих электрическую и (или) тепловую энергию потребителям, расположенным на территории Республики Коми в соответствии с Порядком N 243.
Порядок N 72/1 распространяется на ОАО "Коми тепловая компания".
На основании пункта 5 Порядка N 72/1 приказом Службы Республики Коми по тарифам от 29.10.2010 N 77/1 и приказа Службы Республики Коми по тарифам от 29.10.2010 N 77/1 на 2011 год установлена ставка отчислений на энергосбережение в размере 1%.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 09.12.2010 года N 93/8 ответчику установлены и введены в действие с 01.01.2011 тарифы на электрическую энергию, поставляемую ОАО "Коми тепловая компания" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что за 2011 год ответчик во исполнение пунктов 7-8 Порядка N 72/1 представил истцу справки об отпуске электрической энергии и перечисленных им денежных средствах на энергосбережение. За указанный период сумма задолженности составляет 1 695 166 рублей 21 копейку.
Согласно пункту 9 Порядка N 72/1 внебюджетные средства на энергосбережение, исчисленные за отчетный месяц, перечисляются регулируемыми организациями на лицевой счет Учреждения, открытый в Министерстве финансов Республики Коми для учета операций со средствами от приносящей доход деятельности, ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Поскольку ответчик не перечислил в установленные сроки денежные средства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также вследствие иных действий юридических лиц.
Следовательно, отсутствие соглашения между сторонами не исключает возникновения гражданских правоотношений по указанным основаниям.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункты 65 - 66 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации").
В силу постановления Правительства Республики Коми от 01.09.2005 г. N 235 "О создании государственного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" и утвержденного Службой Республики Коми по тарифам устава ГУ РК "Коми республиканский центр энергосбережения" последнее является специализированным государственным учреждением Республики Коми в сфере энергосбережения и осуществляет сбор средств, составляющих затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение.
19.11.2011 ГУ РК "Коми республиканский центр энергоснабжения" переименовано в ГБУ РК "Коми республиканский центр энергоснабжения".
Согласно статье 3 Закона N 261-ФЗ законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ (пункт 3 статьи 7 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 указанного закона региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.
На основании указанных положений для целей исполнения Региональной программы Служба Республики Коми по тарифам (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) определила Порядок N 72/1.
Поскольку спорные денежные средства, будучи включенными в тариф, не являются платой за поставленную энергию, а имеют строго целевой характер, факт их получения порождает у ответчика обязанность по перечислению указанных средств Учреждению. Иное приведет к неосновательному обогащению ответчика.
Таким образом, поскольку ОАО "Коми тепловая компания" в результате своих действий получило целевые средства, предназначенные для реализации Региональной программы по энергосбережению, у него возникла обязанность по перечислению спорной суммы истцу.
В связи с этим, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, а также обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что требование истца о взыскании с ответчика долга в сумме 1 695 166 рублей 21 копеек является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2012 по делу N А29-7301/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Коми тепловая компания" (ИНН: 1101205461, ОГРН: 1041100412682) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7301/2012
Истец: ГБУ РК Коми Республиканский центр энергоснабжения
Ответчик: ОАО "Коми тепловая компания", ОАО КТК, Сысольский филиал ОАО Коми Тепловая Компания
Третье лицо: ОАО УК Советникъ Парфенову Т. Н.