г. Челябинск |
|
11 января 2013 г. |
Дело N А47-10450/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хоронеко М.Н.,
судей Ершовой С.Д., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Балакиной И.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
арбитражного управляющего Альмухаметова Амира Абузаровича
на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.11.2012
по делу N А47-10450/2012 (судья Жарова Л.А.).
В заседании посредством видеоконференц-связи, организация которой осуществлена Арбитражным судом Оренбургской области, принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области Каплан Е.Л. (доверенность от 14.12.2012)
Арбитражный управляющий Альмухаметов Амир Абузарович (далее - заявитель, Альмухаметов А.А.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - МИФНС России N 10 по Оренбургской области, регистрирующий орган):
- о признании уведомления МИФНС России N 10 по Оренбургской области от 09.04.2012 недействительным;
- о признании действий начальника МИФНС России N 10 по Оренбургской области Перовой Т.Г. по отказу Альмухаметову А.А. внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об утверждении Альмухаметова А.А. конкурсным управляющим Оренбургской региональной организации "Братство" Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (460052, Оренбургская область, город Оренбург, улица Родимцева, дом N 16, ИНН 5612002998, ОГРН 1025600003373) (далее - ОРО "Братство" ОООИВА) незаконными;
- об обязании уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице МИФНС России N 10 по Оренбургской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о назначении конкурсным управляющим ОРО "Братство" ОООИВА Альмухаметова А.А. на основании решения Арбитражного суда Оренбургской области от 16.03.2012 по делу N А47-4163/2010, вступившего в законную силу 17.04.2012.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области (далее - третье лицо) (т.2, л.д. 32-33).
Определением от 31.10.2012 принят отказ заявителя от требований:
- о признании уведомления МИФНС России N 10 по Оренбургской области от 09.04.2012 недействительным;
- о признании действий начальника МИФНС России N 10 по Оренбургской области Перовой Т.Г. по отказу Альмухаметову А.А. внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об утверждении Альмухаметова А.А. конкурсным управляющим ОРО "Братство" ОООИВА незаконными, производство по делу в данной части прекращено (т.2, л.д.84-85).
Определениями от 08.10.2012 (т.2, л.д. 61-62), 30.10.2012 (т.2, л.д.86-89) в удовлетворении ходатайств заявителя о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Управления юстиции Российской Федерации по Оренбургской области и принятии к рассмотрению требования к указанному соответчику в виде обязания Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о назначении конкурсным управляющим ОРО "Братство" ОООИВА Альмухаметова А.А. на основании решения Арбитражного суда Оренбургской области от 16.03.2012 по делу N А47-4163/2010, вступившего в законную силу 17.04.2012, отказано.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.11.2012 (резолютивная часть объявлена 30.10.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Альмухаметов А.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.11.2012, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, обжалуемый судебный акт противоречит решению Арбитражного суда Оренбургской области от 16.03.2012 по делу N А47-4163/2010 о признании ОРО "Братство" ОООИВА несостоятельным (банкротом) и утверждении конкурсного управляющего и препятствует осуществлению арбитражным управляющим возложенных на него законом и судом обязанностей.
Кроме того, Альмухаметов А.А. считает, что подлежит удовлетворению ходатайство о привлечении Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области в качестве соответчика, с требованием об обязании указанного соответчика внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об утверждении конкурсного управляющего ОРО "Братство" ОООИВА, заявленное в суде первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, на момент вынесения обжалуемого судебного акта в материалах дела имелись доказательства представления заявителем в регистрирующий орган всех необходимых документов для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, в связи с чем, отказы МИФНС России N 10 по Оренбургской области и Управления юстиции Российской Федерации по Оренбургской области во внесении таких сведений являются незаконными.
Приняв участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представитель МИФНС России N 10 по Оренбургской области возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылаясь на соответствие действий регистрирующего органа закону.
Заявитель и третье лицо, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), а также посредством размещения информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, от Альмухаметова А.А. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
С учетом мнения представителя МИФНС России N 10 по Оренбургской области, дело, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрено в отсутствие заявителя и третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.03.2012 по делу N А47-4163/2010 ОРО "Братство" ОООИВА признана банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Альмухаметов А.А., являющийся членом Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства Объединение арбитражных управляющих "Авангард", г.Москва.
Конкурсным управляющим 02.04.2012 в адрес регистрирующего органа - МИФНС России N 10 по Оренбургской области направлено уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) и сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем (Заявление по Форме Р15002) (т. 1, л.д. 14 - 15).
МИФНС N 10 по Оренбургской области 09.04.2012 принято уведомление об оставлении документов без рассмотрения (вх. N 5000Б) в связи с тем, что конкурсный управляющий обратился в ненадлежащий регистрирующий орган (т. 1, л.д. 10).
Регистрирующий орган сообщил о невозможности внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации юридического лица по решению суда, так как федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций является Министерство юстиции Российской Федерации на основании положения о Министерстве юстиции Российской Федерации.
Полагая, что МИФНС России N 10 по Оренбургской области обязана внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о назначении конкурсного управляющего ОРО "Братство" ОООИВА на основании решения Арбитражного суда Оренбургской области от 16.03.2012 по делу N А47-4163/2010, вступившего в законную силу 17.04.2012, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявитель полагает, что им для государственной регистрации были представлены все предусмотренные законом документы в надлежащий регистрирующий орган, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к обоснованному выводу о том, что ОРО "Братство" ОООИВА является некоммерческой организацией, следовательно, документы для государственной регистрации должны быть представлены конкурсным управляющим в установленном порядке в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно статье 10 Закона о государственной регистрации федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации с учетом установленного Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
Согласно пункту 1 части 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1313 от 13.10.2004 (далее - Положение Минюста России) Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Подпунктом 37 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 147, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области наделено полномочиями по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.
Согласно пункту 3 части 1 Положения Минюста России одной из основных задач Минюста России является организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.
Взаимодействие уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.
Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 N 343 утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Порядок).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 вышеназванного Порядка решения о государственной регистрации межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями, и иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ, принимаются территориальными органами Минюста России.
Внесение сведений в ЕГРЮЛ осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций (если иное не установлено Порядком) на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Закона о государственной регистрации или решений судов.
Минюст России (территориальные органы Минюста России) направляют в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Законом о государственной регистрации (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, организационно-правовой формой ОРО "Братство" ОООИВА является "общественная или религиозная организация (объединение)" (т.1, л.д. 21- 25).
Согласно Уставу ОРО "Братство" ОООИВА является самоуправляемым общественным объединением граждан, получивших инвалидность в результате ранений, увечий, контузий или заболеваний, в ходе боевых действий на территории Республики Афганистан, Российской Федерации и других государств, добровольно объединившихся на основе общности интересов для достижения целей, указанных в Уставе.
Таким образом, ОРО "Братство" ОООИВА является некоммерческой организацией, следовательно, документы для государственной регистрации должны быть представлены конкурсным управляющим в установленном порядке в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области.
Судом первой инстанции дана правильная правовая оценка всем обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам.
Отклоняется довод подателя апелляционной жалобы о том, что подлежит удовлетворению ходатайство о привлечении Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области в качестве соответчика с принятием к производству требования об обязании указанного соответчика внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения, касающиеся утверждения конкурсного управляющего ОРО "Братство" ООО ИВА, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление нового требования к новому ответчику в рамках рассматриваемого арбитражным судом дела не предусмотрено, соответственно, оснований для удовлетворения ходатайства заявителя о привлечении Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области в качестве соответчика у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.11.2012 по делу N А47-10450/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Альмухаметова Амира Абузаровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
М.Н. Хоронеко |
Судьи |
С.Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10450/2012
Истец: Альмухаметов Амир Абузарович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области
Третье лицо: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13009/12
09.01.2013 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-10450/12
12.12.2012 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13238/12
08.11.2012 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-10450/12