г. Киров |
|
11 января 2013 г. |
Дело N А28-7395/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Устюжанинова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Огородникова И.С., действующего на основании доверенности от 06.06.2011,
представителя ответчика Баранцева А.С., действующего на основании доверенности от 29.08.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Сибирь-лес"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.09.2012
по делу N А28-7395/2012, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.
по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирь-лес" (ОГРН 1024300542518, г. Киров)
к департаменту лесного хозяйства Кировской области (г. Киров),
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Сибирь-лес" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Сибирь-лес" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к департаменту лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Департамент) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 102, 103), о признании незаконным действий Департамента по отказу в выделении дополнительного объема древесины за 2009 год и возложении на ответчика обязанности принять соответствующее решение.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Сибирь-лес" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель указывает, что подаче уточненной лесной декларации должно предшествовать принятие соответствующего решения о выделении дополнительного объема древесины; вывод суда о том, что может быть изменен только объем древесины не соответствует нормам права; законодательством не предусмотрена возможность обоснования необходимости предоставления дополнительного объема древесины; позиция ответчика о возможности получения дополнительного объема древесины за 2009 год в зависимости от освоения расчетной лесосеки за текущий год является вмешательством в хозяйственную деятельность Общества, а также противоречит принципу непрерывного использования лесов.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда представители сторон поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к ней и отзыве на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.07.2008 между Обществом и Департаментом заключен договор аренды лесного участка N 27-15 (далее - договор аренды N 27-15), на основании которого заявителю в аренду предоставлен лесной участок площадью 24191 га для заготовки древесины (л.д. 53-58).
Распоряжением Департамента от 11.12.2009 N 1241 утверждено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов (л.д. 70).
Согласно справке по использованию лесов арендатором лесного участка за 2009 год Обществом по договору N 27-15 заготовлено 27445 куб.м. при допустимом объеме изъятия древесины по указанному участку 41244 куб.м. (л.д. 71). В 2010 году заготовлено 29255 куб.м. (л.д. 104), в 2011 году - 32876 куб.м (л.д. 105).
Для рубки лесных насаждений в 2012 году Обществом подана лесная декларация с указанием объема заготовки древесины по договору аренды N 27-15 с 01.01.2012 по 31.12.2012 в размере 37757 куб.м.
12.04.2012 заявитель направил в Синегорское лесничество письмо о внесении в декларацию 2012 года объема древесины, не использованной в 2009 году, в связи с тем, что расчетная лесосека на арендных участках N 27-22, 27-15 была освоена не полностью (л.д. 86).
04.06.2012 Департамент направил в адрес Общества письмо N 2247-58-04-16, в котором указал на отсутствие оснований для выделения древесины в 2012 году за счет недоиспользования установленного объема древесины в 2009 году (л.д. 88).
01.08.2012 лесным отделом Синегорского лесничества получена лесная декларация арендатора по договору аренды N 27-15 о заготовке с 01.08.2012 по 31.07.2013 дополнительного объема древесины в размере 11214 куб.м. (л.д. 72).
01.08.2012 лесной отдел Синегорского лесничества направил в адрес заявителя письмо, в котором сообщил о невозможности принятия представленной 01.08.2012 лесной декларации (далее - решение об отказе в принятии десной декларации от 01.08.2012) (л.д. 79).
Не согласившись с действиями по отказу в выделении дополнительного объема древесины, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд первой инстанции, придя к выводу, что содержащийся в письме от 04.06.2012 отказ в выделении дополнительного объема древесины является обоснованным, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из частей 1, 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Согласно частям 1, 8, 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (часть 1). Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (часть 8). Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9).
В соответствии с пунктами 5, 10, 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила заготовки древесины), заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений) (пункт 5). Заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству (пункт 10). Рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, - в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований. Срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса. Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосек (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер делянки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений и (или) хранения, вывозки древесины (пункт 12).
Согласно пунктам 2, 12 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного приказом Рослесхоза от 17.01.2012 N 18, лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка (пункт 2). Подготовка и внесение изменений в лесную декларацию осуществляются в соответствии с настоящим Порядком (пункт 12).
Таким образом, внесение изменений в лесную декларацию осуществляется по основаниям, указанным в пункте 10 Правил заготовки древесины. При этом арендатором должна быть обоснована возможности заготовки древесины в период, указанный в лесной декларации, в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку.
Материалами дела подтверждено, что заявитель подал лесную декларацию об использовании с 01.01.2012 по 31.12.2012 лесов, предоставленных по договору аренды N 27-15, в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным 11.12.2009. Из указанной декларации следует, что объем заготовок древесины на 2012 год составляет 37757 куб.м.
При этом из материалов дела следует, что по состоянию на 24.05.2012 Обществом фактически заготовлено 3834 куб.м. древесины при расчетной лесосеке в 2012 году - 41244 куб.м.
В 2009 году в рамках договора аренды N 27-15 заявителем фактически заготовлено древесины 27445 куб.м., тогда как проектом предусмотрено - 41244 куб.м.), в 2010 году - 29255 куб. м. (по проекту - 41244 куб.м.), в 2011 году - 32876 куб.м. (по проекту - 41244 куб.м.). Данные обстоятельства подтверждены справками по использованию лесов арендатором по договору аренды N 27-15 в 2009, в 2010 году, в 2011 году.
Из материалов дела следует, что недоиспользованный в 2009 году объем заготовки древесины по договору аренды N 27-15 Общество планировало использовать в период с 01.08.2012 по 31.07.2013 в связи с чем, 01.08.2012 направило в лесной отдел Синегорского лесничества соответствующую лесную декларацию.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Обществом полностью использован предусмотренный декларацией на 2012 год объем заготовки древесины (41244 куб.м.) по лесному участку, предоставленному по договору аренды N 27-15, что позволяло бы, в соответствии с пунктом 10 Правил заготовки до 31.12.2012 дополнительно освоить объем древесины, превышающий допустимый объем изъятия по лесному участку. Доказательства продления сроков рубки по декларации, поданной Обществом на 2012 год (с 01.01.2012 по 31.12.2012), в материалах дела также отсутствуют. То обстоятельство, что расчетная лесосека на арендных участках N 27-22, 27-15 не полностью освоена в 2009 году, само по себе основанием для внесения изменений в поданную на 2012 год лесную декларацию не является.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не имел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, подаче уточненной лесной декларации должно предшествовать принятие соответствующего решения о выделении дополнительного объема древесины; вывод суда о том, что может быть изменен только объем древесины, не соответствует нормам права; законодательством не предусмотрена возможность обоснования необходимости предоставления дополнительного объема древесины, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Обществом полностью использован предусмотренный декларацией на 2012 год объем заготовки древесины по лесному участку, предоставленному по договору аренды N 27-15. Следовательно, отсутствуют основания для освоения объема древесины, превышающего допустимый объем изъятия по лесному участку.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы заявителя составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на заявителя жалобы. Государственная пошлина уплачена заявителем при обращении с апелляционной жалобой по платежному поручению от 24.10.2012 N 166 в размере 2000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 24.09.2012 по делу N А28-7395/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Сибирь-лес" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Сибирь-лес" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 24.10.2012 N 166.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7395/2012
Истец: ЗАО "Сибирь-лес"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Кировской области