г. Киров |
|
11 января 2013 г. |
Дело N А82-3970/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилой дом" в лице конкурсного управляющего Борисова Сергея Павловича,
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2012 по делу N А82-3970/2012, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилой дом" в лице конкурсного управляющего Борисова Сергея Павловича (ОГРН 1047601403630, Ярославская область, г. Ростов)
к управлению финансов администрации Ростовского Муниципального района Ярославской области (1027601073234, Ярославская область, г. Ростов), начальнику управления финансов Волковой Ольге Александровне (Ярославская область, г. Ростов)),
третье лицо: администрация Ростовского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1027601074401, Ярославская область, г. Ростов), муниципальное казенное учреждение Ростовского муниципального района Ярославской области "Комитет коммунального хозяйства" (ОГРН 1027601073268, Ярославская область, г. Ростов)),
о признании незаконным бездействия,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Жилой дом" в лице конкурсного управляющего Борисова Сергея Павловича (далее - заявитель, Предприятие, МУП "Жилой дом") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к управлению финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, Управление финансов), начальнику управления финансов Волковой Ольге Александровне с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Управления и начальника управления финансов Волковой О.А., выразившегося в неисполнении исполнительного листа АС N 001700259 от 12.09.2011, выданного Арбитражным судом Ярославской области по делу N А82-11/2011; возложении на начальника Управления финансов Волковой О.А. обязанности немедленно внести изменения в сводную бюджетную роспись Ростовского муниципального района в целях исполнения исполнительного листа АС N 001700259 от 12.09.2011, выданного Арбитражным судом Ярославской области по делу NА82-11/2011, в полном объеме.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены администрация Ростовского муниципального района Ярославской области (далее - третье лицо, Администрация), муниципальное казенное учреждение Ростовского муниципального района Ярославской области "Комитет коммунального хозяйства" (далее - третье лицо, МКУ "Комитет коммунального хозяйства" (л.д. 64-65, 106-107).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Жилой дом" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в нарушение порядка, установленного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный документ не исполнен в течение трех месяцев; начальником финансового управления Волковой О.В. не вносятся необходимые изменения в сводную бюджетную роспись; отсутствие факта перечисления денежных средств на счет заявителя в установленные законом сроки свидетельствует о бездействии распорядительного органа, направленном на нарушение прав заявителя.
Ответчики и третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.04.2011 Арбитражным судом Ярославской области вынесено решение по делу N А82-11/2011, которым с Ростовского муниципального района Ярославской области за счет казны Ростовского муниципального района в пользу МУП "Жилой дом" взыскано 3061323 рублей 37 копеек (л.д. 17-18). Из указанного решения следует, что муниципальное образование привлечено к субсидиарной ответственности по неисполненным обязательствам муниципального учреждения "Служба заказчика".
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 решение суда первой инстанции от 04.04.2011 по делу N А82-11/2011 оставлено без изменения (л.д. 21-23).
04.04.2011 Арбитражным судом Ярославской области МУП "Жилой дом" выдан исполнительный лист серия АС N 001700259 на взыскание с муниципального образования Ростовский муниципальный район Ярославской области за счет казны Ростовского муниципального района в пользу МУП "Жилой дом" 3061623 рублей 37 копеек.
20.09.2011 МУП "Жилой дом" направило исполнительный лист в Управление финансов на исполнение в соответствии с главой 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнительный лист получен Управлением финансов.
Сочтя, что имеет место незаконное бездействие, выразившееся в уклонении от исполнения требований исполнительного документа, заявитель 06.04.2012 обратился в арбитражный суд. На момент обращения в суд исполнение судебного акта не производилось. По мнению заявителя, указанное бездействие состоит в невнесении ответчиком изменений в сводную бюджетную роспись Ростовского муниципального района в нарушение пункта 5 статьи 242.2, статей 69 и 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции установив, что Управление финансов не является лицом, уполномоченным на исполнение требований исполнительного документа; органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности является Управление Федерального казначейства по Ярославской области; пункт 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям не применим, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования по искам к муниципальным образованиям, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, пункт 4 статьи 242.2, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют особенности порядка исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Следовательно, органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета, является Федеральное казначейство.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (абзац 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из пунктов 2.1, 3.12, 3.16 Положения об Управлении финансов администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, утвержденным постановлением главы Администрации 29.06.2011 N 1323 следует, что к полномочиям Управления финансов отнесено управление доходами и расходами районного бюджета на счетах управления в территориальных органах Федерального казначейства исходя из принципа единства кассы (пункт 2.1). Управление финансов ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств по средствам районного бюджета и средствам от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (пункт 3.12); является распорядителем счета средств районного бюджета, а также других счетов, открываемых в соответствии с законодательством (пункт 3.16).
Материалами дела подтверждено, что решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.04.2011 с Ростовского муниципального района Ярославской области за счет казны Ростовского муниципального района в порядке субсидиарной ответственности по неисполненным обязательствам МУ "Служба заказчика" (правопредшественник МКУ "Комитет коммунального хозяйства") в пользу МУП "Жилой дом" взыскано 3061323 рублей 37 копеек. Главными распорядителями бюджетных средств муниципального образования (субсидиарного должника) являются Управления финансов и Администрация.
Материалами дела подтверждено, что Управлению финансов как получателю бюджетных средств открыт лицевой счет в Управлении Федерального казначейства Ярославской области.
По смыслу статей 242.2, 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета по обязательствам бюджетных учреждений (в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей), исполняются органами казначейства по месту открытия должнику (субсидиарному должнику) лицевых счетов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации Управление Федерального казначейства Ярославской области является органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности, а Управление финансов не является лицом, уполномоченным на исполнение требований исполнительного документа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не имел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение порядка, установленного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный документ не исполнен в течение трех месяцев; начальником Финансового управления Волковой О.В. не вносятся необходимые изменения в сводную бюджетную роспись; отсутствие факта перечисления денежных средств на счет заявителя в установленные законом сроки свидетельствует о бездействии распорядительного органа, направленном на нарушение прав заявителя, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемой ситуации Управление финансов не является лицом, уполномоченным на исполнение требований исполнительного документа - исполнительного листа АС N 001700259 от 12.09.2011
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы заявителя составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на заявителя жалобы. Государственная пошлина уплачена заявителем при обращении с апелляционной жалобой по платежному поручению от 04.04.2012 N 20 в размере 2000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.09.2012 по делу N А82-3970/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилой дом" в лице конкурсного управляющего Борисова Сергея Павловича - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Жилой дом" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.10.2012 N 1.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3970/2012
Истец: МУП "ЖИЛОЙ ДОМ" в лице Конкурсного управляющего Борисова С. П., МУП "Жилой дом", в лице К/у МУП "Жилой дом" Борисова С. П,
Ответчик: Начальник Управления Финансов Администрации Ростовского Муниципального района Ярославской области, Начальник управления финансов Волкова Ольга Александровна, Управление финансов Администрации Ростовского Муниципального района Ярославской области
Третье лицо: Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области, МКУ Ростовского муниципального района Ярославской области "Комитет коммунального хозяйства", Муниципальное казенное учреждение Ростовского муниципального района Ярославской области "Комитет коммунального хозяйства", Муниципальное учреждение "Служба Заказчика"