г. Пермь |
|
11 января 2013 г. |
Дело N А71-9968/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
от заявителя (открытое акционерное общество "Российские железные дороги") (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727): не явились;
от заинтересованного лица (Горьковский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской республике): не явились;
от третьего лица (Удмуртская транспортная прокуратура): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Удмуртской транспортной прокуратуры
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 сентября 2012 года
по делу N А71-9968/2012,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Горьковскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской республике
с участием третьего лица: Удмуртской транспортной прокуратуры
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ООО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Горьковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 11.07.2012 N 17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Судом первой инстанции в соответствии со ст. ст. 51, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Удмуртская транспортная прокуратура.
Решением арбитражного суда от 25.09.2012 (резолютивная часть решения объявлена 20.09.2012) требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, прокуратура обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь в обоснование жалобы на доказанность правонарушения в действиях общества и правильную его квалификацию административным органом.
Административным органом в отзыве на апелляционную жалобу поддержаны доводы прокуратуры.
Общество не согласно с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 21.03.2012 по 27.03.2012 должностными лицами Удмуртской транспортной прокуратуры, Управления Роспотребнадзора проведена проверка обследования посадочных платформ Ижевского регионального центра по обслуживанию инфраструктуры Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Горьковской железной догори - филиала ОАО "РЖД", расположенных на участке пути Агрыз-Кизнер Горьковской железной дороги, на предмет соответствия требованиям законодательства о защите прав потребителей, пользующихся услугами железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований нормативных правовых актов на пассажирских платформах остановочных пунктов "27 км", "Лудзя", "Совхозный", "Юськи", "9 км", "5 км", "1060 км", "1055 км", "1050 км", "1030 км", "1024 км", "Сюгаил", "1016 км", "Сардан", "Люга", "Саркуз", "993 км", "988 км", "Ягул" участка пути Ижевск - Кизнер отсутствуют навесы (павильоны), а остановочные пункты "1060 км", "1055 км", "1050 км", "1024 км", "1016 км", "988 км" указанного участка пути пассажирскими платформами вообще не оборудованы. Остановочные пункты "Сундуково", "1117 км", "Камский мост" участка пути Агрыз - Камбарка не оборудованы пассажирскими платформами, а на пассажирских платформах остановочных пунктов "Успьян", "Кичево", "Сундуково", "Бугрыш", "о.п. 1117 км", "Паркачево", "1133 км", "Шевырялово", "Камский мост", кроме того, отсутствуют навесы (павильоны).
Результаты проверки зафиксированы в актах обследования от 21.03.2012 (л.д. 44, 46).
Выявленные факты нарушений послужили основанием для возбуждения прокуратурой в отношении общества производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, о чем 18.05.2012 вынесено соответствующее постановление (л.д. 41-43).
11.07.2012 административным органом в пределах компетенции, установленной ст. 23.49 КоАП РФ, вынесено постановление N 17, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о неправильной квалификации выявленного правонарушения Управление Роспотребнадзора и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводом суда первой инстанции о квалификации правонарушения по следующим основаниям.
Положениями ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Объективную сторону правонарушения образуют действия по оказанию услуг (выполнению работ), не соответствующие требованиям, установленным нормативными актами.
В рассматриваемом случае административным органом выявлено и обществу вменяется правонарушение, выразившееся в том, что в нарушение требований нормативных актов, направленных на безопасное и качественное оказание услуг по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом, на пассажирских платформах остановочных пунктов железнодорожного пути отсутствуют навесы (павильоны) для пассажиров, ряд остановочных пунктов не оборудованы пассажирскими платформами.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N17-ФЗ) установлено, что целью деятельности организаций железнодорожного транспорта является своевременное и качественное обеспечение потребностей в транспортных услугах, которое, в том числе, подразумевает безопасность в оказании таких услуг.
Одним из принципов деятельности железнодорожного транспорта является безопасность и качество оказываемых услуг (п. 3 ст. 1 Закона N 17-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых она обычно используется.
Согласно п. 1 ст. 21 Закона N 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Пунктом 2 ст. 20 Закона N 17-ФЗ и ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Закон N 18-ФЗ) предусматривают обязанность владельцев инфраструктур, перевозчиков и других участников перевозочного процесса обеспечить безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В ст. 80 Закона N 18-ФЗ предусмотрено, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденными МПС 26.05.2000 N ЦРБ-756 (далее - Правила) предусмотрено, что работники железнодорожного транспорта должны обеспечивать безопасность пассажиров, создавать им необходимые удобства.
В соответствии с абз. 5 п. 5.1. Правил пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами, а в зависимости от количества обслуживаемых пассажиров - билетные кассы.
Поскольку требование о наличии на остановочных пунктах железной дороги пассажирских платформ с навесами или павильонами имеет целью обеспечить качественное и безопасное оказание услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, невыполнение данного требование образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного диспозицией ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ.
Факты нарушения обществом п. 2 ст. 20 Федерального закона N 17-ФЗ, ст. 80 Закона N 18-ФЗ, п. 5.1 Правил установлены актами обследования посадочных платформ от 21.03.2012, 27.03.2012, постановлением прокуратуры о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 18.05.2012.
Изложенное свидетельствует о том, что ОАО "РЖД" оказывались услуги населению по перевозке пригородным железнодорожным транспортом, не соответствующие требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) их оказания.
Коллегия апелляционного суда не может согласиться с выводом суда первой инстанции о квалификации выявленного правонарушения по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ, поскольку объективную сторону правонарушения, предусмотренного диспозицией указанной статьи КоАП РФ составляют противоправные действия, посягающие на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В рассматриваемом случае в действиях общества установлено несоблюдение требований нормативных документов, обеспечивающих безопасное и качественное оказание услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом. Данное нарушение соответствует диспозиции
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выразилась в том, что оказывая услуги населению по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом, ОАО "РЖД" пренебрегало вышеуказанными требованиями нормативных актов, не обеспечило наличие навесов (павильонов), а в ряде случаев пассажирских платформ на остановочных пунктах железнодорожного транспорта. Следствием данного нарушения явилось оказание услуг по перевозке железнодорожным транспортом с нарушением требований безопасности. Доказательств объективной невозможности исполнения требований законодательства суду не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказан в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено, обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах годичного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, с учетом того, что правонарушение затрагивает права потребителей. Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что постановление по административному делу является законным, обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права.
В удовлетворении требований ОАО "РЖД" о признании незаконным постановления Управления Роспотребнадзора от 11.07.2012 N 17 по делу об административном правонарушении следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 сентября 2012 года по делу N А71-9968/2012 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании незаконным постановления Горьковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 11.07.2012 N 17 по делу об административном правонарушении отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9968/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Горьковский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (Ижевское отделение), Горьковский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской республике
Третье лицо: Удмуртская транспортная прокуратура
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13929/12