Тула |
|
14 января 2013 г. |
Дело N А68-8161/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.01.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.01.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Байрамовой Н.Ю., судей Еремичевой Н.В., Заикиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Батуровой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.11.2012 по делу N А68-8161/12 (судья Косоухова С.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Хозрасчетный строительный участок" (г. Тула, ОГРН 1027100596203, ИНН 7104002397) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской области (г. Тула), третье лицо - открытое акционерное общество "Тульский научно-исследовательский технологический институт" (г. Тула, ИНН 7104014339), о признании незаконным бездействия и обязании принять решение, при участии в судебном заседании от заявителя - Легостаевой Г.В. (доверенность от 08.10.2012, паспорт), Смирнова Д.В. (доверенность от 08.10.2012, паспорт), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных, установил следующее.
Основанием для обращения открытого акционерного общества "Хозрасчетный строительный участок" (далее - ОАО "Хозрасчетный строительный участок", общество) в арбитражный суд явилось бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской области (далее - Территориальное управление Росимущества по Тульской области, территориальное управление), выразившееся в непринятии решения о передаче в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 71:30:050401:129, общей площадью 13747+/-41 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, пр. Ленина, д. 161. Общество просило обязать управление принять решение о предоставлении указанного земельного участка на праве собственности и заключить договор купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 09.11.2012 названные требования заявителя удовлетворены. Оспариваемое бездействие управления признано незаконным, в связи с чем оно обязано в месячный срок принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность ОАО "Хозрасчетный строительный участок".
Не согласившись с судебным актом, Территориальное управление Росимущества по Тульской области обратилось Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой отменить решение суда от 09.11.2012 и принят по делу новый судебный акт.
Мотивируя свою позицию, заявитель ссылается на нормы Положения о Территориальном управлении Росимущества по Тульской области, утвержденные приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 (в ред. от 31.01.2012) ограничивающие компетентность территориального управления по распоряжению земельными участками, площадь которых превышает 1 га.
Изучив и оценив представленные в дело доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав пояснения явившихся представителей, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
нежилое здание (теплица), общая площадь 7 533,7 кв. м, лит. О, кадастровый (или условный) номер 71:30:050401:0020:70:401:001:010387000:1400:20000, адрес объекта: г. Тула, проспект Ленина, д. 161 (л. д. 51, 54);
нежилое здание (бытовое помещение), общая площадь 125,5 кв. м, лит. Н, кадастровый (или условный) номер 71:30:050401:0020:70:401:001:010387000:1300:20000, адрес объекта: г. Тула, проспект Ленина, д. 161 (л. д. 52 - 53).
В соответствии с планом приватизации данные объекты были отчуждены ОАО "Тульский научно-исследовательский технологический институт" из федеральной собственности (л. д. 65 - 74).
При этом, перечисленные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке общей площадью 13747+/-41 кв. м с кадастровым номером 71:30:050401:129, местоположение: г. Тула, Центральный район, проспект Ленина, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и строений производственного назначения, площадь 13747+/-41 кв. м, кадастровая стоимость 16 506 710 руб. 25 коп. (л. д. 46 - 50).
Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и образован на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Тульской области от 03.08.2012 N 369-р "О разделе земельного участка с кадастровым номером 71:24:050401:86" (л. д. 75 - 76).
ОАО "Хозрасчетный строительный участок" 05.05.2012 обратилось в управление с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:050401:129. К заявлению прилагались все необходимые документы в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (л. д. 10 - 12).
В свою очередь, Территориальное управление Росимущества по Тульской области, в целях соблюдения порядка рассмотрения и принятия решения о выкупе земельного участка с кадастровым номером 71:30:050401:129, предусмотренного нормами Положения о Территориальном управлении Росимущества по Тульской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 (в ред. от 31.01.2012) направило письмо 06.06.2012 N 71-20/3095 в Росимущество, о чем своевременно проинформировало заявителя (л. д. 13 - 14, 99 - 100). Какого-либо решение о приватьизации истребуемого земельного участка не принималось.
Общество, ссылаясь на данные обстоятельство, считая что территориальное управление было обязано принять в установленные сроки решение о продаже земельного участка и направить заявителю проект договора купли-продажи, 13.09.2012 обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
В абзаце 4 пункта 2 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О указано, что из части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Согласно части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В нарушение указанных норм поданное 05.05.2012 заявление общества (л. д. 10) не было рассмотрено в установленные сроки, поскольку заявление общества и приложенные к нему документы были направлены управлением в Росимущество, о чем заявителю 06.06.2012 направлено соответствующее уведомление (л. д. 13).
Таким образом, на момент обращения общества в суд с заявленными требованиями о признании незаконным бездействия уполномоченного органа (13.09.2012) общество не располагало сведениями о результатах рассмотрения его заявки, ввиду чего со стороны заинтересованного лица имеется незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении в установленные частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления общества.
Довод управления об отсутствии у него полномочий на распоряжение земельным участком без специального поручения Росимущества является необоснованным.
Частью 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение от 05.06.2008 N 432)).
В соответствии с пунктом 4 от 05.06.2008 N 432 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Тульской области таким органом является Территориальное управление Росимущества в Тульской области.
Полномочия управления определены в Положении о Территориальном управлении Росимущества в Тульской области, утвержденном приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49 (в ред. от 31.01.2012).
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.6 Положения управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Анализ полномочий, закрепленных в названном Положении, свидетельствует о том, что именно управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.
Позиция управления об отсутствии с его стороны незаконного бездействия ввиду соблюдения им положений названного нормативного акта признается судом необоснованной, поскольку урегулированные подзаконным актом внутриведомственные отношения между Росимуществом и его территориальными органами не должны служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого таким объектом, и обоснованием нарушения данного права.
В любом случае ответчиком был нарушен установленный для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность в срок, который исходя из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации не может превышать одного месяца со дня поступления заявления заинтересованного лица независимо от того, находится ли земельный участок в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 6 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания бездействия исполнительного органа государственной власти незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости. Указанный договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
С учетом изложенного апелляционная инстанция находит содержащиеся в обжалуемом решении выводы соответствующими нормам права и имеющимся доказательствам.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 09.11.2012 по делу N А68-8161/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Байрамова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8161/2012
Истец: ОАО "Хозрасчетный строительный участок"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской области
Третье лицо: ОАО "Тульский научно-исследовательский технологический институт"
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-491/13
14.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6127/12
14.01.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6381/12
05.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6127/12
09.11.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-8161/12